Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий
по теме «Щенячий патруль»
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий
по теме «Щенячий патруль»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Себурова Валентина Гавриловна
п.гт.Березово
2017
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закреплять порядковый счёт и совершенствовать навыки счёта в пределах 10.
- Упражнять в умении определять направление относительно себя, ориентироваться по карте.
- Закреплять названия дней недели и их последовательность.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, воображения.
- Развивать способность к логическим действиям и операциям, декодировать информацию о свойствах логических блоков.
- Развивать умение использовать средства и способы, предложенные взрослым; контролировать себя в процессе выполнения задания; достигать результата; приобретать навыки контроля-самоконтроля.
- Развитие нестандартного мышления с применением элементов ТРИЗ-технологии.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоконтроля, умение выполнять задания в группе детей.
- Вовлекать в процесс самостоятельного поиска.
- Формировать эмоциональные качества личности (сочувствие, сопереживание, радость, восхищение).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
Наглядные: использование ИКТ (мультимедийная презентация).
Словесные: чтение письма, словесная инструкция, объяснение.
Практические: игровые упражнения (оказание помощи), физминутка.
Игровые: решение заданий логико – математического характера, сюрпризный момент, поощрение.
Предварительная работа: Дидактические игры с блоками Дьенеша, игры на ориентировку в пространстве.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Презентация Power Point: изображения щенков, героев мультсериала «Щенячий патруль» (Приложение 1).
- Набор блоков Дьенеша (на каждого ребёнка)
- Обручи
- Наборы числовых картинок
- Плоскостные геометрические фигуры
- Цветные карандаши
- Аудиозапись
Ход организованной образовательной деятельности (ООД)
Дети входят в зал, встают в круг.
Воспитатель:
-Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Когда живется дружно,
что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
-Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбки!
(Слышится песня из мультфильма «Щенячий патруль»)
Воспитатель:
Ребята кто к нам спешит? (Щенячий патруль)
- Давайте посмотрим на экран. Я уверена вы, знаете, как зовут всех щенков!
-Назовите имена щенков слева направо по порядку (первого щенка зовут, второго щенка зовут… и т. д.).
-Сколько всего щенков? Скажите, как зовут последнего щенка? А как зовут третьего щенка?
-Молодцы!
Что они нам написали? (1 слайд)
-Кто прислал нам письмо? Щенячий патруль!
-Ребята, наверное, у них сто-то случилось, если они прислали нам письмо! Давайте прочитаем.
(2 слайд). Текст письма:
«Дорогие ребята!!! К вам обращается «Щенячий патруль». Райдер с нами играет в новую игру, но в ней много сложных заданий, и мы не можем с ними справиться. Помогите, пожалуйста!»
Воспитатель:
-Ну, что, ребята, поможем щенкам? Щенкам нужно подкрепиться, задания будут сложные, давайте угостим их косточками. Нарисуйте щенку в правом верхнем углу синюю косточку, а в правом нижнем углу красную, а в левом нижнем углу желтую, а в левом верхнем зеленую, а щенку в центре - коричневую. Расскажите, пожалуйста, как вы расположили косточки.
(Рокки мы дали желтую косточку, он находится правом верхнем углу и т.д.)
Воспитатель:
- Ну что ребята приступаем, готовы к выполнению дальнейших заданий?
(3 слайд, второе задание)
Появилась схема, что от нас хочет Райд, ориентироваться в пространстве
-Посмотрите, ребята, что это за схема? Это схема пути, куда нам надо идти!
-Как вы думаете, что обозначают квадраты?
Дети: Шаги.
Воспитатель:
- Нужно пройти вот такой путь – от фишки пройти 3 шага прямо, повернуть направо, потом 5 шагов прямо, повернуть налево, пройти 7 шагов прямо.
-Ребята, а куда сначала нам идти? (Вперёд).
-Как узнать, сколько надо сделать шагов? (Посчитать).
-А теперь куда пойдём? (Направо).
-Сколько надо сделать шагов?
-Теперь куда? (Налево).
-Считаем, сколько шагов надо сделать.
-Вот мы и пришли.
Поиграем в игру «Я целое, а ты моя часть»
- Ребята, какое задание мы видим: игра с блоками Дьеныша.
(4 слайд. Кодовая карточка)
-Ребята, задание называется «Разложи фигуры».
В красном положить квадраты, не красные, маленькие. Не красные, это какие?
Синие и жёлтые.
В зеленом надо положить квадраты, красные, не маленькие. Не маленькие, это какие? Большие.
-Ребята, а на экране подсказка, кодовая карточка. Подходим к столам и приступаем к выполнению задания.
(Дети раскладывают в обручи нужные геометрические фигуры из наборов блоков Дьенеша)
-Все справились с заданием? Давайте посмотрим.
-Молодцы! А теперь я вам предлагаю отдохнуть. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Физминутка
Воспитатель:
- Райдер не вернулся, посмотрите щенки, какие грустные. Значит, есть ещё задание!
(6 слайд. Дни недели)
-Ребята, нужно отгадать загадки про дни недели.
(Воспитатель загадывает загадки и показывает соответствующую карточку)
-Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовётся…. (понедельник).
-Прокричал усатый дворник:
«День второй в недели…» (вторник)
-Третий день не ерунда,
Как зовётся он? … (среда)
-День четвёртый лень отверг,
Как зовётся он? … (четверг)
-Пятый день – опрятница!
Как зовётся?. (пятница)
-День шестой – конец работы.
Как зовётся он? … (суббота)
-А седьмой день – всем веселье!
Как зовётся? …. (воскресенье)
-Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дни недели, стройся!»
Дети делятся на две команды. У каждого ребёнка карточка с разным количеством кругов, которые обозначают порядковый номер дня недели. Звучит музыка, дети бегают врассыпную. По окончании музыки дети строятся в две шеренги, по дням недели.
Следующее задание: «Да-нет-ка»: На экране много геометрических фигур. Надеемся, что все ребята знакомы с ними. Райдер спрятался за одной и геометрической фигурой.
А вот за какой, вы должны угадать. Задавайте наводящие вопросы, а я буду отвечать «да» или «нет».
Примечание: За одной из вышеуказанных геометрических фигур (в данном случае, большой оранжевый овал) воспитатель располагает картинку с изображением Райдера.
Дети задают вопросы:
- По расположению (это находится справа, слева, посередине, перед, после, рядом, между);
- По размеру, по цвету;
- По названию геометрической фигуры.
(Например. Косточка находится в, между? Находится за маленьким красным прямоугольником? и т.д.).
/После указания детьми фигуры с нужным цветом и размером/ - Угадали! За оранжевым большим овалом что-то есть! /достается, показывается/.
Воспитатель:
-Молодцы! Ребята, посмотрите на экран, Райдер вернулся.
(7 слайд)
-Щенки рады его видеть! Какое хорошее дело мы сделали. Вы рады?
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, а скажите, какое задание было для вас самым трудным? А какое задание было самым интересным?
-Вы большие молодцы! Теперь, когда Райдер вернулся к своим щенкам, они вместе будут помогать тем, кто попал в трудную ситуацию!
Список источников:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ (электронное методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей и ВУЗов).
- А.А. Гин «Да» и «нет говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, вос- питателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997.
- И.А.Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- В.П.Новикова. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М., Мозаика-Синтез, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999224-1516531494.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»
Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-31206-1576165642.jpg)
План по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологий с детьми 5-6 лет»
план по самообразованию на тему "Формирование математических представлений с использованием ТРИЗ технологий" в старшей группе ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243241-1587554131.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группеКонспект организованной образовательной деятельности. Формирование элемента...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036309-1525638803.jpg)
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1357055-1636966527.jpg)
Конспект ННОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Цветик- семицветик»
Занятие направлено на формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ. В путешествии по волшебному острову дети выполняют задания и со...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/12/picture-1406378-1652352550.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности Формирование элементарных математических представлений. Тема НОД: «Возвращение Элли домой».
Формировать у детей стойкий интерес к математике, продолжать развивать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-412535-1551288405.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему «Цветик- Семицветик» для детей старшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему &l...
- Мне нравится (4)