ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Измерение сыпучих веществ» для детей старшей группы детского сада (5 - 6 лет).
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Заблодская Анна Владимировна

Конспект непрерывной образовательной  деятельности

«Измерение сыпучих веществ»

для детей старшей группы детского сада (5 - 6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_sypuchih_veshchestv.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Конспект непрерывной образовательной  деятельности

«Измерение сыпучих предметов»

для детей старшей группы детского сада (5 - 6 лет).

Подготовила и провела воспитатель 1 категории Заблодская Анна Владимировна.

Интеграция Образовательных Областей  Фгос  До: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оо Фгос До  «Познавательное Развитие»,  задачи:

- Закрепить знания детей о календаре;

- Закрепить порядковый счёт в пределах 9, умение отвечать на вопросы: «Который по счёту?», «На котором по счёту месте?»;

- Закрепить умение детей соотносить цифру с количеством предметов.

- Формировать умение измерять объём сыпучих тел с помощью условной мерки;

- Формировать представления об общих способах измерения.

- Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, память.

ОО ФГОС ДО  «Речевое  развитие», задачи:

- Закрепить названия зимующих птиц;

- Закрепить умение отвечать на вопрос полным предложением.

ОО ФГОС ДО  «Социально-коммуникативное развитие», задачи:                                                                                              

-   Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками

Материалы и оборудование для проведения НОД:

Демонстрационный:

-календарь;

- предметные картинки зимующих птиц – 9 штук;

- две прозрачные миски, в одной из них пшено,

- мерный стакан,

- счетные палочки;

раздаточный 

- карточки с цифрами от 1 до 9 на каждого ребёнка;

- столовая ложка на каждого ребенка;

- по 2 стакана на каждого ребёнка, в одном 5 столовых ложек пшена;

- счетные палочки на каждого ребенка.

Предварительная совместная деятельность:

 Дидактические игры: «Который по счету», «Слушай хлопки», ведение календаря, разучивание физ. Минутки.

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационная часть:

-Ребята у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Сейчас у нас будет занятие по математике, математика очень сложная и точная наука, поэтому надо быть очень внимательными.

2. Основная часть.

Давайте подойдём к календарю.

- Какое сейчас время года? (зима).

- Какие ещё есть времена года? (весна, лето, осень).

- Сколько всего времён года? (4) Они все следуют друг за другом в определенной последовательности.

- Какой сейчас месяц? (декабрь).

- Какие ещё есть зимние месяцы? (январь, февраль).

- А сколько всего зимних месяцев? (3). Они тоже следуют друг за другом в определённом порядке. А всего в году 12 месяцев.

- А какой сегодня день недели, если мы знаем, что вчера была среда? (четверг). Передвиньте стрелочку.

- Сколько всего дней в неделе? (7). Назовите их. С какого дня начинается неделя? (с понедельника). Они тоже следуют друг за другом.

- А какое сегодня число, если мы знаем, что вчера было пятое? (6). Найдите соответствующую цифру и вложите в окошечко.

- А какая сегодня погода? Передвиньте стрелочку. Молодцы, садитесь за стол.

 Посмотрите, перед вами картинки с изображением птиц. Назовите птиц по порядку, слева на право (ворона, синица, снегирь, галка, дятел, сорока, голубь, воробей, сокол).

- Как можно назвать их одним словом? (зимующие птицы) Почему этих птиц называют зимующими? (они остаются на зиму)

- Посчитайте по - порядку, сколько всего птиц? Ворона первая, синица вторая… (счет ведем слева на право) – Всего 9 птиц. Покажите соответствующую цифру.

- Какая по счету галка? (Галка четвертая по счету). Покажите соответствующую цифру.

- На котором по счету месте находится снегирь? (Снегирь находится на третьем месте). Покажите соответствующую цифру.

- Дятел, какой по счету? (Дятел пятый по счету).

- Назовите 6 птицу (Шестая – сорока).

- Назовите последнюю птицу (Сокол).

Игра «Кто первый назовет?» - «Сейчас я буду ударять молоточком несколько раз, вы должны сосчитать количество ударов, и назвать птицу, которая стоит на этом месте. (счёт ведём слева на право играем 3-4 раза). Усложнение – закрываем глаза.

- А теперь разложите числа, которые лежат у вас на столах по порядку от 1 до 9. Раскладываем слева на право. Назовите мне соседей того числа, которое я назову.

Мы хорошо поработали нам пора немного отдохнуть, вставайте.

Физминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Дети садятся полукругом около стола, воспитатель сидит за столом.

- Ребята как вы думаете птицам легко зимой? (нет) почему? (трудно добыть еду). Как мы можем помочь птицам? (покормить?) Чем можно кормить птиц? (семечки, зёрна, хлебные крошки)

- Я приготовила пшено, чтобы покормить птиц. Посмотрите. Ребята, а как вы думаете, сколько здесь пшена? А можем узнать? Как? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить)

- Чем можно измерить?

- В качестве измерения мы будем использовать стакан. Стакан – это условная мерка.

-Чем будет стакан? (условной меркой)

Насыпаю полный стакан пшена, обращаю внимание детей на полноту стакана, затем пересыпаю его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выкладываю на столе палочки. Таким образом, надо пересыпать всё пшено из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов пшена.

Обращаю внимание на то, что каждый стакан пшена должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.

В третий стакан специально насыпаю пшена меньше и, поднося его к миске, наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращаю внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.

После того как будет измерено всё пшено, отмечаю, сколько пшена было в миске.

- Сколько пересыпано стаканов пшена, столько и палочек будет у меня на столе.

- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек?

Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что пшено можно измерять только стаканом, предлагаю попробовать измерить его другими мерками.

- Я и вам приготовила пшено, чтоб вы тоже могли покормить птиц (Предлагаю пройти и стать вокруг столов для самостоятельного измерения). Ребята, сколько птиц вы можете накормить, если каждой птице нужна одна ложка пшена? (Нужно измерить пшено ложкой. Сколько ложек получится, столько птиц и сможет накормить каждый) Сейчас вы будите самостоятельно измерять пшено у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять палочку, чтобы не сбиться со счета.

- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.

- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем палочку.

(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)

- Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, ложку? (Мерка.)

- Как узнать, сколько получилось мерок семечек? – (надо сосчитать палочки)

(дети считают количество палочек)

- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 5 ложек пшена. Тот, у кого получилось 5 ложек, измерили правильно

- Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки.

- Ребята, а теперь подумайте и скажите, сколько птиц может накормить каждый из вас, если одной птице нужна 1 ложка пшена? (5 птиц)

3. Заключительная часть.

- Что ещё можно измерить подобным способом?

- Ребята давайте сделаем вывод: что можно сделать с любым сыпучим веществом? (измерить). С помощью чего? (условной мерки).

- Когда мы пойдём на прогулку, мы возьмём пшено и насыплем в кормушку, которая висит у нас на участке.

- Чем мы занимались на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности "В ГОСТЯХ У СТЕПАШКИ"

ФГОС ДО «Познавательное развитие»Формирование элементарных математических представленийКонспект непрерывной образовательной деятельности"В ГОСТЯХ У СТЕПАШКИ"для детей второй млад...

ФГОС ДО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Конспект НОД "В гости к зайчику"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет.«В гости к зайчику» Цель: формировать умение детей дошкольного возраста с 3-х до...

Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности «Гуси-лебеди» Для детей средней группы детского сада (4-5 лет)

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы детского сада (4-5 лет) "Гуси-лебеди". Задачи: 1. Закреплять знания частей суток.2. Упражнять в сравнение...

ОО "Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений".Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «Новый год в лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет.«Новый год в лесу»Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет с образов...

ФГОС ДО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гости к нам пришли матрешки"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет.«В гости к нам пришли матрешки»Цель: формировать представление детей дошкольного во...