Учебно-тематический план занятий по фэмп.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

 Рушанова Алися Рустямовна
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Следовательно, существует необходимость в разработке программы, которая учитывает особенности детей  с нарушениями в развитии.
Данная программа является модификацией «Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Рассчитана программа, на детей дошкольного возраста, опирается на принципы коррекционной педагогике, дефектологии, специальной психологии. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).

Следовательно, существует необходимость в разработке программы, которая учитывает особенности детей  с нарушениями в развитии.

Данная программа является модификацией «Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Рассчитана программа, на детей дошкольного возраста, опирается на принципы коррекционной педагогике, дефектологии, специальной психологии. 

Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание малышом количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умение сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и является немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовке к обучению в школе.

 К отбору содержания обучения математике детей  в дошкольном возрасте следует подходить дифференцированно. Объем предлагаемых программой знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями воспитанников группы. При этом в одном случае в работе с детьми используется необходимый минимум; в другом случае расширяется содержание отдельных тем, в третьем случае дети или часть группы успешно овладевают программой с повышенным уровнем трудности.

Главное в обучение математике данной программы заключается в том, чтобы усвоение математических представлений и способов происходило в определенной последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие навыки.

Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладение речью и развитием наглядных форм мышления. Математика, являясь одним из важнейших предметов, готовит учащихся с особыми образовательными потребностями к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью.

Занятия по обучению счету способствуют:

  • Формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции);
  • Сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, множества предметов; группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения, и др.);
  • Познавательному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно – следственные отношения и зависимости и др.);
  • Развитию речи (накоплению словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами и др.; формированию грамматического строя речи).

Цель программы – формирование у детей элементарных количественных представлений.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • Формирование математических представлений во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой);
  • Создание условий для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности;
  • Продолжение развития познавательных способностей у детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия;
  • Расширение и углубление математических представлений у детей
  • Знакомство с цифрами в пределах 5;
  • Обучение устному счету в прямом порядке от 1 - 5, и в обратном  порядке;
  • Осмысление воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду;
  • Обучение счету от заданного до заданного числа.

Программа по математике включает в себя следующие разделы:

  • Введение в мир чисел от 1 до 5
  • Освоение последовательного счета.

Срок реализации программы и формы работы.

- Работы с детьми: групповая и индивидуальная;

- Групповые занятия проводится 2 раза в неделю;

- Продолжительность занятий 20-30мин;

-Индивидуальные занятия проходят с теми детьми, которым необходима помощь в усвоении программного материала.

Результат программы:

  • Осуществление количественного счета в прямом и обратном порядке, счета от средних членов ряда, порядкового счета в пределах пяти;
  • Пересчет предметов и изображений предметов, распложенных в ряд, при разном их расположении; предметов и изображений предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;
  • Определение места числа в числовом ряду и отношений между смежными числами; решение задач в пределах 5.

Перечень оборудования.

Счетные лесенки (с двумя и тремя ступеньками); наборные полотна (с двумя и тремя карманами); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие); специальный стол для хранения сыпучих материалов; набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы: горох, фасоль, чечевица, перловая крупа, манная крупа, речной песок и т.п.; посуда: лейки, кувшины, миски ложки, кастрюли разных размеров; формочки для песка (в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур и др.); штампы: цифры, геометрические фигуры, различные картинки и штемпельная подушка; природный материал: желуди, ракушки, камешки различной величины; пуговицы разного размера, разных цветов; счетные полоски; мелкий счетный материал: грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики; сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, лягушки и т.п.; наборы цифр от 1 до 5; плоские предметы и геометрические фигуры для раскладывания на наборном полотенце и фланелеграфе ( предметные изображения животных, фруктов, овощей, деревьев, цветов и т. д.); наборы полосок разных по длине; наборы лент и полосок, разных по ширине; объемные и плоскостные модели домов и елок разной величины; изображения разных времен года и части суток; карточки с изображением разных предметов (овощи, фрукты, животные, транспорт), геометрических фигур, от 1 до 5; домино детское с изображением предметов и кружков; наборы геометрических фигур; палочки различной величины; муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье – маше и т. п.; плетенные и пластмассовые корзины различной величины, обручи разного размера и разного цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые); гирлянды, бусы различных форм, различные по величине и цвету (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разной формы, разного размера, но одного цвета и т.п.); коробки – вкладыши разных размеров; бочки – вкладыши; коробки и ящики с отверстием геометрических форм и соответствующими вкладышами; игрушки с крепящимися деталями, прищепками и основа для них ( контур елки, круг – солнце, основа для туловища бабочки); большая пирамида высотой 1 м и другие игрушки; материалы М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», металлические (пластмассовые вкладыши); настольные игры: «Цвет и форма», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», домино (различные варианты игр на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Раз, два, три… сосчитай!», «Где чей домик?», «На что похожа эта фигура», «Времена года» и др.

Учебно-тематический план занятий по математике.

Тема урока

Кол-во часов

1

МАТЕМАТИКА,  царица наук

1

2

Количество и счет. Много – один.

1

3

Количество и счет. Один – ни одного.

1

4

Ориентирование в пространстве. Справа – слева.

1

5

Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, под, на.

1

6

Величина. Длинный – короткий.

1

7

Величина. Высокий – низкий.

1

8

Величина. Широкий – узкий.

1

9

Величина. Толстый – тонкий.

1

10

Величина. Большой – маленький.

1

11

Величина (обобщение)

2

12

Геометрические фигуры: круг.

2

13

Плоскостная геометрическая фигура: квадрат.

2

14

Плоскостная геометрическая фигура: треугольник.

2

15

Геометрические фигуры, обобщение.

2

16

Ориентация во времени. Утро.

1

17

Ориентация во времени. День.

1

18

Ориентация во времени. Вечер.

1

19

Ориентация во времени. Ночь (утро, день, вечер)

2

20

Выделение 4 предметов из группы по подражанию, по образцу, по слову;

2

21

Соотнесение количества предметов с количеством пальцев;

2

22

Пересчет  предметов в пределах 5;

2

23

Пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по цвету, размеру.

2

24

Определение количества предметов, изображенных на картинках, в пределах 3

2

25

Сравнение по количеству две группы предметов.

2

26

Формирование представлений о сохранении количества.

2

27

Использовать прием приложения и счет как способы проверки.

2

28

Решение задач нахождение суммы и остатка в пределах 3;

2

29

Выполнение операций объединение и разъединение в пределах 5;

2

30

Упражнение детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения;

2

31

Счет в обратном порядке от 5;

2

32

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда;

2

33

Сравнение по количеству 2 группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета;

2

34

Сравнение чисел в пределах 5;

2

35

Состав числа в пределах 5;

2

36

Положение предметов на плоскости, в пространстве относительно учащихся по отношению друг к другу;

2

37

Количество и счет. Число и цифра 1.

2

38

Количество и счет. Число и цифра 2.

2

39

Количество и счет. Число и цифра 3.

2

40

Количество и счет. Число и цифра 4.

2

41

Количество и счет. Число и цифра 5.

2

42

Ориентировка во времени (времена года).

2

43

Математические загадки. Закрепление.

1

     Итого                                                                  

72 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий по ФЭМП на сентябрь (подготовительная группа)

Перспективный план занятий по ФЭМП составлен с учетом лексических тем на сентябрь. (подготовительная группа) .Предназначен для работы с детьми с нарушением зрения...

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

Учебно-тематический план коррекционно – развивающих занятий педагога - психолога в старшей группе.

Учебно - тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий педагога - психолога в старшей груруппе....

Перспективный план занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием сказок.

 Успешность обучения математике зависит от содержания предлагаемого материала и формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому формиро...

Перспективный план занятий по ФЭМП для детей средней группе

Комплекс представленных занятий охватывает содержание всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО....