Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
Задачи программы
1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.
2.Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через
- совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;
- формирование аналитического восприятия.
3.Развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
4.Сопровождать процесс развития у ребёнка пространственных представлений посредством формирования
- пространственной дифференциации самого себя;
- представления о схеме тела;
- умения ориентироваться в пространстве и времени;
- умения сравнивать предметы, по- разному расположенные в пространстве;
- умения работать с разрезными картинками, кубиками, пазлами и т. п.;
- умения работать с графическими схемами (двигательный, графический диктант).
5. Оказывать ребёнку помощь в овладении умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевое высказывание.
6. Способствовать повышению или стабилизации функционального уровня систем организма посредством выполнения
- дыхательно-координационных упражнений;
- стимулирующих упражнений, повышающих энергетический потенциал ребёнка (хлопки, массаж, самомассаж и т. п.);
- упражнений с локальными мышечными движениями;
- упражнений на повышение устойчивости и равновесия;
- глазодвигательных упражнений.
В процессе реализации стратегической цели программы и сопутствующих ей задач учитель-дефектолог взаимодействует с воспитателями, родителями в едином коррекционном пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
№ занятия | Тема | Кол-во занятий | Цель |
I .Развитие зрительного восприятия, основных видов чувствительности, внимания и памяти. | |||
1 – 3 | Определение формы предметов. | 3 | Развивать
|
4. | Распознавание предметов с помощью осязания | 1 | Развивать
|
5 - 8 | Выделение признаков предметов. | 4 | Развивать
|
9 – 12 | Сравнение предметов по различным признакам. | 4 | Развивать
|
13 – 15 | Классификация предметов. | 3 | Развивать
|
16 – 18 | Формирование целостного образа предмета. | 2 | Развивать -умение выделять контур, части, из которых состоит предмет, узнавать предмет, изображённый в необычном ракурсе, в изменённой форме. -зрительную память, произвольное внимание. |
19 –20 | Восприятие цвета | 2 | Развивать -умение подбирать оттенок цвета по образцу, -умение выполнять задание по инструкции (устной или письменной), -произвольное внимание. Расширять словарный запас. |
II. Развитие общей и мелкой моторики. Повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала. | |||
21 – 28 | Развитие координации движений и функции равновесия. | 8 | Способствовать развитию -координации движений;
Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения. |
29 –38 | Развитие координации тонких движений пальцев и кисти рук. | 10 | Способствовать развитию -координации тонких движений пальцев и кисти рук, -графических навыков, -внимания и двигательной памяти. Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения. |
III. Развитие пространственных представлений | |||
39 – 42 | Формирование пространственной дифференциации самого себя, представлений о схеме тела. | 4 | Способствовать развитию
- произвольного внимания. |
43- 48 | Ориентировка на плоскости и в пространстве. | 6 | Развивать умения
|
49 – 52 | Определение сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве. | 4 | Развивать умения -определять сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве. Развивать зрительную память, произвольное внимание. |
53 –56 | Комбинирование на плоскости и в пространстве | 4 | Развивать умение -составлять из частей целое изображение на плоскости и в пространстве (по образцу и самостоятельно). Развивать зрительную память и произвольное внимание. Закрепить умения выполнять самомассаж, дыхательные, глазодвигательные упражнения. |
Приложение к тематическому планированию
№ занятия | Игры и упражнения | Словарь, фразы на слух |
1-3 | 1. “На что похоже?” (на примере овощей и фруктов);
| Круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; Похож на… Какие овощи похожи на… Найди… Что в классе похоже на квадрат? Запомни… |
4. |
| Я достал круг, квадрат… Мне трудно…Мне легко… |
5 – 8 |
5. “Что не дорисовал художник”. | Длинный , короткий, толстый, тонкий, большой, маленький.
|
9 –12 | 1.Выделение замаскированных деталей и изображений. 2.“Помоги Незнайке”.
| Исправь ошибку. Чем похожи, чем различаются. Запомни и нарисуй. Я нарисовал треугольник… |
13 –15 |
| Убери лишнюю картинку. Я убрал… Это фрукты, это овощи… Повтори… Дорисуй ряд… |
16 –18 |
| Контур, части предмета Нарисуй по памяти. У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста. Я нарисовал… |
19- 20 |
| Название основных семи цветов. Оттенки цвета (тёмно – синий и т.д.) Я раскрасил так же… У меня такой же цвет. |
21 –28 | 1.Пантомимика (подражание предметам живой и неживой природы). 2.Выполнение асимметричных движений по подражанию.
11.Глазодвигательные упражнения. 12.Дыхательные упражнения. | Сделай так же… Закрой глаза, открой глаза. Нарисуй – нарисовал. Попал – не попал. Потянись. Повернись направо - налево… Подними руки вверх. Повтори движения Коснись правой рукой левого уха. Дует ветер. Идёт волк. Прыгает заяц. Летит бабочка. |
29 –38 | 1.Рисование в тетради обеими руками одновременно. 2.Оригами. 3.Лабиринты. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Графический диктант. 6.Самомассаж. Хлопки ладонями, кулаками. 7.Работа с локальными мышечными движениями. 8.Глазодвигательные упражнения. 9.Дыхательные упражнения. | Нарисуй двумя руками сразу. Сложи как я. Найди путь к домику… Повторяй за мной… Слушай, смотри и считай. Хлопай в ладоши. Вдох – выдох. Закрой глаза – открой глаза.
|
39 – 42 | 1. Работа с наглядным материалом по теме “Человек”. 2.Упражнения на ориентировку в пространстве (по подражанию). 3. “Узнай, кто это?” (узнать товарища)..
6.Двигательный диктант. | Правая рука, нога…. Левая рука, нога… Вверх – вниз, вперёд – назад, влево – вправо. Запомни и повтори. Я запомнил Я узнал… |
43 – 48 | 1.Составление разрезных картинок, пазлов, мозаик. 2. “Что стоит внизу, наверху, рядом” (Кто стоит?) 3. Ориентировка в помещении по плану. 4.“Спрячем и найдём”. 5. “Измени фигуру”. | Слева, справа, сзади, посередине, Внизу, вверху, около, над, в, под. Найди… С помощью ножниц измени фигуру. Из квадрата сделай треугольник. Я вырезал…. У меня получился (получилось). |
49 – 52 | 1.Сравни картинки. 2 “Чего не хватает?” 3. “Поставь правильно”. 4.“Что наверху, что внизу, что справа, что слева”. 5.Самомассаж. | Найди, чем похожи и чем различаются предметы. Поставь правильно. Какой предмет находится наверху… Я нашёл… Он находится … |
53 – 56 | 1.Мозаики, пазлы, разрезные геометрические фигуры, фигуры животных. 2.Танграммы. 3.Самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика. | Собери из частей… У меня получилось… Собери мозаику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31578.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320193-1382271211.jpg)
Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/10/picture-203240-1376146890.jpg)
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении
Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1009364-1518101736.jpg)
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/26/picture-1301291-1608977515.jpg)
Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»
laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...