Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
с использованием «ТРИЗ» технологии
в подготовительной группе
«Домовенок - Кузя»
Шестакова Анна Юрьевна
СПб 2018 год
Образовательная область: Познавательное развитие
Области интеграции: формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора детей.
Используемая педагогическая технология:
«ТРИЗ» технология.
Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
- совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающие:
- совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
- развивать внимание детей;
- развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения;
- развивать умение действовать в экстренных ситуациях;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: мяч, письма с заданиями, елочки, украшенные геометрическими фигурами; карточки с цифрами, сыпучие изделия, 2 миски, стакан, линейка, ложечка, веревочка, игрушки (мишка, заяц), карточки с цифрами, коврики, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка), игрушка домовенок, пирожки.
Мотивационно-побудительный этап:
Воспитатель:
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длинну и ширину.
Понимать значение: "равный",
"Больше", "меньше", высоту.
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы с вами отправимся в трану- математику. Ребята, сегодня я получила посылку от домовенку Кузи. Хотите узнать, что в ней?
Дети: Да!
(воспитатель открывает послылку, где находится задание и письмо)
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их».
Воспитатель: Ну что ребята поможем решить эти задания?
Дети: Да.
Игровое упражнение «Назови число»
«Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать
1, 2, 3 начинаешь - ты».
Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 15 и обратно (от 10 до 1). Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующее. Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать предыдущие числа (1-3, 5-8, 8-10).
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»
Детям раздаются карточки с цифрами.
Воспитатель читает первое стихотворение:
Загорелся кошкин дом:
Пламя. Искры. Дым столбом.
Мяу, Мяу – из окошка.
- Помогите, - просит кошка.
Позвонить при виде
Дыма «01» необходимо.
Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если вы в беду попали
Телефон «02» набрали.
К вам полиция приедет
Всем поможет
Всех спасет.
Дети выкладывают номер телефона полиции.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если мама заболеет
Не волнуйся и не плачь
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Дети показывают номер телефона скорой помощи.
Игровое упражнение «Учимся измерять»
На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать). Как узнать, сколько риса в банке?». Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?». После ответов детей выкладывает на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобней измерить крупу?» (стаканом или ложкой). То, чем мы, что-то измеряем, называется условной мерой. Воспитатель предлагает измерить крупу при помощи стакана, показывая приемы измерения. Она насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана и пересыпает в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков и показывает, сколько стаканов риса в банке».
Воспитатель: Давайте немножно отдохнем и сделаем разминку.
Физкультминутка «Любопытная варвара»
Любопытная варвара
Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево),
Смотрит вверх (поднимают голову верх),
Смотрит вниз (опускают голову вниз),
Чуть присела на карниз (приседают),
А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами измерим длину коврика, а будем мы его мерить с помощью коротенькой полоски. (Предварительно воспитатель уточняет правила измерения): «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).
Игровое упражнение «Поленья»
Воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев и выложить из них домик. Предлагает отсчитать 5 поленьев, чтобы получилось 2 треугольников. Далее воспитатель предлагает отсчитать 7 поленьев и выложить 2 квадрата (развитие смекалки).
Игровое упражнение «Елочки»
Воспитатель обращает внимание на елочки: «Скоро новый год и мы нарядили елочки в праздничный наряд, но не как обычно, а украсили их геометрическими фигурами».
- Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели на елочках. Ответ детей.
- Сколько треугольников на елочке и какого они цвета? Дети кладут на стол карточку с цифрой 8.
- Сколько кругов на елочке? Дети кладут на стол карточку с цифрой 5. Сравнивают количество фигур (дети кладут нужный знак •, •).
- Сколько квадратов и какого они цвета (4)?
- Сколько овалов и какого они цвета (7)? Сравните (4•7 или 7•4).
- Сколько ромбов и какого они цвета (3)?
- Сколько прямоугольников и какого они цвета (3). Сравните их (3=3).
Воспитатель: «Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.
Игровое упражнение «Разложи правильно»
Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги)» и предлагает их разложить на 2 тарелочки. Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
Игровая ситуация «Самый сообразительный»
Воспитатель читает задачи:
«Вот 8 зайчат по дорожке идут
За ними вдогонку 2 бегут
Так сколько же всего по дорожке лесной
Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)
«Вот медведица идет
Медвежат своих ведет
Сколько здесь всего зверей
Сосчитай-ка поскорей» (3)
«Под кустами у реки
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Ты их можешь сосчитать»? (4)
«Вот хромой идет жучок,
Он ранил ножку о сучок,
Прежде на своих шести,
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползет жучок?» (5)
Итог занятия
Воспитатель:
- Понравилось ли вам занятие?
- Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?
- Вы запомнили номера экстренных служб?
Раздается шуршание. Появляется домовенок: «Мне очень все понравилось. Я теперь знаю, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "В стране горного короля" в подготовительной группе.
Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей ст...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе. «Проделки Бабы-Яги»
Цель - формировать умение решать логические задачи на развитие по свойствам...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием педагогических технологий в старшей группе "Как Незнайка готовился к празднику "
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Математика».
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стран...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в средней группе. «Проделки Бабы-Яги»
КонспектНепосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений(с использованием блоков Дьенеша)в средней группе.«Проделки Бабы-Яги»...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в средней группе "Путешествие в зимний лес".
КонспектНепосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений(с использованием блоков Дьенеша)в средней группе"Путешествие в зимний лес"...