Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бахтиева Камиля Сабирджановна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с использованием «ТРИЗ» технологии  

в подготовительной группе

«Домовенок - Кузя»

Воспитатель: Бахтиева К.С.

Октябрь 2021 год

Образовательная программа:

«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательная область: Познавательное развитие

Области интеграции: формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора детей.

Используемая педагогическая технология:«ТРИЗ» технология.

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.

Задачи:
Образовательные:
 

- совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

- совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивающие:

- совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.

- развивать внимание детей;

- развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения;

- развивать умение действовать в экстренных ситуациях;

- воспитывать интерес к математике.

Оборудование: мяч, письма с заданиями, елочки, украшенные  геометрическими фигурами; карточки с цифрами, сыпучие изделия, 2 миски, стакан, линейка, ложечка, веревочка, игрушки (мишка, заяц), карточки с цифрами, коврики, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка), игрушка домовенок, пирожки.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечание

1 Вводная часть

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длинну и ширину.

Понимать значение: "равный",

"Больше", "меньше", высоту.

Математика - точна,

Математика - нужна!

Дети любят всё считать,

Нужно только понимать!

2 Основная часть

 Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы с вами отправимся в страну- математику. Ребята, сегодня я получила посылку от домовенка Кузи. Хотите узнать, что в ней?

          Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у  меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их».

Воспитатель: Ну что ребята поможем решить эти задания?

Игровое упражнение «Назови число»

«Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

1, 2, 3 начинаешь - ты».

Воспитатель предлагает посчитать до 15 и обратно (от 10 до 1). Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующее. Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать предыдущие числа (1-3, 5-8, 8-10).  

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»

Детям раздаются карточки с цифрами.

Воспитатель читает первое стихотворение:

Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

Мяу, Мяу – из окошка.

 - Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде дыма «01» необходимо.

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы.

Воспитатель:

Если вы в беду попали

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет

Всем поможет

Всех спасет.

Воспитатель:

Если мама заболеет

Не волнуйся и не плачь

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Игровое упражнение «Учимся измерять»

На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? Как узнать, сколько риса в банке?». Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?». После ответов детей выкладывает на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобней измерить крупу?» (стаканом или ложкой). То, чем мы, что-то измеряем, называется условной мерой. Воспитатель предлагает измерить крупу при помощи стакана, показывая приемы измерения. Она насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана и пересыпает в миску. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков и показывает, сколько стаканов риса в банке».

Воспитатель: Давайте немножно отдохнем и сделаем разминку.

Физкультминутка «Любопытная варвара»

Любопытная варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх, смотрит вниз

Чуть присела на карниз

А потом упала вниз

Воспитатель: Ребята, давайте с вами измерим длину коврика, а будем мы его мерить с помощью коротенькой полоски. (Предварительно воспитатель уточняет правила измерения): «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).

Игровое упражнение «Елочки»

Воспитатель обращает внимание на елочки: «Ребята, мы украсили их геометрическими фигурами».

- Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели на елочках.

-Сколько треугольников на елочке и какого они цвета?

-Сколько кругов на елочке?  Сравнивают количество фигур

-Сколько квадратов и какого они цвета (4)?

-Сколько овалов и какого они цвета (7)? Сравните (4<7 или 7>4).

- Сколько ромбов и какого они цвета (3)?

- Сколько прямоугольников и какого они цвета (3). Сравните их (3=3).

Воспитатель: «Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.

Игровое упражнение «Разложи правильно»

Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги)» и предлагает их разложить на 2 тарелочки. Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

Игровая ситуация «Самый сообразительный»

Воспитатель читает задачи:

1«Вот 8 зайчат по дорожке идут

За ними вдогонку 2 бегут

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

2«Вот медведица идет

Медвежат своих ведет

Сколько здесь всего зверей

Сосчитай-ка поскорей» (3)

3«Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

   

4«Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?» (5)

Дети отвечают: «Да!» (воспитатель открывает посылку, где находится задание и письмо)

Дети: Да!

Дети стоят в кругу, в руках мяч.

Ответы детей

Дети выполняют задание.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

Дети показывают номер телефона скорой помощи.

Дети: Посчитать

Ответы детей

Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют количество.

(повороты вправо, влево)

(поднимают голову верх) (опускают голову вниз)

(приседают)

(имитируют движение, как она упала).

Выполняют задание с воспитателем

Ответы детей.

Дети кладут на стол карточку с цифрой 8.

Дети кладут на стол карточку с цифрой 5.

(дети кладут нужный знак >, <).

Дети выполняют задания воспитателя.

Дети выполняют задания воспитателя.

Ответы детей.

3 Заключительная часть

Воспитатель:

- Понравилось ли вам занятие?

- Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?

- Вы запомнили номера экстренных служб?

Раздается шуршание. Появляется домовенок: «Мне очень все понравилось. Я теперь знаю, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».

 

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (построено на основе предыдущих и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

План по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологий с детьми 5-6 лет»

план по самообразованию на тему "Формирование математических представлений с использованием ТРИЗ технологий" в старшей группе ДОУ...

Конспект ННОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Цветик- семицветик»

Занятие направлено на формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ. В путешествии по волшебному острову дети выполняют задания и со...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий "Путешествие по сказкам"

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий....