Учебно-тематический план занятий по фэмп.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-тематический план занятий по математике. | 11.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Следовательно, существует необходимость в разработке программы, которая учитывает особенности детей с нарушениями в развитии.
Данная программа является модификацией «Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Рассчитана программа, на детей дошкольного возраста, опирается на принципы коррекционной педагогике, дефектологии, специальной психологии.
Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе.
Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание малышом количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умение сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и является немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовке к обучению в школе.
К отбору содержания обучения математике детей в дошкольном возрасте следует подходить дифференцированно. Объем предлагаемых программой знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями воспитанников группы. При этом в одном случае в работе с детьми используется необходимый минимум; в другом случае расширяется содержание отдельных тем, в третьем случае дети или часть группы успешно овладевают программой с повышенным уровнем трудности.
Главное в обучение математике данной программы заключается в том, чтобы усвоение математических представлений и способов происходило в определенной последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие навыки.
Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладение речью и развитием наглядных форм мышления. Математика, являясь одним из важнейших предметов, готовит учащихся с особыми образовательными потребностями к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью.
Занятия по обучению счету способствуют:
- Формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции);
- Сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, множества предметов; группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения, и др.);
- Познавательному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно – следственные отношения и зависимости и др.);
- Развитию речи (накоплению словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами и др.; формированию грамматического строя речи).
Цель программы – формирование у детей элементарных количественных представлений.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- Формирование математических представлений во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой);
- Создание условий для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности;
- Продолжение развития познавательных способностей у детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия;
- Расширение и углубление математических представлений у детей
- Знакомство с цифрами в пределах 5;
- Обучение устному счету в прямом порядке от 1 - 5, и в обратном порядке;
- Осмысление воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду;
- Обучение счету от заданного до заданного числа.
Программа по математике включает в себя следующие разделы:
- Введение в мир чисел от 1 до 5
- Освоение последовательного счета.
Срок реализации программы и формы работы.
- Работы с детьми: групповая и индивидуальная;
- Групповые занятия проводится 2 раза в неделю;
- Продолжительность занятий 20-30мин;
-Индивидуальные занятия проходят с теми детьми, которым необходима помощь в усвоении программного материала.
Результат программы:
- Осуществление количественного счета в прямом и обратном порядке, счета от средних членов ряда, порядкового счета в пределах пяти;
- Пересчет предметов и изображений предметов, распложенных в ряд, при разном их расположении; предметов и изображений предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;
- Определение места числа в числовом ряду и отношений между смежными числами; решение задач в пределах 5.
Перечень оборудования.
Счетные лесенки (с двумя и тремя ступеньками); наборные полотна (с двумя и тремя карманами); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие); специальный стол для хранения сыпучих материалов; набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы: горох, фасоль, чечевица, перловая крупа, манная крупа, речной песок и т.п.; посуда: лейки, кувшины, миски ложки, кастрюли разных размеров; формочки для песка (в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур и др.); штампы: цифры, геометрические фигуры, различные картинки и штемпельная подушка; природный материал: желуди, ракушки, камешки различной величины; пуговицы разного размера, разных цветов; счетные полоски; мелкий счетный материал: грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики; сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, лягушки и т.п.; наборы цифр от 1 до 5; плоские предметы и геометрические фигуры для раскладывания на наборном полотенце и фланелеграфе ( предметные изображения животных, фруктов, овощей, деревьев, цветов и т. д.); наборы полосок разных по длине; наборы лент и полосок, разных по ширине; объемные и плоскостные модели домов и елок разной величины; изображения разных времен года и части суток; карточки с изображением разных предметов (овощи, фрукты, животные, транспорт), геометрических фигур, от 1 до 5; домино детское с изображением предметов и кружков; наборы геометрических фигур; палочки различной величины; муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье – маше и т. п.; плетенные и пластмассовые корзины различной величины, обручи разного размера и разного цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые); гирлянды, бусы различных форм, различные по величине и цвету (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разной формы, разного размера, но одного цвета и т.п.); коробки – вкладыши разных размеров; бочки – вкладыши; коробки и ящики с отверстием геометрических форм и соответствующими вкладышами; игрушки с крепящимися деталями, прищепками и основа для них ( контур елки, круг – солнце, основа для туловища бабочки); большая пирамида высотой 1 м и другие игрушки; материалы М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», металлические (пластмассовые вкладыши); настольные игры: «Цвет и форма», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», домино (различные варианты игр на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Раз, два, три… сосчитай!», «Где чей домик?», «На что похожа эта фигура», «Времена года» и др.
Учебно-тематический план занятий по математике.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | МАТЕМАТИКА, царица наук | 1 |
2 | Количество и счет. Много – один. | 1 |
3 | Количество и счет. Один – ни одного. | 1 |
4 | Ориентирование в пространстве. Справа – слева. | 1 |
5 | Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, под, на. | 1 |
6 | Величина. Длинный – короткий. | 1 |
7 | Величина. Высокий – низкий. | 1 |
8 | Величина. Широкий – узкий. | 1 |
9 | Величина. Толстый – тонкий. | 1 |
10 | Величина. Большой – маленький. | 1 |
11 | Величина (обобщение) | 2 |
12 | Геометрические фигуры: круг. | 2 |
13 | Плоскостная геометрическая фигура: квадрат. | 2 |
14 | Плоскостная геометрическая фигура: треугольник. | 2 |
15 | Геометрические фигуры, обобщение. | 2 |
16 | Ориентация во времени. Утро. | 1 |
17 | Ориентация во времени. День. | 1 |
18 | Ориентация во времени. Вечер. | 1 |
19 | Ориентация во времени. Ночь (утро, день, вечер) | 2 |
20 | Выделение 4 предметов из группы по подражанию, по образцу, по слову; | 2 |
21 | Соотнесение количества предметов с количеством пальцев; | 2 |
22 | Пересчет предметов в пределах 5; | 2 |
23 | Пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по цвету, размеру. | 2 |
24 | Определение количества предметов, изображенных на картинках, в пределах 3 | 2 |
25 | Сравнение по количеству две группы предметов. | 2 |
26 | Формирование представлений о сохранении количества. | 2 |
27 | Использовать прием приложения и счет как способы проверки. | 2 |
28 | Решение задач нахождение суммы и остатка в пределах 3; | 2 |
29 | Выполнение операций объединение и разъединение в пределах 5; | 2 |
30 | Упражнение детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения; | 2 |
31 | Счет в обратном порядке от 5; | 2 |
32 | Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда; | 2 |
33 | Сравнение по количеству 2 группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; | 2 |
34 | Сравнение чисел в пределах 5; | 2 |
35 | Состав числа в пределах 5; | 2 |
36 | Положение предметов на плоскости, в пространстве относительно учащихся по отношению друг к другу; | 2 |
37 | Количество и счет. Число и цифра 1. | 2 |
38 | Количество и счет. Число и цифра 2. | 2 |
39 | Количество и счет. Число и цифра 3. | 2 |
40 | Количество и счет. Число и цифра 4. | 2 |
41 | Количество и счет. Число и цифра 5. | 2 |
42 | Ориентировка во времени (времена года). | 2 |
43 | Математические загадки. Закрепление. | 1 |
Итого | 72 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план занятий по ФЭМП на сентябрь (подготовительная группа)
Перспективный план занятий по ФЭМП составлен с учетом лексических тем на сентябрь. (подготовительная группа) .Предназначен для работы с детьми с нарушением зрения...
Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...
Учебно-тематический план кружка « Театр на столе» в подготовительной группе « А» на 2013-2014 учебный год.
в этом документе присутствуют план работы по кружку на 2013-14 год...
Учебно-тематический план коррекционно – развивающих занятий педагога - психолога в старшей группе.
Учебно - тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий педагога - психолога в старшей груруппе....
Перспективный план занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием сказок.
Успешность обучения математике зависит от содержания предлагаемого материала и формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому формиро...
Перспективный план занятий по ФЭМП для детей средней группе
Комплекс представленных занятий охватывает содержание всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО....
Учебно-тематический план занятий по программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Представлен в электронном виде....