Дидактическая игра «Муха» для диагностики уровня формирования математических представлений.
методическая разработка по математике
как сформировать у детей элементарные математические представления , интеллектуальное развитие детей, приёмы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира через игру "Муха"
поэтапное овладние игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактическая игра "Муха" | 125.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра муха для формированию элементарния математических представлений у дошкольников.
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра «Муха».
Цель игры - формированию элементарных математических представлений у дошкольников , интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
• приобретение знаний о множестве, числе, величине;
• овладение математической терминологией;
• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• формирование простейших графических умений и навыков;
формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
С помощью игры «Муха» мы можем проверить освоение основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития по формированию элементарния математических представлений у дошкольников.
Дети 4-5 лет.
- Считает в пределах 5 (количественный и порядковый счёт) и отвечает на вопрос «Сколько всего?», «Который по счёту?»
- Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник
- Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, двигается в заданном направлении
- Называет цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Дети 5-6 лет.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам
Этапы освоения игры.
У каждого игрока поле и фишка с мухой. В начале игры муха сидит в центральной клетке. Ведущий ведет муху командами: клетка вниз, три клетки вправо, две клетки влево и т.д. Когда ведущий говорит `стоп`, он спрашивает игроков, где оказалась муха. Правильный ответ - балл. Выигрывает тот, у кого наберется больше баллов.
В игре договариваются, на каком поле будет идти игра. Все участники играют на одном варианте поля.
Игру можно усложнить. Игра ведется без фишек. Следить за перемещением невидимой мухи нужно только глазами. И только со словом `стоп` нужно положить муху на нужную клетку.
Игра «Паучок»
Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: «вправо вверх», «вправо вниз», «влево вверх», «влево вниз» и слова «наискосок».
На доске или листе бумаги рисуется игровое поле 4x4. Линии клеток игрового поля расположены наискосок и образуют «паутину». В любом месте перекрестья «паутинок» ведущий располагает (рисует, прикрепляет магнитом) паучка. В любое другое место пересечения «паутинок» помещается (рисуется, прикрепляется) «муха».
Правила игры. Паучок передвигается только по линиям паутины (т. е. наискосок вправо вверх; вправо вниз; влево вверх или влево вниз) каждый раз на одну клетку. Ведущий указкой или карандашом отмечает место, где оказывается паучок после очередного перемещения.
Паучок должен дойти до мухи и поймать ее. Дети по очереди называют направление, в котором должен переместиться паучок.
Обычная продолжительность игры — до поимки трех мух.
Паучок каждый раз остается в том месте, где он поймал предыдущую муху. В какое место на паутине опускается муха, определяется ведущим.
На первом этапе освоения игры дети часто затрудняются правильно назвать направление. Они предлагают паучку идти «вперед», указывают одно из четырех основных направлений и даже предлагают паучку идти «вправо влево». Задача взрослого на этом этапе указать на невозможность такого перемещения: «В этом направлении нет паутинки»; «Нельзя идти одновременно вправо и влево». При необходимости взрослый должен перечислить верные наименования направлений, каждый раз, одновременно показывая их на игровом поле. В этом случае ребенку остается только выбрать одно из этих направлений и повторить его название вслед за взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...
Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.
Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...
Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.
Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольниковНаправления диагностической работы:- диагностическая работа с детьми;- диагностическая работа с родителями;- диагнос...
Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).
Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....
Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
Сборникматериалов для диагностики уровня сформированности математическихпредставлений у детей дошкольного возраста...