Конспект образовательной деятельности с детьми старший группы тема: «Знакомство с цифрой 6»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми старший группы тема: «Знакомство с цифрой 6»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_st_gr.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №99 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект образовательной деятельности с детьми
старший группы №10
Тема: «Знакомство с цифрой 6.»
Выполнила:
Миндубаева В.В.
Казань 2021г.
Цель: знакомить с образованием числа шесть, с цифрой 6.
Задачи:
- показать детям, как образуется количественная группа, называемая числительным шесть;
- развивать детей при пересчете предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;
- развивать детей различать процесс и итог счета;
- познакомить с цифрой 6;
- тренировать детей в устном счете до шести;
- развивать делить круг на две и четыре равные части.
Демонстрационный материал: счетная лесенка, игрушки двух видов (по 6шт.), карточки с цифрами 5 и 6 (с точкой внизу) (по 2 шт.), цифры 5 и 6 для доски или наборного полотна, 6 картинок двух видов (например, «мяч», «мальчик»), 12 кружков двух разных цветов (6 красных, 6 синих), 2 бумажных красных круга (диаметром примерно 12 см) для демонстрации на доске или в наборном полотне.
Раздаточный материал: бумажные красные круги (диаметром примерно 6—8 см), ножи для разрезания бумаги или ножницы.
Ход занятия:
При обучении пересчету предметов детей надо учить согласовывать числительные в роде, числе и падеже с существительными. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной группы воспитатель для первого знакомства с числом подбирает предметы, названия которых - существительные мужского рода; на следующем занятии — только женского, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах использует любые предметы.
На верхней ступеньке числовой лесенки воспитатель ставит пять однородных игрушек, например, пять ежиков. На нижнюю, например, пять грибочков. Предметы стоят один под другим парами (точно друг под другом с одинаковыми интервалами), например, под каждым ежиком по грибочку.
Воспитатель: «Где больше? Где меньше? А может быть поровну?»
Дети: (Затем дети все вместе, хором, пересчитывают игрушки на верхней ступеньке) «Один, два, три, четыре, пять.»
Воспитатель: «Сколько всего ежиков?»
Дети отвечают: «Пять ежиков». (Кладут цифру 5.)
Воспитатель: «То же самое с предметами на нижней ступеньке.»
Дети: «Всего пять грибочков». (Кладут
цифру 5.)
Воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы при пересчете предметов дети называли только числительные (один, два...), а, закончив счет, подводили его итог, называя числительное с существительным (пять ежиков).,
Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки стоят парами: у каждого ежика есть грибочек; ежиков и грибочков поровну; и цифры тоже одинаковые — «пять и пять».
Затем на верхнюю ступеньку воспитатель ставит еще одну такую же игрушку (ежика). Дети видят, что количественное соотношение изменилось.
Воспитатель: «Теперь поровну? Или где-то меньше, где-то больше?»
Дети: «Ежиков больше. Грибочков меньше. Одному ежику не хватило грибочка».
Воспитатель: «А цифры лежат правильно?»
Предлагает кому-нибудь из детей убрать одну «неправильную» цифру. Внизу осталась цифра 5. Наверху пока цифры нет. Воспитатель и дети вслед за ней пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета воспитатель дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное воспитатель делает небольшую паузу, и, дотрагиваясь до последнего предмета.
«Шесть. Всего шесть ежиков».
Дети повторяют вслед за ним.
Для того чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть шесть, воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу игрушек.
«Шесть. Шесть ежиков. Все это, все вместе шесть ежиков».
Затем воспитатель показывает новую цифру 6 и ставит ее на верхнюю ступеньку. Вторую пару цифр 5 и 6 воспитатель прикрепляет к магнитной доске или к фланелеграфу (чтобы детям было хорошо видно). Просит детей сравнить между собой эти две цифры, чем они похожи и чем не похожи (по внешнему виду).
Затем на нижнюю ступеньку ставит еще один грибочек. Выясняет у детей, стало больше, меньше, поровну? Дети убирают цифру 5, потому что она «неправильная». Воспитатель с детьми аналогичным образом пересчитывает нижний ряд, обращая внимание детей на то, что последнее числительное относится ко всей пересчитанной группе. Просит Детей положить правильную цифру. Дети берут со стола воспитателя Цифру б и кладут ее к грибочкам.
Обращает внимание детей на цифры, говорит вместе с ними: «Шесть и шесть. Поровну».
Та же ситуация показа детям образования количественной группы с названием шесть с самого начала повторяется еще два раза, но уже вместо игрушек используются вначале картинки, затем кружки или квадратики или треугольнички (они вывешиваются на доску или фланелеграф; или наборное полотно).
Игра «Волшебная палочка» (упражнение в устном счете до шести) Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом. «Волшебной палочкой» может быть любой предмет, который дети будут передавать друг другу (карандаш, фломастер, линейка и др.). Воспитатель договаривается с детьми, что они будут передавать «палочку», при этом обязательно улыбаясь друг другу, и называть числа по порядку от одного до шести. Первым передает «палочку» воспитатель — глядя в глаза ребенку, улыбаясь и держа перед собой «палочку» — говорит: «Один». Если ребенок улыбнулся, то отдает ему «палочку».
Воспитатель: Видели ли они, как она выполнила условия игры: «Я улыбалась? Я смотрела в глаза? А в ответ мне улыбнулись? Я правильно передала «палочку»?».
Дети: «Да».
Ребенок, передавая «палочку» другому ребенку также улыбаясь и глядя в глаза, ждет ответной улыбки, после этого говорит: «Два», — и передает «палочку». Дети наблюдают за соблюдением правил: улыбались ли они друг другу, правильное ли число назвали. После того как досчитали до шести, игра начинается вновь со следующими детьми.
***
В наборном полотне (или на доске) у педагога находится большой красный круг (диаметр примерно 12 см). Перед каждым ребенком на столе красный круг поменьше (6—8 см в диаметре). Воспитатель, показывая на свой большой красный круг, предлагает детям представить, что это яблоко, и она хочет угостить им детей и называет имена (например, Петю, Лизу, Антона, Любу).
Воспитатель: «На сколько частей надо разрезать это «яблоко»? И как разрезать, чтобы никого не обидеть?»
Дети иногда отвечают невпопад, не запомнив имена детей и сколько их было.
Воспитатель: «Сколько имен детей я сейчас назову? Загибайте пальчик после каждого имени». (Еще раз перечисляет имена.)
Дети загибают четыре пальца, называют, сколько детей, и говорят, что «яблоко» надо разделить на четыре равные части. Воспитатель берет «яблоко» с доски (или из наборного полотна), а туда выставляет точно такой же другой круг. Это необходимо сделать для того, чтобы перед детьми были одновременно и целое и его части, что важно для понимания отношения между частями и целым.
Воспитатель складывает круг так, чтобы противоположные части окружности совпали. Делает это тщательно, обращая внимание детей на свои усилия. Сложила, провела ногтем по линии сгиба.
«Теперь можно разрезать (или разорвать)».
Воспитатель разделила круг пополам, держит в руках две половины.
«Сколько частей получилось?»
Дети: «Две».
Воспитатель: «Их хватит, чтобы угостить четверых детей?»
Дети: «Нет».
Воспитатель: «А что нужно сделать?»
Дети: «Теперь надо разделить каждую половину на две части (или пополам)».
Воспитатель складывает одну из половин (уголок к уголку) и делит ее пополам, потом другую. В наборное полотно рядом с целым кругом воспитатель ставит его четыре части. Уточняет с детьми, сколько частей получилось. Накладывает все части друг на друга так, чтобы они все полностью совпали по размеру, и дети убедились, что части «одинаковые», «равные». И сложенные стопочкой части ставит в наборное полотно рядом с кругом.
Воспитатель, обращая внимание детей на те кружки, которые лежат перед ними, предлагает договориться, что это тоже «яблочки».
Воспитатель: «Теперь вы разделите ваши «яблочки» на четыре равные части»
Дети делят, воспитатель наблюдает, как дети складывают круг, просит помочь друг другу или приходит на помощь детям в случае затруднения.
Воспитатель: «Сколько частей получилось?»
Дети отвечают хором: «Четыре».
Воспитатель: «Покажите одну из четырех частей».
Дети поднимают и показывают.
Воспитатель: «Покажите две из четырех частей».
Дети показывают.
Воспитатель: «Покажите три из четырех частей».
Воспитатель: «Покажите две четвертых».
Дети показывают две части.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №99 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Самоанализ занятия для старший группы №10.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Знакомство с цифрой 6.»
Подготовила воспитатель:
Миндубаева В.В.
Казань 2020г.
Самоанализ открытого показа непосредственно образовательной деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан и проведен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №99», комплексной образовательной программой дошкольного образования «Исток», под редакцией Л.А. Парамоновой, по образовательной области «познавательное развитие», с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Тема НОД: «Знакомство с цифрой 6.».
Вид НОД: непосредственно образовательная деятельность является тематической, так как подчинено одной тематике.
Форма организации детей: групповая
Форма проведения: фронтальное занятие.
Доминирующая образовательная область - познавательное развитие.
Цель непосредственно образовательной деятельности: развитие интереса к предмету математике, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
- Образовательная. Способствовать формированию умения применить математические знания в нестандартных практических задачах.
- показать детям, как образуется количественная группа, называемая числительным шесть;
- развивать детей при пересчете предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;
- развивать детей различать процесс и итог счета;
- познакомить с цифрой 6;
- тренировать детей в устном счете до шести;
- развивать делить круг на две и четыре равные части
- Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
- Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Демонстрационный материал: счетная лесенка, игрушки двух видов (по 6шт.), карточки с цифрами 5 и 6 (с точкой внизу) (по 2 шт.), цифры 5 и 6 для доски или наборного полотна, 6 картинок двух видов (например, «мяч», «мальчик»), 12 кружков двух разных цветов (6 красных, 6 синих), 2 бумажных красных круга (диаметром примерно 12 см) для демонстрации на доске или в наборном полотне.
Раздаточный материал: бумажные красные круги (диаметром примерно 6—8 см), ножи для разрезания бумаги или ножницы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: знакомство с цифрами, решение логических задач.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач я учитывала индивидуальные возможности детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Использование оборудования. На каждый момент занятия были подобраны наглядные материал, соответствующие атрибуты эстетически оформленные, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.
Описание структуры НОД: для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную, практическую и заключительную части (рефлексию). Все они объединены единым сюжетом.
Вводная часть НОД: мотивация детей к предстоящей образовательной деятельности.
Основная часть НОД: организованная и самостоятельная деятельность детей, направленная на решение поставленных задач. Использовала счетную лесенку, карточки двух видов с изображением ежика и гриба, красный круг для деления на части.
Практическая часть: в практической части дети выполняли практическую работу, рассуждали, обсуждали. В этой части НОД дети справились с поставленными задачами.
Заключительная часть: В третьей, заключительной, части подвели итог НОД, пришли к выводу, что дети понимают смысл образования числа шесть, а так же познакомились с написанием цифры 6. В конце детей ожидал сюрпризный момент (восковые мелки).
Вывод: в каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
Перспектива дальнейшей работы: планируется продолжать активную работу по ФЭМП, продолжать применять игровые технологии не только в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, но и на других занятиях, и режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»
Программное содержание: познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить фо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».
На занятии по изобразительной деятельности, дети закрепляют представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), скульптурах - монументальной и малой формы. Также ...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема «Число и цифра 4»
На данном занятии с использованием игр знакомим детей с числом и цифрой 4....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Знакомство с магнитом и его свойствами с использованием современной образовательной технологии: исследовательская деятельность....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе ТЕМА: « ЗНАКОМСТВО С ДЕНЬГАМИ»
Цель: Познакомить детей с историей появления денег....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе ТЕМА: «Знакомство с традициями чаепития разных стран»
Цель: Знакомство детей с традициями чаепития в разных странах...
План – конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с цифрой 6 и числом 6»
Задача: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; познакомить с наглядным изображение числа 6; закрепить количественный и порядковый счет в пределах 6....