Проект Формирование элементарных математических представлений на основе сенсорной деятельности в группах раннего возраста.
проект по математике (младшая группа)

Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремиться  к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы считаем,  что математика наиболее сложный учебный предмет и поэтому в дошкольном возрасте необходимо предлагать материал, который даёт возможность познать, исследовать, творить, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike_v_grv.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  элементарных математических представлений на основе сенсорной деятельности в группах раннего возраста.

Подготовил воспитатель:

Сидюкова Е.Н.

г. Усть-Лабинск

2021г.

Тип проекта: познавательно- игровой.

По времени  проведения: долгосрочный.

Актуальность:

 Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремиться  к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы считаем,  что математика наиболее сложный учебный предмет и поэтому в дошкольном возрасте необходимо предлагать материал, который даёт возможность познать, исследовать, творить, анализировать.

В группах раннего возраста сенсорное развитие ребёнка является фундаментом его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете величине, положении в пространстве, а также их количестве.

Формированию у детей математических представлений способствует  использование разнообразных дидактических и настольно-печатных игр, которые мы используем во всех видах деятельности (образовательная деятельность, прогулка, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.) Мы стараемся у детей  в процессе игр вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям .Увлекаясь, дети не замечают, что учатся познавать, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Проблема, решаемая при реализации проекта.

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Так как наши  дети  испытывают трудности в усвоении  этого материала, мы решили обратить особое внимание на развитие и формирование данных представлений в разных видах деятельности: на прогулке, во второй половине дня, как часть образовательной ситуации, в индивидуальной работе с детьми.

Для реализации нашего проекта мы совместно с родителями оборудовали зону сенсорного и интеллектуального развития , в которой имеется всё самое необходимое: настольно-печатные игры, мозаики разного размера, вкладыши, атрибуты для подвижных игр, дидактические игры, сделанные своими руками.

Контингент участников проекта:

 Дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Цели проекта:

- Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах которые составляют фундамент общего умственного  развития ребёнка, что является  условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

- Привлекать детей  к формированию групп однородных предметов.

-Учить различать  количество предметов (один-много)

-Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большая матрёшка- маленькая матрёшка, большие мячи-маленькие мячи)

-Учить различать предметы по форме и называть их(кубик, кирпичик, шар)

-Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.

-Познакомить с дидактическими и настольно-печатными играми и правилами  их пользования.

-Воспитывать познавательный интерес, любознательность ,способность развитию у детей исследовательских умений и навыков.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей  математических представлений на основе сенсорной деятельности.

-Оказание родителями помощи в изготовлении дидактических игр для развития математических способностей детей.

     Содержание проекта:

Этапы реализации проекта.

1 этап -Подготовительный.

2 этап- Практический.

3 этап- Заключительный.

Подготовительный этап:

-Изучение современных требований к  содержанию и организации психолого- педагогической работы по формированию  элементарных математических представлений в группе раннего  возраста в соответствии с ФГОС.

-Проведение мониторинга.

-Анализ полученных результатов, выводы.

-Проведение анкетирования родителей на тему:»Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.

-Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

2 этап-Практический

-Работа с детьми.

1.Образовательная ситуация.

2.Дидактические игры:

-на формирование понятия о цвете

-на формирование понятия о форме

-на формирование понятия о величине

-на формирование понятия количества (один- много)

-на формирование понятия  ориентировки в пространстве.

3.Настольно-печатные игры (см. пункт №2)

4.Самостоятельные игры детей.

5.Чтение художественной литературы

6.Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картин.

-Работа с родителями:

-Консультация: »Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей раннего возраста.»

-Беседы о роли развивающих игр у малышей.

-Мастер- класс по изготовлению дидактических игр и пособий  по формированию математических представлений  у детей раннего возраста.

3-этап-Заключительный (ожидаемые и полученные результаты)

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта мы создали  условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, настольно-печатных, подвижных игр.

У детей вырос уровень знаний по формированию математических представлений.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Игры по формированию математических представлений в группе раннего возраста.

Название

игры

Материал

Игры на усвоение детьми  геометрических форм и цвета.

   Цель:  учить детей различать предметы по форме и цвету,  называть их( кубик, кирпичик, шар); обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

1.

«Ремонтная мастерская» (д/и)

карточки с изображением предметов одежды, у каждого «дырочка» своей формы, наборы геометрических фигур соответствующего «дырочкам» размера.

2.

«Кто быстрее»(д/и)

Набор геометрических форм.

3.

«Приглашение  в гости» (д/и)

наборы больших геометрических фигур (домики), карточек с маленькими геометрическими фигурами разного цвета, игрушки.

4.

«Раскрась и назови»(д/и)

листы картона с изображением солнца, огурца, помидора, мяча, баночки с крупой разного цвета (рисовая, манная) кисточка для клея, клей.

5.

« Волшебные цветы»(д/и)

листы картона, на которых нарисованы стебелек, листочки и серединка цветка разной геометрической формы, набор лепестков.

6.

«Что изменилось?»

(д/и)

набор геометрических форм разного цвета и размера.

7.

«Магазин Мишутки»(д/и)

Игрушки разной формы, набор карточек, игрушка медвежонок.

8.

«Соберем бусы»(д/и)

геометрические формы разного размера.

9.

«Чудесный мешочек» (д/и)

 мешочек из непрозрачной ткани, мелкие объемные предметы.

10.

«Сложи предмет»(д/и)

 крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина, наборы разных геометрических фигур.

11.

«Подбери шарик к ниточке» (д/и)

Шарики разного цвета из картона, полоски разных цветов  наклеенных на картон.

12.

«Подбери колёса»(д/и)

Силуэты плоскостных  машин и отдельно вырезанные колёса разных цветов из фоамирана.

13.

«Собери цветок»(д/и)

Лепестки и серединки разного цвета ,вырезанные из фоамирана.

14.

«Посади бабочку на цветок»(д/и)

Цветы и бабочки разного цвета, вырезанные из картона.

15.

«Весёлые зверюшки» (д/и)

Блоки Дьенеша

16.

«Подбери пару»

(д/и)

Чашки и блюдца разного цвета, вырезанные из картона.

17.

«Раскрась петушка»(н/п)

Силуэты  петушков и части тела( хвост, голова, лапы, крылья) разных цветов.

18.

«Подбери правильно»

(н/п)

Силуэты разных предметов и соответствующие вкладыши разных цветов.

19.

«Вкладыши»

(д/и)

Геометрические формы разных цветов.

20.

«Матрёшка»

(д/и)

Матрёшки разных форм и размеров.

21.

«Спрячь шарик в ладошку»(д/и)

Шарики разного цвета.

Игры на усвоение детьми  понятия величины.

Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большая матрёшка-маленькая матрёшка). Учить детей группировать предметы по величине.

1.

«Закрой окошки»(д/и)

Палочки Кьюзенера,  игрушки мышата.

2.

«Три медведя»

(н/п)

Карточки с изображением посуды , мебели и постельных принадлежностей  разного размера , плоскостные медведи.

3.

«Большие и маленькие»

(д/и)

По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

4.

«Какой мяч больше?»(д/и)

Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

5.

«Угостим зайчика»

( и/ситуация)

Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

6.

«Куклы заблудились»

(и/ситуация)

Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

7.

«Башня»(д/и)

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

8.

«Разноцветные кружки»(д/и)

Круги разного цвета и размера.

9.

«Дальше- ближе»(д/и)

Сюжетные картинки.

10.

«Поручения»

(и/ситуация)

большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Игры на развитие количественных представлений.

 Цель: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов(один-много).

1.

«Жучки на листиках» (д/и)

силуэты жучков и листиков

2.

«Один-много»

(и/ситуация)

домовенок Кузя, корзина с мячами.

3.

« Медведь и пчёлы»(п/и)

Одна шапочка для медведя и много - для пчел.

4.

«Украсим платок»(д/и)

платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор кружочков двух цветов (на каждого ребенка).

5.

«Грибы для медвежат»

(и/ситуация)

 игрушки : медведи, тарелки, корзинка, грибы.

6.

«Воробушки и автомобиль» (п/и)

Руль, эмблемы с изображением воробьёв на каждого ребёнка.

7.

«Посади огород»(д/и)

набор  игрушечных овощей: помидоры и огурчики, макет огорода.  

8.

«Угостим белочек грибочками»

(и/ситуация)

Игрушки: белочки и грибочки.

9.

« Весёлые вагончики»

(д/и)

поезд с разноцветными вагончиками, плоскостные  изображения животных, соответствующих количеству вагончиков.

Игры на развитие ориентировки в пространстве.

Цель: продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.

Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги ,лицо, руки, ноги, спина) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди - позади (сзади), вверху – внизу.

1.

«Вверху – внизу. Кто выше?»(д/и)

Картина, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река, фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

2.

«Куда пойдешь и что найдешь?»(д/и)

Любые игрушки.

3.

«Помоги цыпленку»(д/и)

коробка с накрученными разноцветными пробками, цветы и бабочки из плотного картона, соответствуют цвету пробок и крепятся на липучую ленту.

4.

«Спрячь зайца»

(и/ситуация)

игрушка  зайчик.

5.

«Куда закатился мяч?»(д/и)

Мячи большие и маленькие.

6.

«Найди свой домик»(п/и)

обручи

7.

«Пчёлки»(п/и)

Шапочка медведя

8.

«Прятки»(п/и)

колокольчик

«Волшебный сундучок»(д/и)

«сундучок», мелкие игрушки

9.

« Покажи правильно»

(д/и)

Иллюстрация с изображением человека.

10.

«Чего не стало?»(д/и)

 Любые игрушки

Используемая литература:

Е.А.Янушко  «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.

Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.

 Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.

 Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.

 Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности воспитателя и детей по художественно-эстетическому развитию и развитию сенсорных эталонов в группе раннего возраста Тема: «Путешествие Зайки»

Мероприятие направлено на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Разработано с учетом требований ФГОС ДО.Цель: Обогащать сенсорный опыт детей в действиях с предметамиЗадачи: Учить ...

ОО "Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений".Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «Новый год в лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет.«Новый год в лесу»Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет с образов...

Математический КВН.Развитие математических представлений на основе петербургской тематики.Подготовительная группа.

Предлагаю вам конспект игры КВН в подготовительной группе по теме: Развитие математических представлений на основе петербургской тематики. Данный материал направлен на развитие способностей к логическ...

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....

ОД по формированию элементарных математических представлений «Сказка на новый лад» в группе раннего возраста

Занятие по формированию элементарных математических представлений"Сказка на новый лад" в группе раннего возраста....

Презентация на тему "Занятие по формированию математических представлений и развитию сенсорного восприятия в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением интеллекта на тему: «Веселый праздник - новоселье»

Конспект по формированию элементарных математических представлений и сенсорного восприятия посредством использования конструирования у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...