Проект Формирование элементарных математических представлений на основе сенсорной деятельности в группах раннего возраста.
проект по математике (младшая группа)
Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремиться к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы считаем, что математика наиболее сложный учебный предмет и поэтому в дошкольном возрасте необходимо предлагать материал, который даёт возможность познать, исследовать, творить, анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematike_v_grv.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений на основе сенсорной деятельности в группах раннего возраста.
Подготовил воспитатель:
Сидюкова Е.Н.
г. Усть-Лабинск
2021г.
Тип проекта: познавательно- игровой.
По времени проведения: долгосрочный.
Актуальность:
Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремиться к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы считаем, что математика наиболее сложный учебный предмет и поэтому в дошкольном возрасте необходимо предлагать материал, который даёт возможность познать, исследовать, творить, анализировать.
В группах раннего возраста сенсорное развитие ребёнка является фундаментом его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете величине, положении в пространстве, а также их количестве.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических и настольно-печатных игр, которые мы используем во всех видах деятельности (образовательная деятельность, прогулка, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.) Мы стараемся у детей в процессе игр вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям .Увлекаясь, дети не замечают, что учатся познавать, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Проблема, решаемая при реализации проекта.
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Так как наши дети испытывают трудности в усвоении этого материала, мы решили обратить особое внимание на развитие и формирование данных представлений в разных видах деятельности: на прогулке, во второй половине дня, как часть образовательной ситуации, в индивидуальной работе с детьми.
Для реализации нашего проекта мы совместно с родителями оборудовали зону сенсорного и интеллектуального развития , в которой имеется всё самое необходимое: настольно-печатные игры, мозаики разного размера, вкладыши, атрибуты для подвижных игр, дидактические игры, сделанные своими руками.
Контингент участников проекта:
Дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Цели проекта:
- Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах которые составляют фундамент общего умственного развития ребёнка, что является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
- Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
-Учить различать количество предметов (один-много)
-Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большая матрёшка- маленькая матрёшка, большие мячи-маленькие мячи)
-Учить различать предметы по форме и называть их(кубик, кирпичик, шар)
-Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.
-Познакомить с дидактическими и настольно-печатными играми и правилами их пользования.
-Воспитывать познавательный интерес, любознательность ,способность развитию у детей исследовательских умений и навыков.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей математических представлений на основе сенсорной деятельности.
-Оказание родителями помощи в изготовлении дидактических игр для развития математических способностей детей.
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта.
1 этап -Подготовительный.
2 этап- Практический.
3 этап- Заключительный.
Подготовительный этап:
-Изучение современных требований к содержанию и организации психолого- педагогической работы по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.
-Проведение мониторинга.
-Анализ полученных результатов, выводы.
-Проведение анкетирования родителей на тему:»Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
-Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
2 этап-Практический
-Работа с детьми.
1.Образовательная ситуация.
2.Дидактические игры:
-на формирование понятия о цвете
-на формирование понятия о форме
-на формирование понятия о величине
-на формирование понятия количества (один- много)
-на формирование понятия ориентировки в пространстве.
3.Настольно-печатные игры (см. пункт №2)
4.Самостоятельные игры детей.
5.Чтение художественной литературы
6.Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картин.
-Работа с родителями:
-Консультация: »Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей раннего возраста.»
-Беседы о роли развивающих игр у малышей.
-Мастер- класс по изготовлению дидактических игр и пособий по формированию математических представлений у детей раннего возраста.
3-этап-Заключительный (ожидаемые и полученные результаты)
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта мы создали условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, настольно-печатных, подвижных игр.
У детей вырос уровень знаний по формированию математических представлений.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Игры по формированию математических представлений в группе раннего возраста.
№ | Название игры | Материал | |
Игры на усвоение детьми геометрических форм и цвета. Цель: учить детей различать предметы по форме и цвету, называть их( кубик, кирпичик, шар); обследовать форму фигур, используя осязание и зрение. | |||
1. | «Ремонтная мастерская» (д/и) | карточки с изображением предметов одежды, у каждого «дырочка» своей формы, наборы геометрических фигур соответствующего «дырочкам» размера. | |
2. | «Кто быстрее»(д/и) | Набор геометрических форм. | |
3. | «Приглашение в гости» (д/и) | наборы больших геометрических фигур (домики), карточек с маленькими геометрическими фигурами разного цвета, игрушки. | |
4. | «Раскрась и назови»(д/и) | листы картона с изображением солнца, огурца, помидора, мяча, баночки с крупой разного цвета (рисовая, манная) кисточка для клея, клей. | |
5. | « Волшебные цветы»(д/и) | листы картона, на которых нарисованы стебелек, листочки и серединка цветка разной геометрической формы, набор лепестков. | |
6. | «Что изменилось?» (д/и) | набор геометрических форм разного цвета и размера. | |
7. | «Магазин Мишутки»(д/и) | Игрушки разной формы, набор карточек, игрушка медвежонок. | |
8. | «Соберем бусы»(д/и) | геометрические формы разного размера. | |
9. | «Чудесный мешочек» (д/и) | мешочек из непрозрачной ткани, мелкие объемные предметы. | |
10. | «Сложи предмет»(д/и) | крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина, наборы разных геометрических фигур. | |
11. | «Подбери шарик к ниточке» (д/и) | Шарики разного цвета из картона, полоски разных цветов наклеенных на картон. | |
12. | «Подбери колёса»(д/и) | Силуэты плоскостных машин и отдельно вырезанные колёса разных цветов из фоамирана. | |
13. | «Собери цветок»(д/и) | Лепестки и серединки разного цвета ,вырезанные из фоамирана. | |
14. | «Посади бабочку на цветок»(д/и) | Цветы и бабочки разного цвета, вырезанные из картона. | |
15. | «Весёлые зверюшки» (д/и) | Блоки Дьенеша | |
16. | «Подбери пару» (д/и) | Чашки и блюдца разного цвета, вырезанные из картона. | |
17. | «Раскрась петушка»(н/п) | Силуэты петушков и части тела( хвост, голова, лапы, крылья) разных цветов. | |
18. | «Подбери правильно» (н/п) | Силуэты разных предметов и соответствующие вкладыши разных цветов. | |
19. | «Вкладыши» (д/и) | Геометрические формы разных цветов. | |
20. | «Матрёшка» (д/и) | Матрёшки разных форм и размеров. | |
21. | «Спрячь шарик в ладошку»(д/и) | Шарики разного цвета. | |
Игры на усвоение детьми понятия величины. Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большая матрёшка-маленькая матрёшка). Учить детей группировать предметы по величине. | |||
1. | «Закрой окошки»(д/и) | Палочки Кьюзенера, игрушки мышата. | |
2. | «Три медведя» (н/п) | Карточки с изображением посуды , мебели и постельных принадлежностей разного размера , плоскостные медведи. | |
3. | «Большие и маленькие» (д/и) | По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. | |
4. | «Какой мяч больше?»(д/и) | Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. | |
5. | «Угостим зайчика» ( и/ситуация) | Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. | |
6. | «Куклы заблудились» (и/ситуация) | Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик. | |
7. | «Башня»(д/и) | Демонстрационный материал: 3 куба разной величины. Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем. | |
8. | «Разноцветные кружки»(д/и) | Круги разного цвета и размера. | |
9. | «Дальше- ближе»(д/и) | Сюжетные картинки. | |
10. | «Поручения» (и/ситуация) | большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. | |
Игры на развитие количественных представлений. Цель: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов(один-много). | |||
1. | «Жучки на листиках» (д/и) | силуэты жучков и листиков | |
2. | «Один-много» (и/ситуация) | домовенок Кузя, корзина с мячами. | |
3. | « Медведь и пчёлы»(п/и) | Одна шапочка для медведя и много - для пчел. | |
4. | «Украсим платок»(д/и) | платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор кружочков двух цветов (на каждого ребенка). | |
5. | «Грибы для медвежат» (и/ситуация) | игрушки : медведи, тарелки, корзинка, грибы. | |
6. | «Воробушки и автомобиль» (п/и) | Руль, эмблемы с изображением воробьёв на каждого ребёнка. | |
7. | «Посади огород»(д/и) | набор игрушечных овощей: помидоры и огурчики, макет огорода. | |
8. | «Угостим белочек грибочками» (и/ситуация) | Игрушки: белочки и грибочки. | |
9. | « Весёлые вагончики» (д/и) | поезд с разноцветными вагончиками, плоскостные изображения животных, соответствующих количеству вагончиков. | |
Игры на развитие ориентировки в пространстве. Цель: продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги ,лицо, руки, ноги, спина) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди - позади (сзади), вверху – внизу. | |||
1. | «Вверху – внизу. Кто выше?»(д/и) | Картина, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река, фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д. | |
2. | «Куда пойдешь и что найдешь?»(д/и) | Любые игрушки. | |
3. | «Помоги цыпленку»(д/и) | коробка с накрученными разноцветными пробками, цветы и бабочки из плотного картона, соответствуют цвету пробок и крепятся на липучую ленту. | |
4. | «Спрячь зайца» (и/ситуация) | игрушка зайчик. | |
5. | «Куда закатился мяч?»(д/и) | Мячи большие и маленькие. | |
6. | «Найди свой домик»(п/и) | обручи | |
7. | «Пчёлки»(п/и) | Шапочка медведя | |
8. | «Прятки»(п/и) | колокольчик | |
«Волшебный сундучок»(д/и) | «сундучок», мелкие игрушки | ||
9. | « Покажи правильно» (д/и) | Иллюстрация с изображением человека. | |
10. | «Чего не стало?»(д/и) | Любые игрушки |
Используемая литература:
Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.
Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.
Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.
Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.
Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности воспитателя и детей по художественно-эстетическому развитию и развитию сенсорных эталонов в группе раннего возраста Тема: «Путешествие Зайки»
Мероприятие направлено на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Разработано с учетом требований ФГОС ДО.Цель: Обогащать сенсорный опыт детей в действиях с предметамиЗадачи: Учить ...
ОО "Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений".Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «Новый год в лесу»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет.«Новый год в лесу»Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет с образов...
Математический КВН.Развитие математических представлений на основе петербургской тематики.Подготовительная группа.
Предлагаю вам конспект игры КВН в подготовительной группе по теме: Развитие математических представлений на основе петербургской тематики. Данный материал направлен на развитие способностей к логическ...
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....
ОД по формированию элементарных математических представлений «Сказка на новый лад» в группе раннего возраста
Занятие по формированию элементарных математических представлений"Сказка на новый лад" в группе раннего возраста....
Презентация на тему "Занятие по формированию математических представлений и развитию сенсорного восприятия в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением интеллекта на тему: «Веселый праздник - новоселье»
Конспект по формированию элементарных математических представлений и сенсорного восприятия посредством использования конструирования у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта...