Консультация "Восприятие детьми массы предметов"
консультация по математике

Крашенинникова Анна Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_detmi_massy_predmetov.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия детьми массы предметов

     Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений.
       Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук.

Происходит это уже в раннем возрасте.

К 3-4 годам перцептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. (Ребенок, зная о тяжести стула, обращается непосредственно к взрослому.)

У детей 5-ти лет появляется стремление словесно обозначить массу («тяжелость», «вес» - говорят дети), однако и их словарь остается еще недостаточно точным.

Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы. Дети 5-7 лет знают, что определить массу тела (сколько в мешке крупы, в пакете сахара и т.д. можно на весах. «Надо взвесить на весах», «Смерить на весах», «Положить на весы», - говорят они).

Основные направления работы заключаются в том, чтобы: научить детей выделять массы предмета, пользуясь приемами обследования; сравнить предметы по массе; отображать результаты сравнения в речи.

Схема восприятие массы ребенком.

Хотя знания об измерении массы несколько полнее, чем об измерении длин, объема (вместимости) сосудов, однако они нуждаются в серьезном уточнении и систематизации.

Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно:

На первом этапе необходимо обучать различать и обозначать точными словами массы предметов (тяжелый – легкий, тяжелее – легче), знакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания их на ладонях рук.

На втором этапе учить выделять отношения между несколькими предметами, упорядочивания их в ряд по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

На третьем этапе возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений.

Уважаемые родители! Предлагаем поучаствовать в конкурсе на изготовление пособия для обучения детей определению массы предметов. Пособие можно изготовить из различных материалов: мешочки, наполненные разными сыпучими веществами, предметы (дощечки) из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты.

Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх.


Игры

        «Чем различаются?»

Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

Игра «Весы»

В ходе игры детям предлагается занять роль весов.

Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас - двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.

Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?

Занятие - знакомство с меркой.

Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.

Предметом для измерения массы может быть мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

Показываем на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.

Дети пытаются уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они кладут на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.

Во время измерения дети делают вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.

Занятие «пластилин»

Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.

Детям демонстрируют два одинаковых комочка из пластилина А и А1. Вопросы: Что вы видите на дощечке? Какой комочек больше?

Поменять у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей). Вопросы: Как вы думаете, какой комочек сейчас больше? Где пластилина больше?

 «Чем различаются?» 

Родитель предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

«Определи вес» 

Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).

 «Весы - пирамидка»

 Ребенок, складывая пирамидки на «чашах» весов, определяет, где масса пирамидок тяжелее, а где легче.

«Легче - тяжелее»

 В емкость с водой опускать различные предметы (камень, бумагу, пластмасс и т.д.) и, ориентируясь на результат, делать выводы, какие предметы легче, а какие тяжелее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "

Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...

Проект, ориентированный на детей 6-7 лет "Измерение массы предметов" (ФЭМП).

Данный проект был разработан для того, чтобы в доступной и интересной для детей форме объяснить понятия, связанные с измерением массы предметов. К проекту прилагается презентация, представляющая собой...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»

Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»...

Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.

Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.План:Понятие «масса» как величина.Значение и особенности ознакомления с массой предметов в разных возрастных группах.Со...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ, МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ,МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(методические указания) Процесс дифференцировки массы должен...