Конспект занятия "Секреты света"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему "Секреты света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Тема: «Секреты света»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Задачи:
1) Познакомить детей со свойствами света: преломлением, отражением ("Познание")
2) Познакомить детей с принципом образования тени ("Познание")
3) Выявить зависимость яркости тени от близости источника света ("Познание")
4) Смоделировать наглядно смену дня и ночи ("Познание")
5) Развивать умение делать выводы ("Коммуникация")
6) Воспитывать самостоятельность, активность ("Коммуникация")
7) Развивать слуховое восприятие информации, мышление, аккуратность при работе, умение работать сообща ("Социализация")
Методы и приемы: (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)
- практические - наблюдение и опыты
- наглядные - работа с иллюстрациями
Материалы и оборудование: (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)
Для воспитателя: настольная лампа, глобус, карманное зеркальце
Для детей: карточки с изображением разных источников света (лампа, свеча, костер, фонарь, окно и т.д), картон и бумага, карманные зеркальца, карманные фонарики, мячики, разные небольшие игрушки
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой Н.А.Коротковой) |
Двигательная | Подвижная дидактическая игра "Вспомни свойства света" |
Познавательно-исследовательская | Экспериментирование со световым лучом Моделирование смены дня и ночи |
Коммуникативная | Отгадывание загадок Ответы на вопросы |
Трудовая | Познавательные опыты и задания В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22. |
Чтение художественной литературы | Пальчиковый театр теней |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Рассказать детям стихотворение Г. Кузнеца "Лучик" | Дети слушают стихотворение, настраиваются на работу | Вызвать позитивный настрой к получению новых знаний, повысить интерес к свойствам света |
2. | Беседа о частях суток. | Дети отвечают на вопросы: - Какое сейчас время суток? - В какое время вы приходите в детский сад? - Что вы делаете ночью? - А днем? - Почему ночью люди спят? | Диагностика полученных ранее знаний |
3. | Загадывание загадок об источниках света | Отгадывание загадок. Дети рассматривают предложенные картинки и выбирают нужную - ответа на вопрос | Дети вырабатывают умение быстро выбрать нужное изображение, развивается мышление, навыки слухового восприятия |
4. | Воспитатель предлагает детям разделиться на группы, для проведения опытов | Дети делятся на группы по 4 - 5 человек по желанию | Группа разделена на несколько подгрупп, каждая располагается за отдельным столом, где уже разложено оборудование для опытов |
5. | Воспитатель предлагает провести опыт №1 - смена дня и ночи. | Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Воспитатель предлагает детям по очереди взять мячик и посветить на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь. | Дети делают вывод о смене дня и ночи в разных частях света, а так же выдвигают гипотезу, что световой луч распространяется только по прямой |
6. | Воспитатель предлагает детям подтвердить гипотезу о том, что свет распространяется только по прямой с помощью опыта №2 | Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой | Дети получают подтверждение гипотезы, что свет распространяется только по прямой |
7. | Воспитатель предлагает провести опыт №3, чтобы понять, как образуется тень | Дети берут в руки разные предметы со стола - картон, стакан, мяч и т.д. - и светят на них фонариком. Свет проходит через прозрачные объекты, но не проходит через плотные, образуя на стене тень. Дети делают вывод, что тень образуется, когда световой луч встречает препятствие. | Дети делают вывод о принципе образования тени |
8. | Чтобы подтвердить детскую догадку, воспитатель предлагает детям провести физминутку - устроить театр теней с помощью рук, помогая детям сложить пальцы в нужную фигуру | Дети устраивают "Театр теней", показывая с помощью воспитателя фигурки животных и птиц, сложенные из пальцев рук. Дети могут сделать вывод, о том, что чем ближе предмет к источнику света, тем больше тень от него, и чем дальше предмет - тем тень четче. . | Развитие мелкой моторики |
9. | Чтобы подтвердить зависимость тени от близости к источнику света, воспитатель предлагает провести опыт №4 | Дети берут в руки фонарики и подносят к ним вплотную игрушку. Делают вывод, что чем ближе игрушка к фонарику, тем тень от нее больше. Потом относят игрушку ближе к стене, делают вывод, что чем дальше предмет от источника света, тем тень четче | Дети получают подтверждение гипотезы, что чем ближе игрушка к источнику света, тем тень больше, а чем дальше - тем четче |
9. | Воспитатель предлагает детям провести опыт №5 - солнечные зайчики | Дети берут зеркальца и светят на них фонариками, поворачивают зеркальца в разные стороны, следят за передвижением солнечных зайчиков. Дети делают вывод, что солнечные зайчики образуются, если свет отражается от гладкой блестящей поверхности, вспоминают, что такое же бывает на озере в тихий безветренный день. | Дети делают вывод, что "зайчики" образуются, если свет отражается от гладкой блестящей поверхности |
10. | Для закрепления нового материала и диагностики полученных знаний, воспитатель проводит подвижную дидактическую игру "Вспомни свойства света" | Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. У кого в руках мяч, тот должен назвать свойство света или описать любой опыт, который был проведен на занятии. Пока ребенок не выполнил задание, мяч передавать дальше нельзя. | Диагностика полученных знаний. Активизация двигательной деятельности. |
Итоговое мероприятие: Открытое занятие на тему "Секреты света"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария «Только солнце - одно на свете, только Мать - одна на свете», посвященного Дню Матери.
Развлечение для детей старшей группы...
Конспект НОД "Светит солнышко" во второй младшей группе
Задачи:-Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.-Учить детей рисовать предметы округлой формы.-Развивать чувство ритма.-Разви...
Конспект НОД: Свет повсюду
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста«Свет повсюду»...
Конспект НОД «Светит солнышко»
Цель:Учить создавать живописную композицию, с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный, оранжевый цвета)Развивать у детей воображение, интерес к рисованиюДоставить детям рад...
конспект занятия "Свет мой,зеркальце"
расширить представления детей об окружающем мире;познакомить с историей появления зеркала;закрепить знания о необходимости этого предмета;закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами...
Конспект "Вокруг света"
Задачи-продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор-закреплять умение детей пользоваться картой-дать представление об открытии Христофора Колумба и его значении- познакомить детей...
Конспект занятия "Свет"
Знакомство детей с понятием "Свет", со свойствами света, выявить причину смены суток....