Проект на тему: "Занимательная математика"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
Тема: « Занимательная математика»
Проект подготовила:
воспитатель
Гырбу С.М.
г. Нижневартовск
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………….…3
Пояснительная записка…………………………………………………………..5
Теоретические основы изучения проблемы познавательной активности через математическое развитие у детей среднего дошкольного возраста……8
Содержание проекта…………………………………………………………….13
Механизм реализации проекта…………………………………………………14
Список литературы ……………………………………………………………..18
Паспорт проекта
Тема проекта | «Занимательная математика». |
Основание для разработки проекта | Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что, следует помнить, что бы научить детей среднего дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, пробуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. |
Составила проект | Светлана Михайловна Гырбу, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №34 «Дюймовочка» города Нижневартовска. |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Дюймовочка». |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | ул. Ханты – Мансийская, дом 27а, город Нижневартовск, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Российская Федерация. Телефон/факс – 8(3466) 45-00-91. |
География | МAДОУ ДС №34 «Дюймовочка», г. Нижневартовск |
Целевая аудитория | Дети среднего возраста от 4 – 5 лет, их родители, воспитатели. |
Тип проекта | Практико - ориентированный |
Сроки реализации | 1 год |
Цель | Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития математических представлений детей среднего дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Краткое содержание проекта | В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к формированию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста через математическое развитие. |
Ожидаемые результаты |
« Математика». |
Пояснительная записка
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что следует помнить, что бы научить детей среднего дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя игровую занимательную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей среднего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по математике. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития математических представлений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Рассмотреть сущность и основные подходы к развитию математических представлений в психологической, педагогической литературе;
- Определить уровень познавательной активности в образовательной области «Математика» у детей среднего дошкольного возраста;
- Разработать и апробировать комплекс игровых занятий по формированию математических представлений у детей среднего возраста;
- Разработать методические рекомендации по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
- Провести качественный анализ изменений уровня познавательной активности в процессе математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Объект проекта: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: процесс развития познавательной активности посредством использования занимательного математического материала.
Научная значимость проекта:
- в теоретическом обосновании и рассмотрении содержания понятий «познавательная активность», «математическое представление» ребенка среднего дошкольного возраста;
- разработан и модифицирован диагностический аппарат для определения уровней развития познавательной активности средних дошкольников;
- определены и экспериментально апробированы этапы и условия развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Новизна и практическая значимость разработанного проекта заключается:
«Занимательная математика» состоит в том, что проводится занимательная деятельность в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.
Новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные ребята с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Теоретические основы изучения проблемы познавательной активности через математическое развитие у детей среднего дошкольного возраста
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
В статьях, словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», «деятельность - через активность».
Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80—90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования. Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике. В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.
Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе переосмысления системы представлений, последовательности их формирования. Начались интенсивные поиски путей обогащения содержания обучения. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному. Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различные предметные действия.
П. Я. Гальперин, разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке. Число при таком подходе воспринимается ребенком как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основе этих и других исследований в программу обучения детей была включена тема: «Освоение величин».
В исследовании, В. В. Давыдова, был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания, комплектования и измерения. Генезис понятия числа рассматривался на основе кратного отношения любой величины (непрерывной и дискретной) к ее части. В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мерка), т. е. число — результат измерения. Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагались и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании. Математики-методисты (А. И. Маркушевич, Ж. Папи и др.) настаивали на значительном пересмотре содержания знаний для детей 6-летнего возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д. Методику первоначального обучения А. И. Маркушевич рекомендовал строить, основываясь на положениях теории множеств. Он считал необходимым обучать дошкольников простейшим операциям с множествами (объединение, пересечение, дополнение), развивать у них количественные и пространственные представления. Ж. Папи (бельгийский математик) разработал интересную методику формирования у детей представлений об отношениях, функциях, отображении, порядке и др. с использованием многоцветных графов. Идеи простейшей предлогической подготовки дошкольников разрабатывались в Могилевском педагогическом институте под руководством А. А. Столяра. Методика введения детей в мир логико-математических представлений — свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) — осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр.
В педагогических исследованиях выяснялись возможности развития у детей представлений о величине, установления взаимосвязей между счетом и измерением, апробировались приемы обучения (Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова).
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой.
Содержание и приемы освоения пространственно-временных отношений определены на основе исследований Т. А. Мусейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман и др.
Методы и приемы математического развития детей с помощью игры были разработаны 3. А. Грачевой (Михайловой), Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой и др.
Исследовались возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений (Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).
Комплексный подход в обучении, эффективные дидактические средства, обогащенное содержание и разнообразные приемы обучения нашли отражение в конспектах занятий по формированию математических представлений и методических рекомендациях по их использованию, разработанных Л. С. Метлиной.
Поиск путей совершенствования методики обучения математике детей дошкольного возраста осуществлялся и в других странах.Р. Грин и В. Лаксон (США) в качестве основы развития понятия числа и арифметических действий рассматривали понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Авторы уделяли большое внимание познанию детьми принципа сохранения количества в процессе практических действий по преобразованию дискретных и непрерывных величин. Содержание математического развития в материнских школах Франции было направлено на освоение детьми классификации, отношений сходства, формирование понятий пространства и времени (по материалам Т. Я. Миндлиной). Уделялось большое внимание счету. Причем, по мнению французских специалистов, дети до 4 лет должны были учиться считать без вмешательства взрослого. Играя с водой, песком и прочими веществами, малыши осваивали понятия о количестве и величине на сенсорном уровне.
Для детей старше 4 лет рекомендовались систематические упражнения, направленные на формирование представлений о числах. Французские педагоги материнских школ считали, что способность к математике зависит от качества обучения.
Ими была разработана система логических игр для детей разного возраста. В процессе игры у детей развивались способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации. Дети 5—6 лет осваивали элементарные математические понятия, в том числе понятие множества, используя математический язык; учились точно и кратко выражать свои мысли, обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные другим ребенком.
В начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направлений в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Согласно первому направлению, содержание обучения и развития, методы и приемы конструировались на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр и др.):
■ наблюдательность, познавательные интересы;
■ исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы);
■ умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
■ прогнозирование изменений в деятельности и результатах;
■ ясное и точное выражение мысли;
■ осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов и др.).
Предполагались активные методы и приемы обучения и развития детей, такие как моделирование, действия трансформации (перемещение, удаление и возвращение, комбинирование), игра и другие. Второе положение базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер и др.):
■ включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия;
■ самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности;
■ использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования).
При этом овладение перцептивными ориентировочными действиями, которые ведут к усвоению сенсорных эталонов, рассматривается как основа развития у детей сенсорных способностей. Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей.
Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей.
Дети овладевают действиями с тремя видами моделей (модельных представлений): конкретными, обобщенными, отражающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, передающими скрытые от непосредственного восприятия связи и отношения. Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие детей дошкольного возраста, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков — массы, длины, ширины, высоты (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина и др.). Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путем сопоставления. Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измерения.
Четвертое теоретическое положение основывается на идее становления и развития определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.). Умственные действия со свойствами и отношениями рассматриваются как доступное и эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей. В процессе действий с множествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цветом, формой, размером, толщиной и пр.), дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств. Специально сконструированные игры помогают детям понять точный смысл логических связок и, или, если... , то, смысл слов не, все, некоторые.
Теоретические основы современной методики развития математических представлений базируются на интеграции четырех основных положений, а также на классических и современных идеях математического развития детей дошкольного возраста.
Содержание проекта
Содержание проекта разработано с учетом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. Направление проекта «Занимательная математика» у детей среднего дошкольного возраста, реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.
Формы работы с участниками образовательного процесса:
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта. Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.
I этап – подготовительный
На первом этапе работы мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Выяснив, что формирование познавательной активности в области « Математика» у детей среднего дошкольного возраста является актуальной проблемой, мы провели анкетирование родителей и выявила, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы.
Далее разработали модификацию диагностического инструментария: задания по выявлению уровня математических представлений детей среднего возраста. Разработали комплекс игровых занятий по развитию математических способностей у детей среднего возраста
Составили перспективный план работы с родителями, педагогами направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Осуществила подбор практического материала для работы с родителями: консультации, папки - передвижки, беседы.
II этап – диагностический
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме, мы приступили к диагностической работе. Были выявлены компоненты, критерии, показатели, уровни развития познавательной активности дошкольников в области: «Математика». Учитывая поставленные задачи мы начали с изучения уровня познавательной активности средних дошкольников.
III этап – основной
На основном этапе реализации проекта решались следующие задачи:
- Разработать и апробировать комплекс игровых занятий по формированию математических представлений у детей среднего возраста.
- Разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности в области «Математика» средних дошкольников.
Цель комплекса игровых занятий «занимательная математика » - формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через использование занимательных дидактических игр математического содержания.
Задачи:
- Создание условий для формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе игр математического содержания, умение делать выводы;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Принципы, на которых строился проект:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
- Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей дошкольника и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
- Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в опытно-экспериментальной деятельности определенных умений и навыков.
- Поддержка детской активности, интереса и любознательности. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Форма организации математического развития носила характер регулярных игровых занятий, которые проводились 1 раз в неделю по 20 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
Проводимые занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:
- На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми педагог разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации.
- На второй ступени происходила самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. На этом этапе дети вместе с педагогом искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его.
- Третья ступень предполагала совместный анализ. Педагог вместе с детьми разбирал использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок, также мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 5—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют проводить игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов». Как правило, дети выделяют 3—4 формы, но затрудняются абстрагировать форму, цвет в малознакомых и «необычных» предметах. Недостаточный уровень развития восприятия сказывается на точности оценки свойств предметов. Дети обращают внимание на более яркие, «броские» свойства, элементы; не видят разницы размеров, если полоски (предметы) различаются незначительно; недифференцированно воспринимают большое число элементов множеств («много»).
Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т. п.). Точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Средние дошкольники могут успешно осуществлять простые действия: группировку абстрактных фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. Рекомендуется применять абстрактные материалы, облегчающие процесс сопоставления с эталоном, абстрагирование свойств. Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам — логическим блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках; цвет, длину в палочках); в наборе много элементов, что активизирует манипулирование и игру с ними. На группу достаточно 1—2-х наборов.
Для развития мелкой моторики нужно включались в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.
Работа с педагогами. Основная задача - разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности для детей среднего дошкольного возраста.
На протяжении всего времени внедрения проекта работала творческая лаборатория для педагогов, родителей и детей «Мы умники», творческая мастерская педагогических пособий «Сундучок занимательной математики».
Работа с родителями. В процессе организации единого творческого пространства ДОУ и семьи использовались разнообразные формы работы: анкетирование, педагогические беседы с родителями и детьми консультации, творческая лаборатория для родителей и детей «Мы умники».
IV этап – итоговый
На данном этапе реализации проекта была проведена контрольная диагностика. Задача данного этапа исследования: провести качественный анализ изменений уровня познавательной активности.
Список литературы:
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.
2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний дошкольный возраст).
3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.
4. Т.М.Бондаренко.Комплексные занятия в средней группе детского сада.
5. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
6. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в старшей группе "Непоседы" на тему :" Занимательная математика в детском саду".
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике у детей старшего дошкольного возраста....
Исследовательский проект по теме: «Занимательная наука»
Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Но дети старшего дошкольного возраста еще и очень "пытливые"; им нужно все знать; исследовать. Предлагаю вашему вниманию па...
Проект в старшей группе «ЗВЕЗДОЧКА» на тему: «Занимательная математика в детском саду»
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике. Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки ...
Проект на тему: «Занимательная математика в детском саду»
Проект на тему:«Занимательная математика в детском саду»...
Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группе
Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группеЦель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста чер...