Цель:
В игровой форме познакомить детей с новым дидактическим пособием "Чудо - соты" В.Г.Воскобовича
Задачи:
ОО"Социально - коммуникативное развитие"
- учить ставить перед собой цель и самостоятельно искать решение задачи;
- развивать навыки взаимодействия в команде;
- воспитывать желание активно участвовать в совместных играх;
- воспитывать навыки вежливого обращения.
ОО "Познавательное развитие":
- дать детям элементарное представление о пчелиных сотах;
- учить складывать целое из частей;
- закреплять понятия " большой- маленький","широкий - узкий", "средний", "между", "справа- слева", "впереди - позади","угол","сторона";
- развивать умение группировать предметы по цвету, различать и называть основные цвета, определять знакомые геометрические фигуры;
- развивать творческие,конструкторские способности.
ОО"Речевое развитие":
-обогащать словарь детей использованием новых слов,обозначающих математические понятия;
- развивать умение детей отвечать на вопросы педагога и действовать согласно его инструкции,по словесному указанию;
- стимулировать речевую активность путём проговаривания детьми своих действий.
ОО"Физическое развитие":
- использование здоровьесберегающих методов и приёмов:
динамичная форма организации НОД;
- использование напольных вариантов дидактических пособий Воскобовича;
- музыкальная физминутка "На вёслах";
- пальчиковая гимнастика "С кем дружит цветочек?";
- дыхательное упражнение "Дует ветер в паруса".
ОО"Художественно - эстетическое развитие":
- развивать художественный вкус путём эстетически оформленного наглядного материала и пособий;
- развивать умение двигаться в соответствии с ритмом музыки ("На вёслах");
- воспитывать эмоциональную отзывчивость при использовании элементов театрализации(кукла пчёлка Жужа, дети в роли матросов корабля).
Материалы и оборудование:
В одном конце игровой комнаты на магнитной доске закреплено изображение пчелиной соты.Посреди комнаты расстелено полотно "синяя река",на стенах с двух сторон закреплены изображения персонажей игры Воскобовича капитан Гусь и лягушата матросы.Возле "синей речки"- кораблик "Плюх- Плюх" и квадрат Воскобовича(напольные варианты).В другом конце комнаты- стол для индивидуальной работы; на стульчиках закреплены соты из картона,рядом приготовлено место для пчёлки Жужи.На столе на каждого ребёнка- игра "Чудо - соты"(можно изготовить самим из картона);прикрытая красочной салфеткой с цветочным рисунком.В длступном для воспитателя и безопасном для детей месте установлено мультимедийное оборудование или магнитофон с подготовленной записью:
1- Музыка "утреннего круга";
2- "Звуки пчелы";
3- Песня "С какого ,парень, года?..."
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Сразу после утреннего круга раздаётся звук полёта пчелы)
Воспитатель
- Слышите? Ребята,присядьте на стульчики и посидите тихо,а я пойду посмотрю, что это за странный звук.
(Возвращается с куклой пчёлка Жужа). Посмотрите, ребята, кто залетел к нам в группу!
(Далее воспитатель озвучивает куклу сам.)
Жужа
- З - з - здравствуйте, друз - з - зья! Я пчёлка по имени Жужа. Я прилетела к вам с другого берега синей реки. Все вз -з - зрослые пчёлы улетели работать, а меня не вз - з -зяли, потому что я ещё маленькая.Я так з- з - заскучала и решила пригласить вас, мои друзья, к себе в гости.Я даже приготовила для вас интересную игру,которая называется "Чудо - соты".Вы знаете,что такое соты?
Это такие комнатки внутри нашего пчелиного дома.
Воспитатель (показывает картинку)
- Посмотрите,какая необычная форма у пчелиных комнат- сот.Вот это одна сота.Сколько у соты углов?("Много").А сколько стлрон у этой фигуры?("Много")Значит вот как много углов и стен в пчелиной комнате!Удивительно, правда?
Жужа
- Зато у нас,как и у людей, есть детские комнатки - соты, в которых живут такие, как я, маленькие пчёлки, и есть соты- кухни, там взрослые пчёлы готовят свой мёд...Ой, что то я заболталась с вами! Мне пора лететь! Я буду ж - ж - ждать вас, друз - з - зья!
(Включ."звук пчелы")
и воспитатель переносит Жужу на другой конец комнаты и закрепляет возле стола, подготовленного для индивидуальной работы)
Воспитатель
- Ребята,вы хотите поиграть с Жужей?А как же мы попадём на другой берег синей реки?Ведь летать ,как Жужа ,мы не умеем.А речка то не узкая,а какая?("Широкая").Её не перешагнуть и даже не перепрыгнутьЧто вы предлагаете?("Переплыть").Но я не очень хорошо умею плавать.("На лодке","На корабле")
Воспитатель
- Точно! У нас ведь с вами есть кораблик Плюх- Плюх и квадрат превращений, из которого мы с ваии можем сделать лодочку.Что же мы выберем?("Кораблик Плюх- Плюх").Но сначала нужно позвонить капитану("делает звонок по сотовому т/ф)Здравствуйте, капитан Гусь.Можно мы с ребятами на вашем кораблике переправимся на другой берег синей реки? Спасибо.Так точно!(детям).Он сказал "можно" и назначил меня временно капитаном.Вы не против? Но для начала нам нужно наш корабль снарядить. Поэтому, матросы, слушай мою команду:
Матрос ..., надеть белые флажки на самую высокую мачту.
Матрос ..., надеть красный флажок на самую низкую мачту.
Матрос ..., надеть синие флажки на среднюю мачту.
Матрос ..., надеть жёлтые флажки на мачту между белыми и синими флажками.
Матрос ..., надеть зелёные флажки на мачту между красным и синими флажками.
(В процессе выполнения детьми задания воспитатель спрашивает детей: "Матрос ..., что ты сделал? Сколько ты надел флажков?")
Воспитатель
- Молодцы, матросы! Наш корабль к плаванью готов! Матрос ..., что нужно сказать, чтобы корабль отправился в путь?("Полный вперёд!")Занимайте места за капитаном в колонне по одному.( Дети выстраиваются вдоль кораблика за капитаном по ходу корабля)
Воспитатель
- Впереди нас ждёт пчёлка Жужа.Давайте ей помашем.А с берегов за нами наблюдают наши друзья.Кто смотрит на нас с левого берега?("Матросы лягушата")Привет!(машут руками)А кто за нами наблюдает с правого берега?("Капитан Гусь")(машут)
Что то медленно плывёт наш корабль.Ну-ка,смелые матросы, добавим ветра в наши паруса! (Проводится дыхательная гимнастика "Дует ветер в паруса")
Воспитатель
- Вот мы и перебрались на другой берег.
Жужа
- З-з-заходите, з-з-заходите.Я вас з-з-заждалась.
(Дети рассаживаются на стулья).
Жужа
- Под салфетками вас ждёт сюрприз-з-з.
(Дети поднимают салфетки)
Воспитатель
- Ах вот какую игру приготовила нам пчёлка Жужа! Посмотрите, ребята, какая красивая рамочка! А в ней что?("Соты")Чудо- соты.Они одинакового цвета?("Нет.Они разные.")Какие ?(дети называют цвета)Посмотрите, друзья, в рамке соты целые , но если их вынуть(показывает) , они рассыпаются на части.(Дети повторяют действия за педагогом).
Воспитатель
- Ребята, рассмотрите внимательно эти кусочки.Они все одинаковые? Среди них есть знакомые вам геометрические фигуры?Назовите их.(Дети рассматривают, обсуждают) А вы могли бы снова собрать целые соты в рамку?("Да")Но сначала давайте сделаем гимнастику для пальчиков и вспомним, с кем дружит цветочек.
(Проводится пальчиковая гимнастика "С кем дружит цветочек")
"Цветочек дружит с бабочкой,
Цветочек дружит с пчёлами,
Цветочек дружит с солнышком,
С дождинками весёлыми."
Воспитатель
- А теперь,ребята, попробуйте собрать целые соты в рамку.(Дети выполняют, а педагог при необходимости подсказывает: "Сначала лучше разложить кусочки по цвету,а потом собирать по одной в рамку , начиная с самого большого кусочка."Спрашивает: "Что ты делаешь?","Какая это фигура?", "Куда ты поместишь треугольный кусочек?"и т.д.)
Воспитатель
- Молодцы,ребята! А сейчас нам пора возвращаться в детский садик.Вам понравилась Жужина игра "Чудо- соты"?
Жужа
- Я з-з-знала,что вам понравится.З-з-здорово! З-з-забирайте "Чудо -соты" с собой.Это ваш приз-з-з!
Воспитатель
- Замечательно! Давайте скажем Жуже "спасибо"и попрощаемся с ней.(Дети благодарят и прощаются с Жужей.)
Воспитатель
-Ой, ребята, кораблик Плюх-Плюх куда то уплыл(помощник воспитателя незаметно убрала кораблик во время индивидуальной деятельности).Наверное, его унесло течением! Как же мы вернёмся в детский сад?("На лодке") Верно! Давайте возьмём наш Квадрат превращений и дружно смастерим лодку.
(Дети выполняют задание.звучит песня "Какого, парень,года..."Дети,располагаются в свободном порядке рядом с "лодкой",изображают под музыку работу вёслами)
Воспитатель
- Берём в руки вёсла! И раз, и два, и раз, и два...
Суши вёсла! Ребята, мы вернулись к родному берегу. Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня делали? Вам было трудно собирать целые соты из кусочков?А строить лодку или снаряжать корабль? Все ребята молодцы! Хорошая у нас команда! Сейчас мы немного отдохнём, а потом нам нужно найти кораблик Плюх- Плюх, а ещё я предлагаю вам сделать какой - нибудь подарок для пчёлки Жужи.
Методы и приёмы
Наглядные: рассматривание картинки "Пчёлкина сота","Соты"и игрового пособия"Чудо - соты";показ способа действия"Вынем соты из рамки".
Словесные:
мотивация( в гости к пчёлке играть в новую игру);беседа, поощрение, вопросы, рассказывание, словесные указания.
Практические:
дидактические игры "Снарядим кораблик", "Кто на берегу?","Собери соты","Сложи лодку", музыкальная физминутка"На вёслах",пальчиковая гимнастика "С кем дружит цветочек",дыхательное упражнение "Дует ветер в паруса".
Дифференцированный подход
В игре"Снарядим корабль" - разные уровни сложности.
Индивидуальный подход
Педагог предлагает дать команду"Полный вперёд!" пассивному, отвлёкшемуся или замкнутому ребёнку;
индивидуальные вопросы в процессе выполнения заданий.
Предварительная работа
1)Изготовление дидактических пособий, подготовка игрового и наглядного материала.
2)Оформление групповой комнаты.
3)Подготовка аудиозаписи.
4)Игры с детьми с использованием пособий"Кораблик Плюх-Плюх" и "Квадрат превращений"В.Г.Воскобовича.
5)Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых,чтение стишков, прослушивание песенки "Пчёлка полосатая"; игра - драматизация "В гостях у Мухи Цокотухи".