«Применение листа Мебиуса в воспитательно - образовательном процессе»
материал
Цель: познакомиться с лентой Мёбиуса - математической игрушкой, развивающей пространственное воображение.
Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием «топология» (по-другому – «геометрия положений»). Лента Мебиуса была придумана немецким математиком Августом Фердинандом Мёбиусом во второй половине 19 века. С тех пор она занимает умы математиков, физиков и даже фантастов! Занятие рекомендуется проводить, как волшебный эксперимент, загадочное действо фокусника/волшебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
list_myobiusa_vekshina_m.a.docx | 961.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №4
Самообразование:
«Применение листа Мебиуса в воспитательно - образовательном
процессе»
Воспитатель:
Векшина М.А.
«Волшебный лист Мёбиуса» .
Цель: познакомиться с лентой Мёбиуса - математической игрушкой, развивающей пространственное воображение.
Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием «топология» (по-другому – «геометрия положений»). Лента Мебиуса была придумана немецким математиком Августом Фердинандом Мёбиусом во второй половине 19 века. С тех пор она занимает умы математиков, физиков и даже фантастов! Занятие рекомендуется проводить, как волшебный эксперимент, загадочное действо фокусника/волшебника.
Материал: бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.
Нарезаем широкие полоски бумаги в двух экземплярах (Ширина: 4 – 5 см). Склеиваем их в кольца: одну в обычное , вторую в ленту Мебиуса. Для этого последнюю ленту необходимо перекрутить на 180 градусов. После этого начинаем экспериментировать с лентой:
Эксперимент №1. Удивительное разрезание. Разрезаем обе ленты пополам (вдоль всей ленты). Сначала разрезаем обычную. При разрезании в руках окажутся два круга, разъединённых между собой. А теперь возьмём ленту Мебиуса, что же у нас получится в итоге? Сделайте надрез посередине и опять разрежьте ленту пополам. Что же получилось? В руках окажется одна длинная лента, только перекрученная дважды. Волшебство?
Эксперимент №2. Загадочная линия. Проводим непрерывную линию сначала на обычной ленте, а затем на ленте Мебиуса. Что же мы видим, что вторая полоса почему-то оказалась с двух сторон ленты, а значит лента в два раза длиннее. Опять волшебство!
Эксперимент №3 Волшебные художники. Берём фломастер и не отрывая его от бумаги, не переходя через край листа закрашиваем нашу «волшебную ленту». И что же у нас получается. Волшебство? Да!
Применение ленты Мёбиуса в быту: кассета и кинолента (запись производится с двух сторон), шлифовальная лента, матричный принтер - красящая лента имеет вид листа Мёбиуса для увеличения её ресурса, в работе принимает участие вся поверхность, а не только внутренняя её часть.
И так, лист Мёбиуса - это непрерывный объект с односторонней поверхностью, где возможно из одной точки поверхности, не пересекая края, попасть в любую другую. Рефлексия.
Применение в воспитательно – образовательном процессе
ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)
Объяснение нового материала
- Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)
- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)
- А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.
- Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты (1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).
Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.
- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.
- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)
Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает
- На что это похоже? (варианты ответов детей)
- А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.
- Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).
- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек может попасть
- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)
Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)
- Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона)
- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)
- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)
- А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.
Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.
- Ну как вам понравился фокус?(да )
Словарная работа
- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)
- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)
- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)
- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились? (дети выполняют действия)
(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)
Исследовательская деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлин...
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Здоровьесбережение - важный аспект в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Очень важно помгать детям снимать психофизическую нагрузку после занятий; научить практическим ...
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми старшего ясельного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому...
Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Использование в работе со школьниками здоровьесберегающих технологий по технологиям: 1) технология сохранения и стимулирования здоровья; 2) технология обучения здоровому образу жизни;3) коррекционные ...
МАСТЕР КЛАСС «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное в...
«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС»
Семинар практикум по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС,...