Конструкт занятия "Способы счета в прошлом и сегодня"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности
Тема : «Способы счета в прошлом и сегодня»
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Форма НОД: «Река времени»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Формы организации: подгрупповая
Планируемый результат: ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, знаниями о социальном мире. У ребенка развита мелкая моторика.
Цель: Познакомить со способами счета в прошлом, уточнить знания о способах счета современности. Проследить существенные изменения, произошедшие в течение определенных отрезков времени.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей со способами счета в старину, древность и наши дни.
Развивающие задачи:
- Развивать память, мышление, мелкую моторику.
- Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.
- Развивать непроизвольное внимание посредством стимулирования игровыми ситуациями.
- Развивать умение использовать элементы счета математики древности и старины для формирования логико-математических представлений.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к своему народу и к его прошлому.
- Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.
Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта-панно «Река времени». Материал для дидактической игры: камешки, рыбки, ящик для бросания, пластмассовая банка. Картинки для дидактической игры с узелковыми счетами, узелковые счеты, счеты, картинка абак, счеты с косточками, четки, изображение «дощаной счет», калькулятор, кассовый аппарат, компьютер. Мелкие картинки, клей, салфетки.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности
| Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Этап 1. Приветствие; Обсуждение реального события. | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас все ребята пришли? Сколько же всего пришло детей, как мы можем это узнать? Можно посчитать. Кто сможет посчитать? | Установление зрительного контакта с детьми. Улыбка, стимулирование интереса, вовлечение в дальнейшую деятельность | Дети здороваются друг с другом и ведут диалог с педагогом. | Готовность детей к общению с взрослым. Сотрудничество |
Этап 2. Постановка цели исследования. | Интересно, а как люди считали раньше? Ребята, а вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я предлагаю Вам отправится по реке времени, чтобы узнать, как люди считали в древности и в старину. Кто хочет со мной путешествовать? На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … | Задает вопрос. Подталкивает детей к постановке цели. Расстилает «Реку времени», задает вопросы стимулирующие мыслительные процессы. | Высказывают свои предположения по заданному вопросу. Формулируют проблему. Дети рассматривают панно «реки времени» выражают свое мнение о путешествии, выбирают транспорт для путешествия. | Проявляют любознательность. Делают выбор, ставят цель |
Этап 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. | Первая остановка «Древность». Ребята, Посмотрите на свои руки. Это были первые счеты. Да-да. Давным-давно, в древности, люди жили в пещерах и считали на пальцах рук и ног. Как думаете, что древние люди могли посчитать на пальцах рук? Но потом люди увидели, что считать с помощью рук не совсем удобно. Как вы думаете почему? Потому что нельзя было на них посчитать, например до 30. И тогда они изобрели способы счета, а вот какие мы сейчас с Вами увидим. - с помощью предметов (например, камешков, палочек, бусинок). Этот способ счета люди использовали, когда заготавливали продукты питания, ходили на охоту, рыбалку. Хотите тоже, как древние люди посчитать при помощи предметов? Проводится Д/И «Посчитай пойманную рыбу» У нас есть большой ящик, куда мы положили пойманную рыбу. Сколько рыбы мы поймали , посчитай, Варя. Мы поймали 10 рыбок. Значит, сколько камешков мы должны положить в банку? А потом, когда из ящика брали рыбу чтобы приготовить обед , выбрасывали камешек из баночки. Так хозяйка знала, сколько, у неё осталось запасов рыбы . Маша, убери один камешек. Сколько рыбок осталось в ящике? Как узнали? Арсений, посчитай камушки. Обратный счет от 10 до 1. Следующий способ счета – узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? Это очень интересно. Д/и «Реши по картинке» Завяжи столько узелков, сколько предметов изображено на картинке. Предлагаю вам разделится на подгруппы чтобы поиграть в эту игру. А вот это глиняная доска – абак. Это первые древние счеты. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Вот мы с вами, и узнали, как в древности люди считали? Что же раньше использовали при счете?
Вторая остановка «Старина». Отправляемся дальше. Следующая остановка. Знаком ли вам предмет? Это четки. Этот вид счет широко использовался людьми в старину и стал основой для создания других счет которые назывались «дощаной счет» и представляли собой деревянный ящичек на стенках которого на ниточках были нанизаны косточки. Эти счеты в скором времени преобразились в счеты, с которыми вы встречались и знакомы. Старинные счеты отличались невероятным разнообразием. Их украшали драгоценными камнями, изготавливали из дорогих сортов дерева. Предлагаю вам сыграть в игру, «Буквы имени», чтобы поработать со счетами. На каждую букву в имени вы откладываете на счетах «косточку», а потом считаете, сколько букв у вас в имени. Запомнили, какими приборами стали пользоваться люди в старину для счета? Можете назвать? Третья остановка «Наши дни» Следующая остановка. Как вы теперь знаете, люди пользовались руками, камешками, потом узелковыми счетами, счетной доской, четками, счетами, Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому в наши дни, в которые живем мы, люди, изобрели аппараты для облегчения счета больших чисел. например: кассовый аппарат, где используется кассовый аппарат? В магазине конечно. Для счета денег. Обратите внимание на эту счетную машину. Как она называется? Правильно, калькулятор. Где используется калькулятор? Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? А что же это? Чем компьютер отличается от калькулятора? У кого дома есть компьютер? Как можно считать с помощью компьютера? Компьютер умное и современное изобретение и в нем существует специальная программа для счета, ну и калькулятор. | Использует словесные, наглядные демонстрационные средства. Эмоционально включает в слушание. Инициирует общее обсуждение, задавая различные вопросы. Организует детей на игру, попутно обьясняя правила. Задает вопросы, стимулирующие мыслительные процессы. Показ изображения узелковых счет Организация практической деятельности детей. Демонстрирует изображение задает вопросы для закрепления информации. Демонстрирует четки. Показывает изображение старинных счет. Показывает счеты. Обьясняет правила игры. Вопросы для закрепления информации. Демонстрация калькулятора, счетной машинки. Кассового аппарата. Демонстрация компьютера или ноутбука. Стимулирует познавательную деятельность, желание узнать результат. Поощряет ответы. | Высказывают предположения. Рассуждают. Осуществляют действия в ситуации игры Считают, объясняют, рассуждают.
Осуществляют новые действия. Самостоятельно считают при помощи узелковых счет. Разделившись на подгруппы. Слушают и смотрят. Отвечают на вопросы, выстраивают полный ответ.
Слушают
Знакомятся со счетами. Выполняют практическое задание в соответствии с правилами. Называют полученное число. Называют виды счет в старину Называют и показывают правила пользования калькулятором. Рассуждают над поставленным вопросом, высказывают суждения. Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои знания и умения. | Проявляют интерес. Активно взаимодействуют с педагогом. Самостоятельно выстраивают логические цепочки и делают выводы. |
Этап 4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Древность»? Кто будет отбирать картинки для остановки «Старина»? Кто со мной будет работать над картинками наших дней? | Нацеливание на продуктивную деятельность. Привлечение внимания к панно «река времени». Вовлечение в групповую работу. Контролирует и направляет деятельность детей. | Соотносят изображения на картинках с предметами. Объединяются в группы Участвуют в групповых действиях | Делают выбор Проявляют инициативу в общении со сверстниками, партнерские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками |
Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать. Все ли картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая? Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем. Эти предметы вы потом зарисуете, и мы их обязательно приклеим на нашу «реку времени». | Обьяснение совместных действий. Определение перспективы по заданной теме. | Классифицируют. Располагают картинки в определенном порядке. Демонстрируют фантазирование, выражение мнения | Осуществляют контроль и взаимоконтроль Переход к подведению итогов. |
Этап 6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения. | Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени и посмотрели, как менялись средства счета от древности до наших дней. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать по «реке времени». А вам? Что было для вас самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии? | Наводящие вопросы к цели поставленной на начальном этапе. Поощрение к ответам, рассуждениям. | Подводят итоги. Делятся впечатлениями | Проявление к способности анализировать, обобщать. Планировать дальнейшую деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...
Конструкт непосредственно образовательной деятельности "Счет и измерения в прошлом и сегодня"
Конструкт НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО. Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа). Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид НОД: математическое развитие. Форма НОД: «Река вр...
Счет в прошлом и настоящем
Технология "Путешествие по реке времени". Старшая группа (5-6 лет). Познакомить детей со счетом в древности, старине и настоящем....
Конструкт по математике. Счет в прошлом и настоящем
Путешествие по реке времени. Для старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность. Познакомить детей со счет в древности, старине, настоящем....
Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Задачи: познакомить с историей электрической лампочки; развивать у детей интерес к развитию цивилизации; уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобраз...
Конструкт НОД "Счет и измерения в прошлом и сегодня"(старшая группа)
Знакомство со счетом и измерениями в прошлом, уточнение знаний о счете и измерениях современности....
Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни «Семья, вчера, сегодня, завтра»,
Освоение временных отношений от прошлого к настоящему на примере истории развития семейных отношений...