Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
материал

Шромова Елена Борисовна

Сборник

материалов для диагностики уровня сформированности математических

представлений у детей дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник

материалов для диагностики уровня сформированности математических

представлений у детей дошкольного возраста

Разработчик: Садчикова Н.Л.

Самара 2017 г.

Садчикова H.JI. Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. - Самара: МБУ ДО «ЦВО

«Творчество» г.о. Самара, 2015

В сборнике представлены диагностические методики, разработанные автором, а также адаптированные методики Тихомировой Л.Ф1., позволяющие определить уровень сформированности математических представлений у детей групп адаптации и социализации дошкольников «Веснушки» МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара.

1Тихомирова Ф. Познавательные способности. Дети 5 -7 лет. - М.: Академия развития, 2000.-144с

Диагностика знаний состава числа из двух меньших чисел

  1. «Угадай, сколько предметов в другой руке»

Показатель: уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2- х меньших.

Демонстрационный материал:10 предметов небольшого размера (пуговицы, монеты и др.)

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

Инструкция к проведению

Педагог прячет в обеих руках 10 предметов и предлагает детям угадать, по сколько предметов в каждой руке. Для этого дети должны выбрать две карточки с соответствующими цифрами. Детям, выбравшим числа, которые составляют число 10, даются фишки. Ребёнок, угадавший количество предметов в каждой руке педагога, получает возможность предложить число, которое будут отгадывать дальше. Игра повторяется 5 раз.

Оценка:

высокий уровень - дети, набравшие 5 фишек; средний уровень- дети, набравшие 3-4 фишки; низкий уровень - дети, набравшие 1-2 фишки.

  1. «Грамотный покупатель»

Показатель: уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2- х меньших; умение оперировать с монетами.

Раздаточный материал: наборы монет (1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек), фишки.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям выполнить следующие задания:

  1. Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Возьмите две монеты, которыми можно заплатить за него.
  2. Ручка стоит 3 рубля. Покажите, какими монетами можно за нее заплатить?
  3. Открытка стоит 6 рублей. Покажите, какими монетами можно за нее заплатить?
  4. Как можно разменять 5 рублей (2 рубля; 5,10 копеек)? Детям, правильно выполнившим задания, даются фишки. Оценка:

высокий уровень - дети, набравшие 6-7 фишек; средний уровень - дети, набравшие 4-5 фишек; низкий уровень - дети, набравшие меньше 3 фишек.

Диагностика уровня развития представлений о закономерностях образования чисел числового ряда

Показатель: уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.

Демонстрационный материал: бубен, флажок.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

Инструкция к проведению

Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки:

  • Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству ударов в бубен.
  • Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству взмахов флажком.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество пальцев на обеих руках.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число меньшее семи, но больше четырех.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей число больше семи, но меньше девяти.
  • Поднять карточки с цифрами, обозначающими числа на один больше и на один меньше шести.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей количество лет мальчику, которому год назад было девять.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей количество лет сестре, которая на год младше семилетнего брата.
  • Поднять карточку с цифрой, обозначающей такое число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка:

высокий уровень- дети, набравшие 9-10 фишек; средний уровень - дети, набравшие 5-8 фишек; низкий уровень- дети, набравшие меньше 5 фишек.

Диагностика умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание

«Придумай и реши задачу»

Показатель: умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10, математическими знаками.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил.

Фиксируется правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса; правильная «запись» условия и решения задачи.

Оценка:

высокий уровень - дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача;

средний уровень - дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний педагога;

низкий уровень - дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в

«записи» пропущены числа или знаки; не могут исправить ошибки после указания на них.

Диагностика умений ориентироваться в пространстве с помощью плана

Показатель: умение ориентироваться с помощью плана.

Раздаточный материал: графический план комнаты.

Инструкция к проведению

Графический план комнаты располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.

Перед действием каждого ребенка педагог поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.

Педагог предлагает два типа задач:

а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (шкаф, стол);

б) найти в комнате тот предмет, который педагог укажет на плане (обратная задача).

Оценка:

высокий уровень        - дети выполняют все задания самостоятельно, точно и безошибочно (быстрота выполнения не учитывается);

средний уровень - дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания;

низкий уровень - дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.

Диагностика знаний о днях недели, о месяцах, о временах года

Показатель: количество правильных ответов. Материал: мяч.

Инструкция к проведению

  1. вариант.

Дети встают в круг. Педагог предлагает детям называть дни недели (времена года, месяцы) по порядку, передавая мяч по кругу.

  1. вариант.

Мяч находится в руках педагога. Он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает на заданный вопрос.

Вопросы:

  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели следует после понедельника?
  • Назови выходные дни?
  • Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой.
  • Какое сейчас время года?
  • Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени).
  • Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.

Оценка:

высокий уровень - дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на заданные вопросы;

средний уровень - дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах;

низкий уровень - дети не отвечают на большинство вопросов.

Диагностика знаний о геометрических фигурах

Показатель: уровень знаний о геометрических фигурах.

Материал: набор различных геометрических фигур разной величины (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и др.)

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает перечислить, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Оценка:

высокий уровень - дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение;

средний уровень - дети имеют представления о геометрических фигурах, с помощью педагога делают обобщение;

низкий уровень - дети путаются в называниях геометрических фигур, не могут сделать обобщение.

Диагностика умений измерять количество жидкости, пользуясь меркой

«Найди сосуд с живой водой»

Показатель: умение измерять количество жидкости, пользуясь меркой.

Раздаточный материал: на каждого ребенка широкий сосуд, в котором 5 стаканов воды (5 мерок), узкий сосуд, в котором 4 стакана воды (4 мерки), мерка-стакан, банка, счетный материал.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям найти сосуд с живой водой. Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Ребенок, пользуясь мерным стаканчиком и счетным материалом, определяет этот сосуд.

Оценка:

высокий уровень - дети самостоятельно справляются с заданием;

средний уровень - при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству счётного материала, в каком сосуде мерок больше;

низкий уровень - дети не могут определить, в каком сосуде больше мерок.

Диагностика уровня сформированости умения сравнивать, мысленно расчленять предметы на их составные части и соединять их в единое целое

«Сравнение, анализ, синтез»

Показатель: умения сравнивать, мысленно расчленять предметы на их составные части и соединять их в единое целое.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Инструкция к проведению

За выполнение заданий, указанных в карточке, ребёнок может набрать 10 баллов.

Время выполнения заданий 5-7 минут.

Оценка результатов:

10 баллов - задание выполнено полностью верно; 8-9 баллов - допущена 1 ошибка;

4-7 балов - допущено 2 ошибки;

2-3 балла - допущены 3-4 ошибки;

0-1 балла - допущено более 5 ошибок.

низкий- 2-3 балла;

очень низкий- 0-1 балл.

Диагностика уровня сформированности умения устанавливать закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте, ширине, умения сравнивать

«Сравнение, сериация»

Показатель: умение устанавливать закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте, ширине, умения сравнивать.

Демонстрационный материал: карточки с изображением различных предметов разного размера (яблоко, дерево, карандаш, кисточка, линейка).

Инструкция к проведению

Следует упорядочить возрастающие или убывающие ряды. За выполнение заданий, указанных в карточке, ребёнок может набрать 10 баллов. Время выполнения заданий - 5-7 минут.

Оценка результатов:

10 баллов - задание выполнено полностью верно; 8-9 баллов - допущена 1 ошибка;

4-7 балов - допущено 2 ошибки;

2-3 балла - допущены 3-4 ошибки;

0-1 балла - допущено более 5 ошибок.

  1. Разложи яблоки в порядке возрастания от самого маленького до самого большого.

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image6.jpeg

  1. Расставь березы в порядке возрастания от самой низкой до самой высокой

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image7.jpeg

  1. Разложи карандаши в порядке убывания от самого длинного до самого короткого

  1. Разложи кисточки по толщине от самой толстой кисточки до самой тонкой

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

  1. Разложи линейки по ширине от самой узкой линейки до самой широкой.

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image4.jpeg

  1. Разложи картинки с изображением последовательности частей сутокC:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image5.jpeg

Выводы об уровне развития:

очень высокий -10 баллов; высокий - 8-9 баллов; средний - 4-7 балов; низкий -2-3 балла;

очень низкий -0-1 балл.

Диагностика уровня представлений детей о счете предметов и об их упорядоченности «Упорядочивание действий»

Показатель: представления детей о счете предметов и об их упорядоченности

Демонстрационный        материал:        10        картонных        кругов        диаметром        5        см        с изображением точек (от 1 до 10) внутри.

Инструкция к проведению

Педагог выкладывает круги перед ребёнком и даёт ему задание: подумать и расположить эти круги в ряд по порядку. Необходимо напомнить ребёнку о наличии точек, но не следует подсказывать принцип упорядочивания.

Всего отличительных признаков 10. Ребёнок максимально может набрать за это задание 10 баллов. Время на выполнения - 2 минуты

Оценка результатов:

10 баллов - задание выполнено полностью верно; 8-9 баллов - допущена 1 ошибка;

4-7 балов - допущено 2 ошибки;

2-3 балла - допущены 3-4 ошибки;

0-1 балла - допущено более 5 ошибок.

Выводы об уровне развития:

очень высокий- 10 баллов;

высокий-8-9 баллов; средний - 4-7 балов; низкий- 2-3 балла; очень низкий- 0-1 балл.

Диагностика уровня умения распределять предметы по группам на основании общих признаков

«Сравнение, классификация»

Показатель: умение распределять предметы по группам на основании общих признаков.

Демонстрационный материал: карточка с изображением различных геометрических фигур разного размера и цвета (цветные, чёрные, белые, в линейку, в клетку и др.)

Инструкция к проведению

Ребёнку показывают карточку и предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее количество групп (в каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку); назвать все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок выделил все группы фигур за время, меньшее чем 2 минуты; 8-9 баллов - ребёнок выделил все группы за 2-2,5 минуты;

6-7 баллов - ребёнок выделил все группы за 2,5-3 минуты; 4-5 баллов - ребёнок назвал 7-5 групп фигур;

2-3 балла - ребёнок назвал только 2-4 групп фигур;

0-1 балл - ребёнок сумел выделить не более 1 группы фигур.

Выводы об уровне развития: очень высокий - 10 баллов; высокий- 8-9 баллов;

средний- 4-7 балов;

низкий- 2-3 балла; очень низкий - 0-1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко...

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....

«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Увлекательная математика».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В...

Сборник дидактических игр, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование математических представлений — одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста.Поэтому данный сборник дидактических игр будет очень актуален для воспита...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольниковНаправления диагностической работы:- диагностическая работа с детьми;- диагностическая работа с родителями;- диагнос...

Примерный перечень материалов, необходимых для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В статье укзываются тип, наименование, примерное количество средств обучения, необходимых для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Материал статьи...

Диагностика развития сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой к разделу "формирование элементарных математических предс...