Консультация "Восприятие детьми массы предметов"
консультация по математике
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия детьми массы предметов
Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений.
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук.
Происходит это уже в раннем возрасте.
К 3-4 годам перцептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. (Ребенок, зная о тяжести стула, обращается непосредственно к взрослому.)
У детей 5-ти лет появляется стремление словесно обозначить массу («тяжелость», «вес» - говорят дети), однако и их словарь остается еще недостаточно точным.
Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы. Дети 5-7 лет знают, что определить массу тела (сколько в мешке крупы, в пакете сахара и т.д. можно на весах. «Надо взвесить на весах», «Смерить на весах», «Положить на весы», - говорят они).
Основные направления работы заключаются в том, чтобы: научить детей выделять массы предмета, пользуясь приемами обследования; сравнить предметы по массе; отображать результаты сравнения в речи.
Схема восприятие массы ребенком.
Хотя знания об измерении массы несколько полнее, чем об измерении длин, объема (вместимости) сосудов, однако они нуждаются в серьезном уточнении и систематизации.
Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно:
На первом этапе необходимо обучать различать и обозначать точными словами массы предметов (тяжелый – легкий, тяжелее – легче), знакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания их на ладонях рук.
На втором этапе учить выделять отношения между несколькими предметами, упорядочивания их в ряд по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).
На третьем этапе возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений.
Уважаемые родители! Предлагаем поучаствовать в конкурсе на изготовление пособия для обучения детей определению массы предметов. Пособие можно изготовить из различных материалов: мешочки, наполненные разными сыпучими веществами, предметы (дощечки) из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты.
Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх.
Игры
«Чем различаются?»
Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
Игра «Весы»
В ходе игры детям предлагается занять роль весов.
Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас - двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.
Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?
Занятие - знакомство с меркой.
Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.
Предметом для измерения массы может быть мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.
Показываем на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.
Дети пытаются уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они кладут на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.
Во время измерения дети делают вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.
Занятие «пластилин»
Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.
Детям демонстрируют два одинаковых комочка из пластилина А и А1. Вопросы: Что вы видите на дощечке? Какой комочек больше?
Поменять у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей). Вопросы: Как вы думаете, какой комочек сейчас больше? Где пластилина больше?
«Чем различаются?»
Родитель предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
«Определи вес»
Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
«Весы - пирамидка»
Ребенок, складывая пирамидки на «чашах» весов, определяет, где масса пирамидок тяжелее, а где легче.
«Легче - тяжелее»
В емкость с водой опускать различные предметы (камень, бумагу, пластмасс и т.д.) и, ориентируясь на результат, делать выводы, какие предметы легче, а какие тяжелее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "
Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...
Проект, ориентированный на детей 6-7 лет "Измерение массы предметов" (ФЭМП).
Данный проект был разработан для того, чтобы в доступной и интересной для детей форме объяснить понятия, связанные с измерением массы предметов. К проекту прилагается презентация, представляющая собой...
Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"
Проект разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и материалам возрасту. Содержит нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же авто...
Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе по сравнению масс предметов различной формы.
Сравнение масс предметов различной формы....
Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»
Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»...
Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.
Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.План:Понятие «масса» как величина.Значение и особенности ознакомления с массой предметов в разных возрастных группах.Со...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ, МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ,МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(методические указания) Процесс дифференцировки массы должен...