Использование развивающих технологий для формирования элементарных математических представлений: листы Мебиуса, кубики Блума
консультация по математике

Дронова Алёна Викторовна

Лист Мебиуса – символ математики,

Что служит высшей мудрости венцом

Он полон неосознанной романтики:

В нем бесконечность свернута кольцом…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_list_mebiusa.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих технологий для формирования элементарных математических представлений: листы Мебиуса, кубики Блума

Добрый день, Уважаемые коллеги я подготовила для вас Семинар – практикум: «Использование развивающих технологий для Формирования элементарных математических представлений: листы Мебиуса, кубики Блума»

Сейчас я расскажу о каждой технологии подробно. Лист Мебиуса – символ математики,

Что служит высшей мудрости венцом

Он полон неосознанной романтики:

В нем бесконечность свернута кольцом…

Слышали ли вы когда-нибудь о ленте Мебиуса? Как ее можно изготовить, как она связана с математикой и где применяется в жизни?

Несмотря на то, что Мебиус сделал свое удивительное открытие очень давно. Еще в 19 веке, ее актуальность вряд ли когда-либо упадет. В современном мире актуально изучение необычных вещей, форм, фигур, а свойства ленты Мебиуса необычны, что дает волю фантазии на тему того, что с ней можно сделать в различных сферах жизни.

Что же такое Лента Мёбиуса? Ее можно легко сделать самостоятельно: для этого надо взять достаточно длинную бумажную полоску и склеить противоположные концы полоски, предварительно перевернув один из них в пол-оборота (180°). Чем же она знаменита? А тем, что поверхность ленты Мебиуса имеет только одну сторону. Поверхность ленты Мебиуса – односторонняя. Свойства ленты Мебиуса изучает наука топология. Что же это за поверхность – лента Мебиуса? Какими удивительными свойствами она обладает? Давайте посмотрим.

А теперь я вам представлю опыты, которые проводила с детьми, используя ленту Мебиуса. В первом опыте я предложила детям закрасить одну сторону листа, не переходя через край ленты. При выполнении этого задания, дети убедились, что закрашенной оказалась вся лента целиком! А ведь они ее даже не переворачивали, чтобы закрасить с другой стороны. Из этого опыта мы можем сделать вывод, что поверхность ленты Мебиуса – односторонняя.

В данном опыте я предложила детям разрезать ленту по середине. В результате выполнения практических действий, дети убедились, что лента непрерывна.

Находясь на поверхности листа Мёбиуса, можно было бы идти по ней бесконечно. Попасть из одной точки ленты Мёбиуса в любую другую можно не переходя через край.

В 3 опыте предложила детям разрезать ленту на расстоянии 1/3 ее ширины от края.

При выполнении данного задания у детей получилось два кольца - одно большое и сцепленное с ним маленькое.

А теперь для расширения вашего кругозора, я хочу показать вам, насколько часто в жизни нам встречается лента Мебиуса. Лента Мебиуса используются в самых различных изобретениях.

На магнитных лентах, закрученных по Мебиусу, объем записываемой информации увеличивается вдвое и проигрывается в два раза дольше.

Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мебиуса

В матричных принтерах красящая лента имеет вид ленты Мебиуса для увеличения ресурса

Шлифовальная лента в виде листа Мебиуса, способна не только шлифовать, но и резать различные материалы, те же граниты и базальты.

Лента Мебиуса широко используется в архитектуре

Очень интересны памятники, посвященные ленте Мебиуса.

Форму ленты используют ювелиры в изготовлении бижутерии и дорогих изделий. Также ее используют в дизайне обуви.

Ленту Мебиуса используют при дизайне мебели.

Лист Мебиуса изображают на различных эмблемах.

Международный символ переработки, это тоже лист Мебиуса

Некоторые ученые предполагают, что наша вселенная представляет собой ленту Мебиуса.

Хочу сказать, что образ мира ребенка, не совпадает с нашим миром – миром взрослых. Мир детства светлый и беззаботный. В нем дети много играют, а в игре они развиваются. Самая же занимательная и развивающая игра – это та, в которой можно творить, и в которой присутствует эффект волшебства, неожиданности, а обыгрывая с воспитанниками данный вид деятельности, мы получим именно этот результат. А теперь я предлагаю вам выполнить простейшие манипуляции с листом Мебиуса и показать нам результат.

Цели современного образования, обозначенные в стандарте (федеральный государственный образовательный стандарт), заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Какие же приёмы и технологии использовать? Предлагаю вашему вниманию один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума». Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай

Работа с кубиком строится следующим образом:

Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог или ребенок бросает кубик и ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Если ответ дается не полный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть, ребёнку нужно назвать форму, цвет,

размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (что необходимо для роста, какие условия);

Используй (дети показывают, как можно применить, использовать предмет);

Дай оценку

Прием «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Грань Назови: предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Грань предполагает простую репродукцию полученных знаний. Выделение причинно – следственных связей.

Грань Почему: это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Позволяет подробно описать процессы или явления. Выявление всех аспектов поставленной проблемы

Грань Объясни: это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Отвечая на вопрос данного блока, ребенок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы

Грань Предложи: то есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Предположение своего пути применения изученного на практике. Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны.

Грань Придумай: это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Грань Поделись: вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Кубик Блума можно использовать во всем образовательных областях. Наиболее удобно применять этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Практика показывает, что данный прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его использования. Кубик Блума – это упрощенный способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Таким образом, использование приема кубик Блума, является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы

Спасибо за внимание. У меня все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Система использования развивающих игр при формировании элементарных математических представлений и развитии психических процессов у детей (младшая группа).

Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных способностей детей, развивает гибкость их мышл...

Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Самообразование «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»...

«Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у воспитанников»

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гара...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

Доклад для педагогов "Использование инновационных развивающих технологий по формированию элементарных математических представлений"

laquo;Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»       (А...