Учебно-тематический план занятий по программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план занятий
по программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
в средней группе
№ п/п Название раздела, темы Содержание Источник (методическая литература, рабочая тетрадь – занятие №, стр. …) Количество занятий (академических часов)
1.
- Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких, отрывистых линий. Познакомить с термином «слово». Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Закреплять навыки правильного произношения. Стимулировать зрительно-поисковую активность. Формировать избирательность зрительного восприятияю Развивать графические навыки - рисование коротких отрывистых линий Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 1 стр.12-13. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 1 стр.2-3. 1
2. Знакомство с многообразием слов, Учить понимать и правильно употреблять Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 1
моделированием, нахождение различий в 2 похожих рисунках. термин «слово» Познакомить с разнообразием слов Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу Познакомить с моделированием - слово можно нарисовать в виде прямоугольника Развивать мелкую моторику - упражнения для развития пальцев рук Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 2 стр.14-15. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 2 стр.4-5.
3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (короткие и длинные), моделирование, рисование иголок ежикам. Учить понимать и правильно употреблять термин «СЛОВО» Продолжать знакомить с разнообразием слов .Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок. Развивать внимание, логическое мышление Научить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Продолжить знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника. Развивать графические навыки — рисование коротких отрывистых линий. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 3 стр.16-17. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 3 стр.6-7. 1
самооценки.
4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка Знакомить детей со звуками окружающего мира. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации, на слух. Развитие мелкой моторики . Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно . Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 4 стр.18-19. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 4 стр.8-9. 1
5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие). Продолжать учить подбирать «слова-друзья» на основе зрительно воспринимаемой информации. Развивать графические навыки — рисование округлых и прямых линий. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 5 стр.20-21. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 5 стр.10-11. 1
6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Учить называть слова со Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое 1
нахождение различий в 2 похожих рисунках. звуками Ж, Ш, 3 Знакомить со звуками окружающего мира («песенка насоса», «песенка мотора» Продолжать учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации. Способствовать развитию моторики - упражнение для развития пальцев рук . Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 6 стр.22-23. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 6 стр.12-13.
7. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. Знакомить с протяженностью слова. Учить делить слова на слоги, используя модель слова - прямоугольник. Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок. Развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. Развивать графические навыки - рисование горизонтальных линий. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 7 стр.24-25. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 7 стр.14-15. 1
8. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского. Продолжать знакомить с протяженностью слова. Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов. Продолжать знакомить со звуками окружающего мира - «песенки мотора, жука, ветра». Способствовать развитию мелкой моторики. Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 8 стр.26-27. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 8 стр.16-17. 1
9. Звуки «С-Сь» (песенки «большого и маленького насоса»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе. Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными «С и СЬ». Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С и СЬ» в игровых упражнениях (песенки большого и маленького насоса). Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «С и СЬ» в словах, во фразовой речи. Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подхо-дящие по смыслу. Развивать графические умения посредством Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 9 стр.28-29. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 9 стр.18-19. 1
раскрашивания листочков на березе. Побуждать делить схему слова на слоги. Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
10. Звуки «З-Зь» (песенки «большого и маленького комара»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам. Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными «З-ЗЬ».(песенка большого комара и маленького комарика). Способствовать четкому и ясному произношению звуков «З-ЗЬ». Продолжать знакомить с протяженностью слов (кроткие и длинные). Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «З-ЗЬ» в словах. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Способствовать развитию слухового восприятия детей через выразительное чтение чистоговорки с использованием логических пауз и ударений. Развивать графические навыки - рисование овалов. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 10 стр.30-31. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 10 стр.20-21. 1
11. Звуки « С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в 2 похожих рисунках. Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие звуки «3-3Ь», «С-СЬ» в словах. Учить интонационно выделять звуки «3-3Ь», «С-СЬ» во фразовой речи. Развивать наглядно-действенное мышление и умение использовать схему слова при делении слов на слоги. Формировать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 11 стр.32-33. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 11 стр.22-23. 1
12. Звук Ц, рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира. Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук Ц в словах, во фразовой речи. Вырабатывать умение правильно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту. Побуждать называть последнее слово в предложении, подходящее по смыслу. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 12 стр.34-35. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 12 стр.24-25. 1
отрывка. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
13. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, слушание потешки. Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звук «Ш» в словах. Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах. Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения. Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки — рисование воздушных шариков. Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 13 стр.36-37. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 13 стр.26-27. 1
14. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук Ж Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От 1
стихотворения И. Солдатенко. изолированно, в словах и во фразовой речи, интонационно выделять звук «Ж» в словах. Закрепить умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки — рисование желудей. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. слова к звуку» Занятие № 14 стр.38-39. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 14 стр.28-29.
15. Звуки «Ш» и «Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Ш-Ж в словах. Продолжать знакомить с термином «ЗВУК». Продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 15 стр.40-41. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для 1
предметом на основе моделирования. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки — рисование дорожек. Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. детей 4-5 лет. Тема 15 стр.30-31.
16. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, слушание отрывка из стихотворении С.Михалкова. Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук Щ в словах. Побуждать определять первый звук в словах. Развивать наглядно-действенное мышление через использование модели слова при делении слова на слоги. Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературно текста через прослушивание Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 16 стр.42-43. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тевыразительного чтения стихотворного отрывка. Развивать графические навыки — рисование щеток. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
17 Звук «Ч», рисование, моделирование предметов. Побуждать интонационно выделять звук Ч в словах. Продолжать знакомить с термином ЗВУК и определять первый звук в словах. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием, побуждать делить слова на слоги, пользоваться схемой слова. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки — рисование предметов. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 17 стр.44-45. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 17 стр.34-35. 1
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
18 Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Ч-Щ. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 18 стр.46-47. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 18 стр.36-37. 1
19 Звуки «Р-Рь», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотсткой. Учить различать на слух твердые и мягкие звуки «Р-РЬ». Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая к интонационному выделению звуков «Р-Р'» в словах, называя первый звук в словах. Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 19 стр.48-49. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 19 стр.38-39. 1
отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Развивать зрительное и слуховое внимание. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
20 Звуки «Л-Ль», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой. Учить различать на слух твердые и мягкие звуки «Л-ЛЬ». Побуждать называть первый звук в словах. Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Развивать активную речь детей, отвечать на вопрос строчками из стихотворения. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова. Развивать графические навыки- рисование неваляшки. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 20 стр.50-52. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 20 стр.40-41. 1
21. Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными М-МЬ. Способствовать интонационному выделению звуков М-МЬ в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (кроткие и длинные). Побуждать называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Развивать графические навыки - рисование домиков. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 21 стр.52-53. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 21 стр.42-43. 1
22. Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки Б-БЬ в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста, умение подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и походящие по смыслу. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 22. стр.54-55. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 22 стр.44-45. 1
Развивать графические навыки- рисование дорожек, бусинок. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
23. Звуки «К-Кь», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса. Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными К-КЬ. Способствовать интонационному выделению звуков К-КЬ в словах. Развивать умение выделять первый звук в словах. Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Развивать графические навыки – штриховка предметов. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 23. стр.56-57. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 23 стр.46-47. 1
24. Звук «Г», нахождение различий в 2 похожих рисунках, заучивание стихотворения Побуждать называть изолированно твердый согласный звук Г. Побуждать называть первый звук в словах. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое 1
Г.Сапгира. Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки. Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из потешки. Развивать графические навыки – рисование кругов. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 24. стр.58-59. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 24 стр.48-49.
25. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Г-К. Побуждать соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит. Развивать графические навыки – штриховка. Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему. Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 25. стр.60-61. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 25 стр.50-51. 1
Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
26. «Д-дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными Д-ДЬ. Способствовать интонационному выделению звуков Д-ДЬ в словах. Развивать умение выделять первый звук в словах. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать графические навыки – штриховка, рисование кругов. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 26. стр.62-63. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 26 стр.52-53. 1
27. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными Т-ТЬ. Способствовать интонационному выделению звуков Т-ТЬ в словах. Развивать умение называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные). Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 27. стр.64-65. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для 1
Развивать способности к моделированию, побуждая детей работать со схемой слова, разделяя прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать графические навыки – рисование дождя, зонтиков. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. детей 4-5 лет. Тема 27 стр.54-55.
28. Звуки «Д-дь», «т-ть», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений. Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать графические навыки – рисование домика. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 28. стр.66-67. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 28 стр.56-57. 1
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
29. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-зь», «ж», «С-сь», повторение стихотворений, штриховка. Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Побуждать детей подбирать слова, которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Способствовать развитию графических навыков - шриховка. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 29. стр.68-69. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 29 стр.58-59 2
30 Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов. Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие. Закреплять умение называть первый звук в слове. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 30. стр.70-71. 2
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. Продолжать развивать способность к моделированию, побуждая детей использовать модель слов при делении слова на слоги. Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Способствовать развитию графических навыков - шриховка. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 30 стр.60-61
31. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-Ль», «Б-Бь», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений. Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Л-ЛЬ, Б-БЬ. Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные и короткие). Продолжать развивать умение называть первый звук в словах. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 31. стр.72-73. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 31 стр.62-63. 2
Продолжать развивать умение соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит. Способствовать развитию графических навыков – штриховка, рисование березки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
32. Закрепление пройденного материала. Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение делить слова на слоги. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать активную речь детей, отвечать а вопросы строчками из стихотворения. Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. Закреплять умение работать со схемой слова. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 32. стр.74-75. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 32 стр.64. 1
33. Закрепление пройденного материала (согласные звуки- звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ»), учимся закрашивать Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», способствовать четкому и правильному произношению звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ» в словах и во фразовой речи, развивать связную речь, ее Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 11 стр.32-33. 1
выразительность, обогащать словарь, развивать графические навыки, обогащать словарный запас, приучать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова подходящие по смыслу Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 11 стр.22-23.
34. Закрепление. Звук Ц, рисование огурцов. Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук Ц в словах, во фразовой речи. Закреплять умение правильно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту. Закреплять умение называть последнее слово в предложении. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 12 стр.34-35. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 12 стр.24-25. 1
35. Закрепление. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое 1
слушание потешки. интонационно выделять звук «Ш» в словах. Закреплять умение называть первый звук в словах. Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения. Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов. Продолжать развивать графические навыки — рисование воздушных шариков. Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему. Формировать навык самоконтроля и самооценки. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 13 стр.36-37. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 13 стр.26-27.
36. Закрепление. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко. Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук Ж изолированно, в словах и во фразовой речи, интонационно выделять звук «Ж» в словах. Закрепить умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Продолжать развивать графические навыки — рисование желудей. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 14 стр.38-39. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 14 стр.28-29. 1
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
37. Закрепление. Дифференциация звуков «Ш» и «Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Ш-Ж в словах, предложениях. Учить называть слова с заданным звуком. Продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе моделирования. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 15 стр.40-41. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 15 стр.30-31. 1
38. Закрепление. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, слушание отрывка из стихотворении С.Михалкова. Продолжать учить правильно произносить звук Щ в слогах, словах, предложениях и тексте. Побуждать определять первый звук в словах. Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературно текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 16 стр.42-43. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 16 стр.32-33. 1
отрывка. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
39. Закрепление. Звук «Ч», моделирование предметов. Побуждать интонационно выделять звук Ч в словах. Закреплять умение правильно произносить звук Ч в слогах. Словах и фразах. Продолжать знакомить с термином ЗВУК и определять первый звук в словах. Продолжать знакомить с моделированием, побуждать делить слова на слоги, пользоваться схемой слова. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 17 стр.44-45. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 17 стр.34-35. 1
40. Закрепление. Звуки «Ч-Щ», моделирование. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Ч-Щ. Развивать умение находить в тексте слова с заданным звуком. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки с использованием логических пауз и Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 18 стр.46-47. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 18 стр.36-37. 1
эмоциональной окраски. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
41. Закрепление. Звуки «Р-Рь»,заучивание стихотворения О. Высотсткой. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие звуки «Р-РЬ». Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая к интонационному выделению звуков «Р-Р'» в словах, называя первый звук в словах. Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 19 стр.48-49. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 19 стр.38-39. 1
42. Закрепление.Звуки «Л-Ль», заучивание стихотворения Е.Александровой. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие звуки «Л-ЛЬ». Побуждать называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопрос строчками из стихотворения. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова. Развивать графические навыки- рисование неваляшки. Формировать интерес к речевой Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 20 стр.50-52. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 20 стр.40-41. 1
деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
43. Закрепление. Звуки «Г-К», заучивание стихотворения Т.Шорыгиной Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки Г-К. Формировать умение различать звуки Г-К в слогах, словах, фразах на слух. Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему. Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 25. Стр.60-61. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 25 стр.50-51. 1
44. Закрепление. Звуки «Д-дь», «т-ть», повторение стихотворений. Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 28. стр.66-67. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Тема 28 стр.56-57. 1
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
45. Закрепление материала, пройденного за год. Закреплять умение делить слова на слоги. Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту. Развивать активную речь детей, отвечать а вопросы строчками из стихотворения. Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. Закреплять умение работать со схемой слова. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» Занятие № 32. стр.74-75. Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабоча
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников элементам грамоты (2014 г.)
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу по...
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей)
"Обучение дошкольников элементам грамоты "...
Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1. Познакомить педагогов с методическими аспе...
Папка - передвижка "Обучение дошкольников элементам грамоты"
Папка - передвижка для родительского уголка ДОУ, поможет родителям дошкольников с ОВЗ при работе с детьми по грамоте....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...