Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.
материал на тему
Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_tsvetom.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.
В основу предлагаемой системы игр и упражнений положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте, которое должны занимать в общем процессе сенсорного воспитания дидактические игры и упражнения. Применение системы будет успешным только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко освоит принцип подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. А для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников - педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР - А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и другими.
Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами
обследования предметов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры, в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выявить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами - это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Необходимо точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности - рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги - исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в обучение дошкольников разным видам деятельности. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
В первые годы жизни (до трех лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружаьощего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях
привлекают его внимание, приобретают для него то или иное жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво, чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий. В этот период нет еще необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета. Ребенок еще не готов к тому, чтобы понять значение этих разновидностей как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Поэтому имеющаяся в теории и практики воспитания детей трех лет установка знакомить их с двумя-тремя цветами и формами, добиваться усвоения названий форм и цветов представляется мало целесообразной. Идя таким путем, мы рискуем обеднить восприятие, заслонить от ребенка все многообразие свойств окружающих предметов скудным набором элементарных представлений. Специальные опыты по восприятию детьми цвета показали, что если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевый, он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый. Подчеркивание в этот период каких-либо разновидностей свойств не развивает восприятие, а лишь искажает его, ослабляет внимание ребенка ко всем остальным, не подчеркиваемым специально разновидностям. В то же время важно как раз обратное: максимально обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, с тем чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Достаточно организовать такие действия ребенка с предметами, которые направляли бы его внимание на их определенные свойства и вели бы к образованию представлений. Что касается названий цветов и форм, то воспитателю следует ими пользоваться, направляя действия ребенка, но не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок их обязательно запоминал.
Полноценное усвоение названий возможно только в связи с овладением сенсорными эталонами. Пока же желательно, чтобы дети запомнили названия самих свойств: «форма», «цвет».
Несколько по-другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета. Величина-свойство относительное, оно познается ребенком только в сравнении с другой величиной. Эти представления и нужно вырабатывать. Очень важно, чтобы ребенок при выборе научился использовать любой из предметов в качестве образца. Это будет служить подготовкой к усвоению значения общепринятых образцов-эталонов. Дети легче всего овладевают выбором по форме, с большим трудом- по величине. Наибольшие трудности представляет для них выбор по цвету.
Овладевая сопоставлением предметов по их свойствам, подбором предметов с одинаковыми свойствами, дети не сразу могут выполнить это сопоставление чисто зрительным путем. Сначала они накладывают предметы друг на друга, сравнивая их по форме и величине, прикладывают вплотную друг к другу при сопоставлении по цвету, устанавливая совпадения контуров предметов в пространстве или слияние цвета, отсутствие границы между двумя поверхностями. Дети легко обучаются пользоваться этими признаками одинаковости свойств, а затем, овладев внешними приемами сопоставления, переходят к сопоставлению на глаз. Конечно, не во всех случаях приемы накладывания и прикладывания оказываются возможными. Они пригодны лишь для плоских форм и окрашенных объектов. Переход к объемным формам и окрашенным предметам, прикладывание которых вплотную друг к другу затруднено, может происходить по мере того, как дети овладевают зрительным сопоставлением.
На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий. Но на первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Так, если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок,
подражая действиям воспитателя, не обращает никакого внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствие постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки- важная задача сенсорного воспитания на втором- третьем году жизни. Свойства должны выступать для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия. С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения. В области цвета эталонами являются цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматические. Цвета представляют собой определенную систему: хроматические цвета расположены в строгой последовательности от красного к фиолетовому в соответствии с длиной световой волны. При этом смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет. Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и по насыщенности. Светлотой называется степень близости данного цвета к белому, насыщенностью- степень его «чистоты», то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами, так и овладение их связями и отношениями. Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий. Следующим эталоном является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. При этом нецелесообразно знакомить детей отдельно со светлотой, отдельно с
насыщенностью цвета. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяется обычно одновременно, создавая разную яркость оттенков. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте.
В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь составной частью умственного развития ребенка и овладения математическими знаниями. Задачи развития детского восприятия предполагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов и формирование представлений об их основных разновидностях. Фигурами, с которыми должны знакомиться дети, являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, многоугольник. В число разновидностей геометрических фигур, с которыми целесообразно знакомить детей в ходе сенсорного воспитания, входят разные варианты овалов, прямоугольников, треугольников. Первые различаются по отношению осей, вторые- по отношению сторон, третьи- по величине углов.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина-относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования- особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Определение величины предметов происходит обычно на основании установления места, занимаемого ими в ряду однородных предметов. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине заключается в постепенном переходе о освоения
отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.
Ознакомление с каждым вводом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия детей. При ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми. В ознакомлении с геометрическим формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приему обведения контура с прослеживанием взглядом движений руки, а также организация сопоставления фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами. Представление об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее- и об их оттенках. Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умения группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков.
Более сложный и развернутый характер приобретает обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость
отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждая фигура сопоставляется с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход от использования реальных образцов к использованию образцов представляемых, к словесному обозначению формы предметов. Но только немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких частей, наконец, отдельные дополнительные детали. Обучение обследованию предмета включает приучение детей к использованию определенной схемы, к соблюдению строгой последовательности, в которой производится осмотр. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы.
Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий носит название глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов хорошо познакомить их с употреблением простейшей мерки, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенку нужно научиться обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных
цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных, контрастные сочетания от мягких, пастельных сочетаний, содержащих гармоничные переходы оттенков.
Глубокое восприятие формы предполагает умение «раздробить» предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам и определить соотношение этих элементов между собой. Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета- длины, ширины, высоты. Но нельзя ширину или длину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем, ведущим к выделению разных измерений величины, является организация сопоставления предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительных характер: их определение зависит от его положения в пространстве.
На втором-третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Особо важным является вопрос об увязке сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности только начинают складываться на третьем году жизни, обучение этим видам деятельности еще не занимает значительно места. Поэтому здесь еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Начиная с трех лет обучение продуктивным деятельностям приобретает вполне систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои особые требования к детскому восприятию и по-своему способствует его развитию.
Использованная литература: интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с цветом
Выпускная квалификационная работа. Защита в июне 20012 на отлично....
Статья "Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов".
В статье раскрыта система работы по развитию сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой, величиной....
Ознакомление детей раннего возраста с цветом, формой, величиной предмета.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве)....
Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...
Рекомендации для родителей по ознакомлению детей дошкольного возраста с малыми формами мордовского фольклора
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, открываем заново, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство л...
"Использование нетрадиционных техник рисования при ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом"
Художественно-эстетическое развитие...
Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом.
В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых от...