Конструкт НОД "Счет и измерения в прошлом и сегодня"(старшая группа)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Знакомство со счетом и измерениями в прошлом, уточнение знаний о счете и измерениях современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_od_po_matematicheskomu_razvitiyu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ НОД «СЧЕТ И ИЗМЕРЕНИЯ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ»
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема НОД: «Счет и измерения в прошлом и сегодня».
Вид НОД: математическое развитие
Форма НОД: «Река времени»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Формы организации: подгрупповая
Планируемый результат: ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, социальными знаниями о социальном мире. У ребенка развита мелкая моторика.
Цель: Познакомить со счетом и измерениями в прошлом, уточнить знания о счете и измерениях современности. Проследить существенные изменения, произошедшие в течение определенных отрезков времени.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к своему народу и к его прошлому.
- Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
- Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.
- Развивать свойства непроизвольного внимания посредством стимулирования игровыми ситуациями.
- Развивать умение использовать элементы народной математики для формирования логико-математических представлений.
Обучающие задачи:
- Познакомить детей со счетом и письмом в народной математике.
- Научить измерять длину народной меркой – пядью.
Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта-панно «Река времени». Материал для д/и: камешки, мешочки, ящик для бросания, пластмассовая банка. Узелковые счеты, картинка абак, счеты с косточками, счетные палочки, калькулятор, компьютер. Мелкие картинки, клей, салфетки.
Литературные: стихотворение «Один – это черточка одна…».
Этапы (последовательность) деятельности | Деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Этап 1. Обсуждение реального события. | Педагог обращается к детям: Сегодня все ребята пришли? Сколько же всего пришло детей, как это узнать? Можно посчитать. Кто сможет посчитать? | Дети ведут диалог с педагогом. | Готовность детей к общению с взрослым |
Этап 2. Постановка цели исследования. | Интересно, а как люди считали раньше? Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я хочу отправиться по реке времени, чтобы узнать, как люди считали в древности. Кто хочет со мной путешествовать? (Расстилается «река»). На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … (пароходе). | Дети выражают свое мнение о путешествии. | Проявляют любознательность. Делают выбор. |
Этап 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. | Первая остановка. Посмотрите на свои руки. Это были первые счеты. Да-да. Давным-давно люди считали на пальцах рук. Рассмотрим следующий способ счета - с помощью предметов (например, камешков). Этот счет люди использовали, когда заготавливали овощи на зиму, в погреб. Вместо погреба у нас будет большой ящик, вместо больших мешков у нас - маленькие мешочки. Проводится Д/И «Помоги бабушке заготовить овощи». Сколько мешков принесли, посчитай Вика. Значит, сколько мешков мы принесли? Почему так решила? Зимой, когда из погреба выносили мешок с овощами, выбрасывали камешек из баночки. Так хозяйка знала, сколько, у неё осталось мешков до конца зимы. Максим, убери один камешек. Сколько мешков осталось в погребе? Как узнали? Трофим, посчитай камушки. Обратный счет от 10 до 1. Наступило время узнать, как раньше измеряли длину и ширину предметов с помощью народной математики. Одна из народных мерок длины – это пядь. Пядь – это расстояние между большим и указательным пальцами (показывает пядь). Задание: Измерять ширину стола пядями. Узнали мы с вами, как раньше люди измеряли предметы? Что же раньше использовали при счете, а при измерении? Вторая остановка. Отправляемся дальше. Следующая остановка. Люди увидели, что считать на пальцах неудобно. Почему? Потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим. Это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? Правда, интересно? А вот эта глиняная доска – тоже счеты, называется абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Знаком ли вам предмет? Это счеты. А знаете ли вы, что раньше ведь и цифр не было?! Как же тогда записать, сколько получилось? Я вам сейчас расскажу и покажу, как раньше записывали числа. Я буду писать на доске, а вы будете выкладывать числа из счетных палочек. Молодцы! Все справились с заданием. Запомнили, какими измерительными приборами стали пользоваться люди? Можете назвать? Третья остановка. Следующая остановка. Как вы теперь знаете, люди пользовались руками, камешками, жменями, потом узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Обратите внимание на эту счетную машину. Как она называется? Правильно, калькулятор. Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? Посмотрите, что это? Чем компьютер отличается от калькулятора? У кого дома есть компьютер? Как можно считать с помощью компьютера? Если считаем мы с помощью калькулятора и компьютера, чем же делаем измерения? Помните, что мы использовали, когда измеряли стол? Чем пользуются сейчас? Кто хочет проверить, какой ширины стол? Как это сделать? Какой результат получился? Что точнее – измерение пядью или линейкой? Почему? | Осуществляют действия в ситуации игры Считают, объясняют. Наблюдают за действием воспитателя Измеряют Отвечают на вопросы Выражают собственные суждения Осуществляют новые действия Слушают Действуют по образцу Называют Демонстрируют свои знания и умения Измеряют ширину и длину стола. Высказываются и измеряют линейкой Дети высказываются. | Проявляют интерес. Активно взаимодействуют с педагогом. |
Этап 4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Прошлое»? Кто будет отбирать картинки для следующей остановки? Кто со мной будет работать? | Соотносят изображения на картинках с предметами Объединяются в группы Участвуют в групповых действиях | Делают выбор Проявляют инициативу в общении со сверстниками, партнерские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками |
Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать. Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая? Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем. | Классифицируют. Располагают картинки в определенном порядке. Демонстрируют фантазирование, выражение мнения | Осуществляют контроль и взаимоконтроль |
Этап 6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения. | Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии? | Делятся впечатлениями | |
Этап 7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт непосредственно образовательной деятельности "Счет и измерения в прошлом и сегодня"
Конструкт НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО. Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа). Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид НОД: математическое развитие. Форма НОД: «Река вр...
Конструкт занятия "Способы счета в прошлом и сегодня"
познавательное развитие...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"
Группа: старшая группа (5-6 лет)Тема НОД: «Одежда, обувь, головные уборы»Образовательная область: речевое развитиеВиды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативнаяФорма проведени...
Конструкт НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Путешествие по математической тропинке"
Образовательная область:: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.Форма НОД:...
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Измерение сыпучих веществ» для детей старшей группы детского сада (5 - 6 лет).
Конспект непрерывной образовательной деятельности«Измерение сыпучих веществ»для детей старшей группы детского сада (5 - 6 лет)....
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе.
Конструкт НОД , тема "Морское путешествие"....
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по блокам Дьенеша в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Содержание занятия позволяет осуществлять такое познание детьми не в форме понятий, а в на...