Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП познавательное развитие) в старшей группе. Тема: «Столько же, больше, меньше».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Алхасова Джансият Изамутдиновна

Цель: Формировать представления у детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, и сформировать умение записывать результат и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько .

Образовательные:

Учитьразличать количество предметов: «столько же», «больше», «меньше».

Формировать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. 

Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать умение высказывать свое мнение.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность и интерес к занятию.

Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Организационная образовательная деятельность

Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели. Активизирует внимание детей. Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Образцы выполнения задания 2.1

Раздаточный : Лист к заданию 2.1,карандаши,фломастер красного цвета, счетный материал.

 Умеют:  считать  счет до 10,сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар,пользоваться счетным материалом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.femp_otkrytoe_zanyatie_v_st_gr_2021g.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

                              

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП

познавательное развитие) в старшей группе.

Тема: «Столько же, больше. меньше».

                                                                                           Подготовила и провела: Алхасова Д.И.

                                                                                  Дата проведения: 27.01.2021г

                                                             

                                                                                                          Надым 2021г

Тема: «Столько же, больше, меньше».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: Формировать представления у детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, и сформировать умение записывать результат и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько .

Образовательные:

Учить различать количество предметов: «столько же», «больше», «меньше».

Формировать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. 

Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать умение высказывать свое мнение.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность и интерес к занятию.

Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Организационная образовательная деятельность

Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели. Активизирует внимание детей. Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Образцы выполнения задания 2.1

Раздаточный : Лист к заданию 2.1,карандаши,фломастер красного цвета, счетный материал.

 Умеют:  считать  счет до 10, сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар, пользоваться счетным материалом.

Этапы  мероприятия            

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь…)

Собираю детей около себя.

-Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо .

-Хотите узнать что в нем написано.( ответы детей)

-Здравствуйте ребята! В стране геометрических фигур сегодня состоятся соревнования, но не все судьи смогли  приехать .

-Геометрические фигуры просят вас  побыть судьями  на спортивных  соревнованиях. (арбитрами)

-Ребята, бывали ли вы на спортивных соревнованиях?

-Кто участвует на соревнованиях?(спортсмены, болельщики, судьи (арбитры)

- Судий бывает несколько.

-На спортивных  соревнованиях могут соревноваться как отдельные люди, так и целые команды.

-Хотите оказаться в стране  геометрических фигур и помочь им? (ответы детей)

-Сможете быть судьями ?

На раз, два, три  мы встали в круг, на четыре, пять - закрыли глазки ,шесть, семь - покружились , девять, десять - глазки открываем.

В стране геометрических фигур мы оказались!

постановка детской цели: Зачем?

 Целеполагание  

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

 Дети встают возле интерактивной доски.

-Мы оказались с вами на спортивных соревнованиях.

- Участники спортивных соревнований – геометрические фигуры, они  разделились на две команды.

- По какому признаку они разделились? (по форме)

- Кто с кем соревнуется? (квадраты с кругами, а прямоугольники – с овалами.)

- Вам , судьям надо проверить, правильно ли поданы заявки от команд.

- Проверите?

-Сосчитайте, верно ли записано число участников каждой команды.

(Дети считают количество фигур в командах и приходят к выводу, что заявки поданы верно: квадратов- 6, кругов – тоже 6, прямоугольников – 9, а овалов – 5.)

- Ребята,  по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников в них одинаковое.

- Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов?

(дети докладывают , что квадраты и круги готовы к соревнованиям, т.к.  их поровну, по 6.)

-А вот один из судий сомневается, что 6 и 6 – поровну.

- Как доказать, что это так? ( Надо составить пары)

-Как вы покажите на рисунке что составили пару?   (проведем волшебные ниточки)

Дети садятся за столы и выполняют задание

Дети проводят ниточки и показывают, что каждому квадрату хватило пары – круга, 6 и 6 – поровну.

-уважаемые  судьи, вы знаете , что 6 и 6 поровну, но как обозначить, что 6 и 6 –поровну,( каким знаком) ?(Дети предлагают  использовать знак =.)

- Запишите знак = в пустой клетке.6 и 6

После того , как дети напишут знак на листе, восп.-ль пишет на доске 6=6)

- Можно ли допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? (нет, т.к. 9 не равно 5)

- Как доказать судье, что 9 не равно 5?

(надо составить пары между прямоугольниками и овалами.)

- Почему вы считаете, что 9 не равно 5?

 (несколько прямоугольников остались без пары).

- Какой знак можно поставить в пустой клетке? (Знак неравенства.)

После того, как дети напишут знак на листе, я пишу на доске 9 не равно 5)

- Из этого можно сделать вывод:

1.если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если есть предметы, которые остались без пары, - то не равно.

2.равенство и неравенство чисел, обозначающих количество предметов в группах, обозначают с помощью знаков = и =/

- Судья благодарит вас за помощь .

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

- Прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше,  просят вас помочь им это выяснить.

- Как вы думаете, каких фигур больше и почему?

( Прямоугольников , т.к. некоторым не хватило пары)

- Значит количество предметов больше в той группе, где есть лишние предметы (без пары).

- Фигуры поняли , почему 9 больше 5.

- Но чтобы правильно составить команду, им надо знать, на сколько 9 больше 5.

- Сможете помочь фигурам?( как правило дети не могут ответить на этот вопрос)

-Почему не сможете?

 (потому что не знаем, как узнать , на сколько одних предметов больше, чем других).

- Значит, чему нам нужно научиться?( узнавать на сколько одних предметов больше чем других)

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

Подходят к интерактивной  доске.

-Что нужно сделать, когда что то не знаешь, но хочешь узнать?

-Давайте попробуем подумать сами.

- Сосчитайте, сколько прямоугольников осталось без пары. (4)

- Что будет, если эти 4 прямоугольника убрать? (членов команд будет поровну)

- Значит на сколько прямоугольников больше, чем овалов (на 4)

- А на сколько овалов меньше , чем прямоугольников  (тоже на 4)

- Значит оставшиеся без пары предметы показывают не только какое из двух чисел больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.

-Ребята, обведите красной линией  прямоугольники, которым хватило пары.

- Давайте проверим. (На доске открывается шторка с правильным ответом).

- Значит, что надо сделать, чтобы членов команд было поровну?( можно пригасить 4 овала, или убрать 4 прямоугольника, или 2 прямоугольника поместить  в команду овалов).

- Молодцы ребята, вы сумели помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в системузнаний

 

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

Собираю детей около себя

Физкульминутка

Раз-подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Шесть и семь — с улыбкой встать.
Восемь — можно день начать
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.

- Хотите и вы поучаствовать в соревнованиях?

- разделитесь на 2 команды по признаку девочки и мальчики.

- Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек?

(можно сосчитать или выстроиться парами)

- Ребята, постройтесь пожалуйста парами.

- Кого больше, а кого меньше и на сколько?( мальчиков на 2 больше, а девочек на 2 меньше)

- Что нужно сделать, чтобы было поровну членов команды?

 ( пригласить 2 дев., убрать 2 мал. Или одного мальчика перевести в команду девочек.

Решаем использовать 3 способ. Если число детей, оставшихся без пары, нечетное, то один ребенок становится судьей соревнований, а если четное, то судьей становлюсь я.).

- Постройтесь пожалуйста по росту. ( Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее).

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Собираю детей около себя.

- Где вы сегодня побывали? ( на спортивных соревнованиях)

- Что интересного сделали? (были судьями, помогли команде треугольников и овалов принять участие в соревнованиях, сами поучаствовали на соревнованиях)

- Кому помогли? ( геометрическим фигурам)

- Молодцы ребята, вы смогли помочь организовать соревнование , потому что умеете сравнивать группы предметов по количеству с помощью знаков «равно» и «не равно», умеете складывать и вычитать предметы и числа.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"

Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе       ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП вторая младшая группа Тема: Столько же, больше, меньше.

Конспект открытого занятия по ФЭМП вторая младшая группа Тема: Столько же, больше, меньше....

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП (познавательное развитие) в средней группе. Тема: «Сравнение по ширине».

Цель:Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Образовательные: Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сфор...

Сценарий образовательной ситуации по Художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема «Весна пришла»

Совершенствовать умения и навыки детей в рисовании разными способами, используя разный материал. Развивать творческие способности детей посредством изодеятельности.Расширять и обогащать представления ...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы.Тема: «Столько же, больше, меньше»

Сформировать  представление об установлении равного числа групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», &l...