Творческий проект по теме: «Занимательная наука» «Узнаем – познаем – развиваемся».«Эксперимент - как возможность познания окружающего мира»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хопёрская Татьяна Геннадьевна

первая квалификационная категория

воспитатель группы детей с ОНР

ГБОУ детский сад № 428 комбинированного вида, г. Москва

Творческий проект по теме: «Занимательная наука»

«Узнаем – познаем – развиваемся».

«Эксперимент -  как возможность познания окружающего мира».

Тип проекта:    познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта:  кратко-срочный

Предмет исследования: вода, воздух,  статическое электричество.

По количеству участников:  1 взрослый и 3 ребенка

Участники проекта: воспитатель; дети подготовительной группы  с ОНР.

Разработчик проекта:  Хопёрская Т.Г., воспитатель I квалификационной

                                           категории

             Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. 
          Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

        Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,  умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

      Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

     Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить  вред и ущерб растениям и животным.

Цель: 

  1. развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
  2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  3. развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.);
  4. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  5. развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  6. поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
  7. интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.

Образовательные задачи:

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозорапродолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды;  дать представления об электричестве и воздух.
  2. Развитие свободного общения с взрослыми и детьмипродолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать  в словаре детей существительные лаборатория, опыты, оборудование.
  4. Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности.
  2. Развивать внимание детей.
  3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  4. Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать культуру поведения.
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  3. Формировать понимание важности  воды, воздуха для всех объектов на планете.

Место проведения: помещение группы.

Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для  

                                         сока; бумажные листы; подносы, кисти; стакан

                                          граненый прозрачный; лупа, графин для воды

 стеклянный, материалы     для исследований – цветные камушки; платки, пакеты полиэтиленовые; воздушные шарики;  фольга пищевая ножницы, расчески пластмассовые; фартуки для детей; бумажное  полотенце.

Предварительная работа:

  1. ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
  2. беседы о воде, воздухе, электричестве;
  3. рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:

  1. создание условий для организации  экспериментальной деятельности  в группе;
  2. возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
  3. стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
  4. удачное проведение экспериментов.

Выполнение проекта.

Проведение экспериментов.

                           

                                    Опыты с воздухом.

1.Воздух в человеке. 

      Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

      Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что  происходит?  Выходят пузырьки.

 Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

               Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

2. Ловим воздух. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз   - получается  купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

                 

Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и  «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.

Эксперименты с  давлением воздуха.

3.  Вода в перевернутом стакане.

Наполняем  стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает а вода не выливается.

                                    Опыты с водой.

1. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно. Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

2.  Вода или лупа? Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это  можно  заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает?  Нет,  ведь  рыбки  в  аквариуме  тоже кажутся больше, если смотреть только через воду. 

 Из-за преломления света между водой и воздухом  расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!

                    Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны

1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 

2.Воздушные шарики. 

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами

происходит разделение электрических разрядов.  Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.

Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.

Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.

Работа с родителями:

  1. Представление  видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.
  2. Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус – покус».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Исследовательский проект по теме: «Занимательная наука»

Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Но дети старшего дошкольного возраста еще и очень "пытливые"; им нужно все знать; исследовать. Предлагаю вашему вниманию па...

Опыт работы на тему «Занимательная наука: узнаем – познаем – развиваемся!» (опытно - исследовательская деятельность детей и детское экспериментирование, как возможность познания окружающего мира, стимулирующее творчество и активность детей)

laquo;Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже у...