Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП познавательное развитие) в старшей группе. Тема: «Столько же, больше, меньше».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: Формировать представления у детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, и сформировать умение записывать результат и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько .
Образовательные:
Учитьразличать количество предметов: «столько же», «больше», «меньше».
Формировать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.
Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать умение высказывать свое мнение.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность и интерес к занятию.
Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Организационная образовательная деятельность
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели. Активизирует внимание детей. Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Образцы выполнения задания 2.1
Раздаточный : Лист к заданию 2.1,карандаши,фломастер красного цвета, счетный материал.
Умеют: считать счет до 10,сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар,пользоваться счетным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.femp_otkrytoe_zanyatie_v_st_gr_2021g.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП
познавательное развитие) в старшей группе.
Тема: «Столько же, больше. меньше».
Подготовила и провела: Алхасова Д.И.
Дата проведения: 27.01.2021г
Надым 2021г
Тема: «Столько же, больше, меньше».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: Формировать представления у детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, и сформировать умение записывать результат и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько .
Образовательные:
Учить различать количество предметов: «столько же», «больше», «меньше».
Формировать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.
Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать умение высказывать свое мнение.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность и интерес к занятию.
Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Организационная образовательная деятельность
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели. Активизирует внимание детей. Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Образцы выполнения задания 2.1
Раздаточный : Лист к заданию 2.1,карандаши,фломастер красного цвета, счетный материал.
Умеют: считать счет до 10, сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар, пользоваться счетным материалом.
Этапы мероприятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь…) | Собираю детей около себя. -Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо . -Хотите узнать что в нем написано.( ответы детей) -Здравствуйте ребята! В стране геометрических фигур сегодня состоятся соревнования, но не все судьи смогли приехать . -Геометрические фигуры просят вас побыть судьями на спортивных соревнованиях. (арбитрами) -Ребята, бывали ли вы на спортивных соревнованиях? -Кто участвует на соревнованиях?(спортсмены, болельщики, судьи (арбитры) - Судий бывает несколько. -На спортивных соревнованиях могут соревноваться как отдельные люди, так и целые команды. -Хотите оказаться в стране геометрических фигур и помочь им? (ответы детей) -Сможете быть судьями ? На раз, два, три мы встали в круг, на четыре, пять - закрыли глазки ,шесть, семь - покружились , девять, десять - глазки открываем. В стране геометрических фигур мы оказались! | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Дети встают возле интерактивной доски. -Мы оказались с вами на спортивных соревнованиях. - Участники спортивных соревнований – геометрические фигуры, они разделились на две команды. - По какому признаку они разделились? (по форме) - Кто с кем соревнуется? (квадраты с кругами, а прямоугольники – с овалами.) - Вам , судьям надо проверить, правильно ли поданы заявки от команд. - Проверите? -Сосчитайте, верно ли записано число участников каждой команды. (Дети считают количество фигур в командах и приходят к выводу, что заявки поданы верно: квадратов- 6, кругов – тоже 6, прямоугольников – 9, а овалов – 5.) - Ребята, по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников в них одинаковое. - Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов? (дети докладывают , что квадраты и круги готовы к соревнованиям, т.к. их поровну, по 6.) -А вот один из судий сомневается, что 6 и 6 – поровну. - Как доказать, что это так? ( Надо составить пары) -Как вы покажите на рисунке что составили пару? (проведем волшебные ниточки) Дети садятся за столы и выполняют задание Дети проводят ниточки и показывают, что каждому квадрату хватило пары – круга, 6 и 6 – поровну. -уважаемые судьи, вы знаете , что 6 и 6 поровну, но как обозначить, что 6 и 6 –поровну,( каким знаком) ?(Дети предлагают использовать знак =.) - Запишите знак = в пустой клетке.6 и 6 После того , как дети напишут знак на листе, восп.-ль пишет на доске 6=6) - Можно ли допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? (нет, т.к. 9 не равно 5) - Как доказать судье, что 9 не равно 5? (надо составить пары между прямоугольниками и овалами.) - Почему вы считаете, что 9 не равно 5? (несколько прямоугольников остались без пары). - Какой знак можно поставить в пустой клетке? (Знак неравенства.) После того, как дети напишут знак на листе, я пишу на доске 9 не равно 5) - Из этого можно сделать вывод: 1.если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если есть предметы, которые остались без пары, - то не равно. 2.равенство и неравенство чисел, обозначающих количество предметов в группах, обозначают с помощью знаков = и =/ - Судья благодарит вас за помощь . | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | - Прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше, просят вас помочь им это выяснить. - Как вы думаете, каких фигур больше и почему? ( Прямоугольников , т.к. некоторым не хватило пары) - Значит количество предметов больше в той группе, где есть лишние предметы (без пары). - Фигуры поняли , почему 9 больше 5. - Но чтобы правильно составить команду, им надо знать, на сколько 9 больше 5. - Сможете помочь фигурам?( как правило дети не могут ответить на этот вопрос) -Почему не сможете? (потому что не знаем, как узнать , на сколько одних предметов больше, чем других). - Значит, чему нам нужно научиться?( узнавать на сколько одних предметов больше чем других) | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | Подходят к интерактивной доске. -Что нужно сделать, когда что то не знаешь, но хочешь узнать? -Давайте попробуем подумать сами. - Сосчитайте, сколько прямоугольников осталось без пары. (4) - Что будет, если эти 4 прямоугольника убрать? (членов команд будет поровну) - Значит на сколько прямоугольников больше, чем овалов (на 4) - А на сколько овалов меньше , чем прямоугольников (тоже на 4) - Значит оставшиеся без пары предметы показывают не только какое из двух чисел больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой. -Ребята, обведите красной линией прямоугольники, которым хватило пары. - Давайте проверим. (На доске открывается шторка с правильным ответом). - Значит, что надо сделать, чтобы членов команд было поровну?( можно пригасить 4 овала, или убрать 4 прямоугольника, или 2 прямоугольника поместить в команду овалов). - Молодцы ребята, вы сумели помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях. | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в системузнаний |
Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | Собираю детей около себя Физкульминутка Раз-подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. Шесть и семь — с улыбкой встать. - Хотите и вы поучаствовать в соревнованиях? - разделитесь на 2 команды по признаку девочки и мальчики. - Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? (можно сосчитать или выстроиться парами) - Ребята, постройтесь пожалуйста парами. - Кого больше, а кого меньше и на сколько?( мальчиков на 2 больше, а девочек на 2 меньше) - Что нужно сделать, чтобы было поровну членов команды? ( пригласить 2 дев., убрать 2 мал. Или одного мальчика перевести в команду девочек. Решаем использовать 3 способ. Если число детей, оставшихся без пары, нечетное, то один ребенок становится судьей соревнований, а если четное, то судьей становлюсь я.). - Постройтесь пожалуйста по росту. ( Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее). | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Собираю детей около себя. - Где вы сегодня побывали? ( на спортивных соревнованиях) - Что интересного сделали? (были судьями, помогли команде треугольников и овалов принять участие в соревнованиях, сами поучаствовали на соревнованиях) - Кому помогли? ( геометрическим фигурам) - Молодцы ребята, вы смогли помочь организовать соревнование , потому что умеете сравнивать группы предметов по количеству с помощью знаков «равно» и «не равно», умеете складывать и вычитать предметы и числа. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»
Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...
Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"
Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе ...
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП познавательное развитие) во второй младшей группе. Тема: «В гости к бабушке Арине».
Итоговое Занятие...
Конспект открытого занятия по ФЭМП вторая младшая группа Тема: Столько же, больше, меньше.
Конспект открытого занятия по ФЭМП вторая младшая группа Тема: Столько же, больше, меньше....
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП (познавательное развитие) в средней группе. Тема: «Сравнение по ширине».
Цель:Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Образовательные: Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сфор...
Сценарий образовательной ситуации по Художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема «Весна пришла»
Совершенствовать умения и навыки детей в рисовании разными способами, используя разный материал. Развивать творческие способности детей посредством изодеятельности.Расширять и обогащать представления ...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы.Тема: «Столько же, больше, меньше»
Сформировать представление об установлении равного числа групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», &l...