Семинар по ФЭМП "Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин"
методическая разработка по математике
Направлен на уточнение знаний педагогов методики знакомства дошкольников с величиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Направлен на уточнение знаний педагогов методики знакомства дошкольников с величиной | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области
Семинар-практикум
Формирование у детей представлений
о величине предметов и измерении величин
Старший воспитатель Лебедева Г.Р.
2018
План семинара-практикума
Уважаемые коллеги!
Формированием и развитием математических представлений у дошкольников вы занимаетесь ежедневно.
Одним из самых сложных направлений методики ФЭМП для педагогов и детей является «Величина». Посещение занятий показали совершение множества ошибок при проведении с детьми заданий на определение величины предметов и ее измерении.
Сегодня на семинаре-практикуме мы с вами попрактикуемся в методических подходах к практике работы в данном направлении и проанализируем их выполнение.
Вначале давайте ответим на вопрос: « Для чего нужно развивать представление детей о величине и ее измерении ?»
Возможные ответы:
Осознание величины предметов
- Необходимо для познания каждого предмета в отдельности и понимания отношений между предметами;
- Помогает формировать более полные представления об окружающей действительности;
- Положительно влияет на умственное развитие ребенка, т.к. связано с развитием способности отождествления, распознования, сравнения, обобщения;
- Развивает восприятие ( участие всех анализаторов – зрительного, слухового, осязательно-двигательного)
- Развивает глазомер
- Развивает мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др)
Вспомним особенности развития представлений дошкольников о величине предметов и задачи .
Давайте дадим высказаться педагогам, которые работают на конкретных возрастных группах.( вначале даю высказаться основным педагогам, дополняют подменные)
Особенности
- до 3 лет часто игнорируют признак величины ( к пр.,сажает большого мишку на маленький стул)
- 3 лет воспринимают величину предметов недифференцированно /ориентировка на общий объем предмета , не выделяя его длину, ширину, высоту)
- 4 г. более дифференцированно подходят к выбору предметов по ширине, высоте или длине, если эти признаки ярко выражены( пример с кирпичиком и кубиком )
Для всех возрастов свойственно то, что детям легче характеризовать предметы по одной какой-либо протяженности , наиболее ярко выраженной ( в основном по длине).Большое количество ошибок в определении ширины.
Слово «ВЕЛИЧИНА» непонятно многим детям, т.к. они редко его слышат. Фразы воспитателя его должна содержать ….
Что ? Приведите пример ( найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т.д)
Важно ! Точно давать ребенку словесные обозначения.
Какой д.б. формулировка ? Замените правильной
Большая/ маленькая линейка
Большая/ маленькая пирамидка
Большой/ маленький шнур
- 5-6 лет знают, что для измерения величины можно измерять предмет. Но не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения.
Задачи ( красным цветом выделены новые для группы)
2ГРВ
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Младшая
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Средняя
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Старшая
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Подготовительная к школе группа
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Следующую часть нашего семинара практикума мы будем выполнять так. Воспитатель по определенному возрасту покажет нам проведение работы с детьми по знакомству с величиной предмета. Анализируя, мы вспомним методику проведения знакомства с величиной в каждой группе. Помогать педагогу будут его коллеги ( дети) , их задача -действовать соответственно полученных заданий. Материал воспитатель должен из множества находящегося на столе выбрать сам, обосновывая свой выбор.
Младшая группа
Задание воспитателям
Организовать с детьми сравнение по длине, используя прием наложения , приложения предметов разного цвета, одинакового.
Воспитателям в роли детей совершать ошибки
- Не подравнивать полоски с одной стороны при приеме приложения
- при приеме наложения на короткую накладывать длинную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.
Цель:Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между понятиями много, один, больше, меньше, столько же.Учить определять количество предметов путем пересчета (в преде...
Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.
Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...
Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.
Картотека дидактических игр по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.Цель:Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между поняти...
Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета
Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предметаЦель:Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соо...
Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"
Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....
Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг )....
Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин.
#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...