Программа дополнительного образования по математике
рабочая программа по математике (средняя группа)
Программа дополнительного образования (кружок) по математике для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа доп.образования по математике | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Нескучная математика»
Пояснительная записка.
В комплексном подходе к образованию дошкольников, в современной дидактике, и в соответствии с требованием ФГОС ДО, немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей. Занимательные дидактические игры являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Но при этом, принято считать, что математика – наука серьезная, сухая и скучная, поэтому многие педагоги и родители стараются «выдержать тон» и делают уроки математики с первых же дней сухими и скучными. И действительно, если малышей четырех-пяти лет усадить за парты, им станет скучно очень скоро. Маленькие дети лучше думают на ходу, на бегу, на скаку. Именно поэтому важно предлагать детям такие игры, которые, с одной стороны, учитывают особенности живых детей, а с другой стороны – могут дать этим активным непоседливым детям пищу для ума. Так же, важным для нас тезисом является то, что математику нужно «щупать», и прежде чем переходить к написанным числам, нужно дать каждому из детей достаточно времени на работу с самым разнообразным счетным материалом – счетными палочками, бусинками, карточками и камушками с точками и т.п.
Разработанная программа «Нескучная математика» – это стремление использовать возможности занимательных, интересных для детей, разнообразных игр и заданий в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Образовательная программа по дополнительному образованию «Нескучная математика» имеет познавательную направленность.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр математического содержания.
Задачи.
Обучающие:
Формировать у детей элементарные математические представления о числе, количестве, множестве;
Обучать количественному и порядковому счету в пределах 10;
Познакомить с графическими изображениями чисел (цифрами) от 0 до 9
Развивающие:
Развивать умение играть;
Развивать монологическую и диалогическую формы речи
Воспитывающие:
Воспитывать потребность к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Отличительной особенностью данной программы является неординарный подход к обучению детей элементарным математическим представлениям, а именно: обучение происходит только в играх, включая и подвижные игры, а игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4-5 лет. Дети такого возраста быстро отвлекаются, легко истощаются, не могут долго заниматься одним и тем же. Важно часто менять вид деятельности, чередовать тихие и подвижные игры.
Срок реализации дополнительной программы «Нескучная математика» - 7 месяцев (октябрь-апрель).
Программа дополнительного образования предусматривает форму группового обучения. Так как дети в этом возрасте очень эмоциональны, часто обижаются или сердятся, с трудом могут следовать правилам, дожидаться своей очереди в игре, то форма группового обучения, как нельзя лучше подходит для достижения поставленных целей.
Обучение по дополнительной образовательной программе проходит только в форме игровой деятельности, без использования фронтального метода обучения. В ходе прохождения программы решаются воспитательные и развивающие задачи: умение детей играть в игры по определенным правилам, подчиняться им. Потребность в проявлении взаимодействия, взаимовыручки.
Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы:
- Сортирует предметы по цвету и по форме
- Выделяет одинаковые предметы и замечает различия
- Строит такую же конструкцию по образцу и по форме
- Продолжает последовательность, в которой чередуются два элемента, и находит ошибки
- Выражает одно и то же количество разными способами: на пальцах, счетными палочками, кубиками, хлопками и т.п.
- Определяет «на глаз» где больше предметов
- Замечает количество однотипных предметов в повседневной жизни
- Угадывает, сколько предметов из пяти спрятали
- Знает цифры от 1до10
- Знаком со счетными таблицами
Форма подведения итогов: открытое занятие с участием родителей и педагогов. Сроки: апрель 2019г.
Учебно-тематический план.
№п/п | Раздел,тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 1 |
2 | Игры на развитие количественного и порядкового счета, составление множеств (цвет, форма и т.п.) (в том числе подвижные) | - | 10 | 10 |
3 | Игры на развитие пространственного мышления и навыков конструирования (по замыслу и образцу) | - | 10 | 10 |
4 | Игры на развитие внимания (в том числе подвижные) | - | 8 | 8 |
Итого: | 29 |
Учебный план.
Возраст | Время одного занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Кол-во часов в год |
4-5 | 30 минут | 1 | 30 минут | 4(5) | 29 | 14 часов 30 минут |
Содержание программы.
- Вводное занятие. 1час теория, практика.
- знакомство с детьми, преподавателем
- правила техники безопасности на занятиях
2. Игры на развитие количественного и порядкового счета, составление множеств (цвет, форма и т.п.) (в том числе подвижные). 10 часов. Практика.
- игры без использования дополнительных материалов и атрибутов (в том числе подвижные)
- игры с использованием дополнительных атрибутов и материалов (в том числе подвижные)
- печатные развивающие задания
3. Игры на развитие пространственного мышления и навыков конструирования (по замыслу и образцу) 10 часов. Практика.
- игры без использования дополнительных материалов и атрибутов
- игры с использованием дополнительных атрибутов и материалов
- игры со строительным материалом (конструирование по образцу и замыслу)
4. Игры на развитие внимания (в том числе подвижные). 8 часов.Практика.
- игры без использования дополнительных материалов и атрибутов (в том числе подвижные)
- игры с использованием дополнительных атрибутов и материалов (в том числе подвижные)
- печатные развивающие задания
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
Форма организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая
Форма проведения занятий:
- практические занятия
Методы обучения:
- словесный: устное изложение правил игры
- наглядный: показ педагога
- практический: упражнения.
Материально – технические условия реализации программы дополнительного образования:
- большое пространство (зал)
- ковровое покрытие
- игровые материалы и атрибуты
- доска - мольберт
- цветные карандаши
Литература:
- Кац Е.М. Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми 4-6 лет. – М., МЦНМО, 2016
- Кац Е.М. Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет. – М., МЦНМО, 2014
- Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., «Просвещение», 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "занимательная математика"
рабочая программа...
ПРОГРАММА дополнительного образования «Юный математик»
Цель программы Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всес...
Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...
Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» (для детей 4 – 5 лет)
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Поясните...
Программа дополнительного образования "Веселая математика"
Данная программа разработана для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"
Рабочая программа дополнительного образования...
программа дополнительного образования по математике в подготовительной группе
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра....