Конспект НОД «Секреты листа Мебиуса»
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Секреты листа Мебиуса»
НОД по формированию элементарных математических отношений
«Секреты листа Мебиуса»
Ход занятия:
-Здравствуйте, дети!
(эмоциональный настрой на работу)
-Примеры, задачки, сравнения
Что может быть интереснее?
Мы сегодня в математическое
Отправляемся путешествие!
-А сопровождать нас будут удивительные человечки из сказки Эдуарда
Успенского. Как же их зовут, отгадайте загадку.
Человечки очень споро чинят электроприборы
Их не видно, не смотри, ведь живут они внутри.
Кто это? (Фиксики)
Фиксики проводят нас в экспериментальную лабораторию, в которой мы
сами совершим математическое открытие. Но перед серьезной работой мы
должны потренировать наш мозг. И встречает нас Нолик на математической
разминке.
НОЛИК
Математическая разминка.
-Посчитай от 5 до 9
-Посчитай от 2 до 7
-Посчитай от 9 до 4
-Посчитай парами, десятками
-Какое число пропущено
-Назови соседей числа 6,4,2
-Назови предыдущее число у числа 7
-назови последующее число у числа 3
СИМКА
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
-Скажите, пожалуйста, что значит сравнить числа?
-Какие знаки помогут нам это обозначить?
Сравните числа 3 и 7, 5 и 2, 4 и 9
(с помощью математических кубиков)
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
-Какие арифметические действия мы знаем? (сложение и вычитание)
-Сложите числа 4 и 2
-Вычтите из числа 5 число 3
(с помощью математических кубиков)
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
*Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под
елкой, а что под березой?
*У Насти целый апельсин, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у нее
апельсинов?
* Галя веселее Маши, а Маша веселее Иры. Кто самый веселый?
*Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с
листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
*Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы?
ФИЗМИНУТКА «МЫШКА» (самомассаж)
ФАЙЕР
Станция «Экспериментальная лаборатория»
-Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.
Представьте себе две поверхности, склеенные из бумажных полосок. Первая
– обычное кольцо или, правильнее, цилиндр. А другая –один из концов
полоски предварительно повернут на 180 градусов.
а) Бумажная полоска; b) Склеенный из полоски цилиндр; с) Склеенный из
полоски лист Мёбиуса
Фокус 1: Посадим на обычную полоску и перевернутую по божьей коровке.
-Если коровка побежит по внешней стороне обычной полоски, то через
какое-то время вернется в исходную точку.
-Проверим?
-А что произойдет с божьей коровкой, бегущей по другой полоске?
-Она, конечно, тоже вернется в начальную точку.
-Но вот удивительный факт.
-Бежала она, бежала по «внешней» стороне и вдруг, незаметно, на
«внутреннюю» перескочила.
-Маршрут в результате получился в два раза длиннее. Как же так? А дело в
том, что у полоски с перевернутыми концами только одна сторона – и
внешняя, и внутренняя одновременно.
-Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика (с шестигранными карандашами)
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими
карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены
вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми
согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами,
расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и
мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, вырезать потом пойду.
Фокус 2: Что получится, если цилиндр разрезать по средней линии?
– 2 кольца. Вопрос несложный.
-А что получится, если разрезать эту полоску (лист Мебиуса?
2 листа Мёбиуса?
Давайте проверим! А вот и нет! Осталась та же склеенная полоска, но уже
перекрученная два раза.
Дети: Вот чудеса!
Лист Мёбиуса, разрезанный по средней линии
Фокус 3: А что получится, если это странное кольцо разрезать еще раз
посередине?
Кольцо станет еще длиннее? Два кольца?
Интересно-интересно. Проверим!
И правда получается два кольца. Но не отдельных, а сцепленных друг с
другом. На что это похоже?
Дети: Да это же заячьи уши.
Нет, крылья бабочки.
Нет, восьмерка… А можно мы тоже такое сделаем?
Лист Мёбиуса, дважды разрезанный по средней линии
Вывод: В течение 20 минут мы изучали свойства поверхностей – занимались
не чем-нибудь, а настоящей топологией. Звучит страшно серьезно. А
получилось весело и интересно!
Наша полоска с перевернутыми концами имеет научное название-Лист
Мебиуса. Это открытие совершил очень давно ученый математик Август
Мебиус.Творческие люди: ювелиры, парфюмеры, архитекторы, скульпторы
используют это открытие в своих работах.
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Секреты света"
Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему "Секреты света"...
Конспект НОД "Секреты Дружбы"
Нод в старшей группе....
Конспект НОД "Осенние листья"
Средняя группа...
Конспект НОД Секреты бумажного листа
Эксперементирование с бумагой...
Лента (лист Мебиуса) в опытно – исследовательской деятельности
Введенные федеральные государственные требования определенно изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя.Одним из основных принципов при организаци...
План — конспект образовательной деятельности "Листья, листья, листопад"
План -конспект образовательной деятельности для детей с нарушениями речи...
«Применение листа Мебиуса в воспитательно - образовательном процессе»
Цель: познакомиться с лентой Мёбиуса - математической игрушкой, развивающей пространственное воображение.Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием «топология&ra...