ПРОЕКТ «МАТЕМАТИКА-НАУКА ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ»
проект по математике (старшая группа)

Павлова Светлана Васильевна

Долгосрочный проект для дошкольников 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»

ПРОЕКТ

«МАТЕМАТИКА-НАУКА ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ»

Долгосрочный проект для дошкольников 5-6 лет

Срок реализации: январь- апрель 2021 г.

Составитель:

Павлова Светлана Васильевна, воспитатель

п. Харп, 2020г

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Наименование раздела

Стр.

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

  1. Актуальность
  2.  Цель, задачи
  3. Основные педагогические принципы
  4. Планируемые результаты

4

4

5

5

6

Содержание проекта

3.1. Перспективный план взаимодействия с воспитанниками

3.2. Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

6

6

9

Условия реализации проекта

9

Список литературы

10

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Математика-наука занимательная»

Тип, вид проекта

Долгосрочный, познавательный, практико - ориентированный

Участники

Воспитатели

Воспитанники старшей группы «Алые паруса»

Родители (законные представители) воспитанников

Срок реализации

2020-2021 уч.г.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  • поиск, изучение и обработка информации;
  • создание проблемы, постановка цели и задач;
  • работа над методической литературой по данной проблеме;
  • предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
  • подбор методической литературы;
  • подбор дидактических, подвижных игр;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

2 этап. Содержательно-деятельностный

Работа с родителями:

  • наглядно-информационная
  • взаимодействие посредством интернет-ресурсов (чат Viber, электронная почта, платформа Zoom)
  • индивидуальное консультирование

Работа с воспитанниками:

  • познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
  • формы работы: занятия, познавательно-информационные, познавательно-исследовательские, досуговые мероприятия; творческие мастерские, беседы, развивающие, дидактические, подвижные, творческие игры, продуктивная деятельность, чтение тематической литературы

3 этап. Заключительный

  • анализ результативности реализации проекта
  • итоговое мероприятие с воспитанниками

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1.        Актуальность.

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая, сделать его занимательным

Б. Паскаль        

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное развитие: физическое, психическое, познавательное, интеллектуальное. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему

не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Зачастую даже старшие дошкольники не в полном объеме усваивают способы измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. А знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, развивающих). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.

2.2. Цель, задачи

Цель: создание условий для успешного усвоения дошкольниками математических представлений и развития логико-математического мышления.

Задачи.

Образовательные:

  • активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  • продолжать формировать: умения, навыки получать информацию о новом объекте в процессе его исследования; умения действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом; представление о числах и цифрах на основе сравнения двух множеств; умения делить предмет на две, четыре и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; умение ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку
  • вызвать стремление как к творческому процессу познания, так и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Развивающие:

  • развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
  • развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
  • развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
  • закреплять знания геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств, геометрических тел

Воспитывающие:

  • содействовать поддержанию интереса к математике;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми в ходе совместной деятельности;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей, в совместной с ними деятельности

2.3.  Основные педагогические принципы реализации проекта

  • Принцип психологической комфортности, педагогического гуманизм
  • Принцип системности, последовательность деятельности
  • Принцип целостного представления о мире
  • Принцип вариативности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип доступности

2.4. Планируемые результаты

  • у детей развито логическое мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), воображение, повысилась мотивацию к исследовательской деятельности
  • дети проявляют интерес к экспериментированию; способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства
  • у детей расширены математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, развиты умения ориентировки в пространстве
  • дети умеют составлять и решать задачи на сложение и вычитание, решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • обогащен словарь математическими терминами
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей, активизация интереса к использованию математических игр и упражнений

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Перспективный план взаимодействия с воспитанниками

Работа с воспитанниками

  1. Беседы: 

«Зачем нам нужна математика?»

«Как люди научились считать»

«Математика в нашей жизни»

«В мире геометрических фигур»

2. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

  • «Каких фигур не достает»
  • «Назови сутки»
  • «Живая неделя»
  • «Рисуем дорожку к участку»
  • «Успей вовремя»
  • «Как расположены фигуры»
  • «Угадай, где стоит»
  • «Назови «соседей» числа»
  • «Угадай, какое число пропущено»
  • «Разделим и угостим друг друга»
  • «Чудесный мешочек»

Игры развивающие

  • с палочками Кюизенера «Назови число- найди палочку», «Цветные коврики», «Составь число», «Больше меньше»
  • «Сложи узор»
  • «Кубики для всех»
  • «Колумбово яйцо»
  • «Геоконт»
  • «Блоки Дьенеша»

 Сюжетно - ролевые игры:

  • «Аптека»
  • «Магазин»
  • «Школа»

Игры-аттракционы с использованием ИКТ-технологий:

  • «Логическая математика»
  • «Дидактические игры по математике»
  • «Найди 10 отличий»
  • Развивающие игры со счетными палочками.

3. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие:

  • НОД: «Путешествие в страну Математики», «Прямой и обратный счет до 10» , интегрированное занятие по лепке с элементами ФЭМП «Путешествие по тропинкам сказок», речевое развитие с элементами ФЭМП «В поисках сюрприза»
  • Математическая викторина «Умники и умницы»
  • Математический КВН «Математика-это интересно!»
  • заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта
  • разгадывание ребусов, задач на смекалку
  • решение шарад, головоломок
  • лабиринты математического содержания
  • чтение: сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»
  • заучивание стихотворений: Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», С. Маршак «Веселый счет»
  • составление задач на сложение и вычитание по картинке
  1. Обучающие мультфильмы для детей:
  • «Мудрые сказки тетушки Совы»
  • «Развивалки для Мишутки»
  • «Арифметика с тетушкой Совой»
  • «Геометрия для малышей»
  1. Художественно - эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Рисование: «Дорисуй цифры», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур», творческая мастерская «Рисование математического города», рисование на манке «Мастерская геометрических фигур»

лепка «Разноцветные цифры», «Мир геометрических фигур вокруг нас»

конструирование «Построй город из геометрических фигур»

6.  Физическое развитие:

  • физкультминутки
  • подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета: «Живые цифры», «Найди игрушку», «Встань как я скажу», «Назови свой автобус»
  1. Математическое развлечение «Путешествие на планету Точных наук»

Игровые технологии в математическом развитии дошкольников 5-6 лет

Игровые технологии, применяемые в математическом развитии, в первую очередь направлены на познавательный интерес, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира ребенка. Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр, следующие: овладение детьми средствами познания – эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания - сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, сериацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки. Важным положительным моментом является то, что игровые технологии помогают детям освоить различные по своей степени сложности игровые действия, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет,  измерение. Такие игры имеют определенную цель – это формирование математических представлений, а так же способы действий, и главное развитие мыслительных операций.

 К игровым технологиям относятся:

К игровым технологиям математического содержания можно отнести:

  • Турниры математического содержания
  • Викторины и конкурсы
  • Загадки, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, лабиринты математического содержания
  • Моделирующие и схематические игры
  • Игры-головоломки (моделирование на плоскости)
  • Задачки-шутки (сущность задачи скрыто внешними условиями).
  • Развивающие игры
  • Развивающие игры

3.2. Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Работа с родителями

1. Памятки и буклеты:

  • «Игры для развития логического мышления в домашних условиях»
  • «Математика дома»
  • «Игры с палочками Кюизенера»
  • «Как развивать математические способности у дошкольников 5-6 лет»
  • «Играем, запоминаем! Геометрические тела»
  • «Математика — это сложно или интересно?»
  • «Какую литературу использовать для развития логического мышления у дошкольников старшего возраста»
  1. Выставка в групповой комнате «Математические игры для дошкольников»
  2. Информационно-наглядные материалы
  • «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»
  • «Учим детей логически мыслить»
  • «Играем дома»
  • «Игры по дороге домой»
  • «Зачем развивать мелкую моторику у детей»

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Материально-технические условия.

  • Оборудованный кабинет для проведения мероприятий с воспитанниками
  •  Программно-аппаратный комплекс «Колибри»
  •  Мультимедийное оборудование
  •  Магнитная доска для детей
  1. Методическое обеспечение.
  • Методические пособия
  • Развивающие, дидактические, настольные игры математического содержания
  • Демонстрационный, раздаточный материал

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2005
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
  4. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
  5. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
  6. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144
  7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
  8. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по  формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
  9. Ломакина Л.Н. Игровые технологии в математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
  10. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
  11. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл.
  12. Михайлова З.А. «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990
  14. Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН «Математика – наука - замечательная штука»

Цели деятельности педагога: систематизировать представления детей в математическом образовании и развитии, доставить детям радость от игр развивающей направленности, поддерживать интерес к интеллектуа...

Проект на тему: "Занимательная математика"

Проект на тему: "Занимательная математика"...

«МАТЕМАТИКА-НАУКА»

Упражнять детей в сравнении чисел и в определении какое из двух чисел и на сколько больше или меньше другого...

Консультация для родителей "Математика-наука точная"

Консультация для родителей "Математика-наука точная"...

Математика-наука хороша и всем нужна

Математика – наукаХороша и всем нужна....