Программа дополнительного образования по математике
рабочая программа по математике (средняя группа)

Светлана Николаевна Гусева

Программа дополнительного образования (кружок) по математике для детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Нескучная математика»

Пояснительная записка.

     В  комплексном  подходе  к  образованию  дошкольников,  в  современной дидактике,  и    в  соответствии  с  требованием  ФГОС  ДО,  немаловажная  роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа,  основанный  на  интересе  к  решению  задачи,  невозможен  без  активной работы  мысли.  В  ходе  игр  и  упражнений  с  занимательным  математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно  вести  поиск  ее  решения,  проявляя  при  этом  собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.  Занимательные  дидактические  игры  являются  хорошим  средством воспитания  у  детей  уже  в  дошкольном  возрасте  интереса  к  математике,  к логике  и  доказательности  рассуждений,  желанию  проявлять  умственное напряжение,  сосредотачивать  внимание  на  проблеме.  Решение  разного  рода нестандартных  задач  в  дошкольном  возрасте  способствует  формированию  и совершенствованию  общих  умственных  способностей:  логики  мысли, рассуждений  и  действий,  гибкости  мыслительного  процесса,  смекалки  и сообразительности, пространственных представлений.  

     Но при этом, принято считать, что математика – наука серьезная, сухая и скучная, поэтому многие педагоги и родители стараются «выдержать тон» и делают уроки математики с первых же дней сухими и скучными. И действительно, если малышей четырех-пяти лет усадить за парты, им станет скучно очень скоро. Маленькие дети лучше думают на ходу, на бегу, на скаку.  Именно поэтому важно предлагать детям такие игры, которые, с одной стороны, учитывают особенности живых детей, а с другой стороны – могут дать этим активным непоседливым детям пищу для ума. Так же, важным для нас тезисом является то, что  математику нужно «щупать», и прежде чем переходить к написанным числам, нужно дать каждому из детей достаточно времени на работу с самым разнообразным счетным материалом – счетными палочками, бусинками, карточками и камушками с точками и т.п.

    Разработанная    программа  «Нескучная математика»  –  это стремление использовать возможности  занимательных, интересных для детей, разнообразных игр и заданий  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

   Образовательная программа по дополнительному образованию «Нескучная математика» имеет познавательную направленность.

Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр математического содержания.

Задачи.

Обучающие:

Формировать у детей элементарные математические представления о числе, количестве, множестве;

Обучать  количественному  и порядковому  счету в пределах 10;

Познакомить с графическими изображениями чисел (цифрами) от 0 до 9

Развивающие:

Развивать умение играть;

Развивать монологическую и диалогическую формы речи

Воспитывающие:

Воспитывать потребность к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Отличительной особенностью данной программы является неординарный подход к обучению детей элементарным математическим представлениям, а именно: обучение происходит  только в играх, включая и подвижные игры, а игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4-5 лет. Дети такого возраста быстро отвлекаются, легко истощаются, не могут долго заниматься одним и тем же. Важно часто менять вид деятельности, чередовать тихие и подвижные игры.

Срок  реализации дополнительной программы «Нескучная математика»  - 7 месяцев (октябрь-апрель).

Программа дополнительного образования предусматривает форму группового обучения. Так как дети в этом возрасте очень эмоциональны, часто обижаются или сердятся, с трудом могут следовать правилам, дожидаться своей очереди в игре, то форма группового обучения, как нельзя лучше подходит для достижения поставленных целей.

Обучение по дополнительной образовательной программе проходит только в форме игровой деятельности, без использования фронтального метода обучения. В ходе  прохождения программы решаются воспитательные и развивающие задачи: умение детей играть в игры по определенным правилам, подчиняться им. Потребность в проявлении взаимодействия, взаимовыручки.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы:

  • Сортирует предметы по цвету и по форме
  • Выделяет одинаковые предметы и замечает различия
  • Строит такую же конструкцию по образцу и по форме
  • Продолжает последовательность, в которой чередуются два элемента, и находит ошибки
  • Выражает одно и то же количество разными способами: на пальцах, счетными палочками, кубиками, хлопками и т.п.
  •  Определяет «на глаз» где больше предметов
  • Замечает количество однотипных предметов в повседневной жизни
  • Угадывает, сколько предметов из пяти спрятали
  • Знает цифры от 1до10
  • Знаком со счетными таблицами

Форма подведения итогов: открытое занятие с участием родителей и педагогов. Сроки: апрель 2019г.

Учебно-тематический план.

     №п/п

Раздел,тема

         Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

1

1

2

Игры на развитие количественного и порядкового счета, составление множеств (цвет, форма и т.п.)  (в том числе подвижные)

-

10

10

3

Игры на развитие пространственного мышления и навыков конструирования (по замыслу и образцу)

-

10

10

4

Игры на развитие внимания (в том числе подвижные)

-

8

8

Итого:

29

Учебный план.

Возраст

Время одного занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Кол-во часов в год

4-5

30 минут

1

30 минут

4(5)

29

14 часов 30 минут

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. 1час теория, практика.

- знакомство с детьми, преподавателем

- правила техники безопасности на занятиях

             2.   Игры на развитие количественного и порядкового счета, составление множеств       (цвет, форма и т.п.)  (в том числе подвижные). 10 часов. Практика.

                   - игры без использования  дополнительных материалов и атрибутов (в том числе подвижные)

                   - игры с использованием дополнительных  атрибутов  и материалов (в том числе подвижные)

                    - печатные развивающие задания

               3. Игры на развитие пространственного мышления и навыков конструирования (по замыслу и образцу) 10 часов. Практика.

                   - игры без использования дополнительных материалов и атрибутов

                   - игры с  использованием дополнительных  атрибутов и материалов

                    - игры со строительным материалом (конструирование по образцу и замыслу)

                 4. Игры на развитие внимания (в том числе подвижные). 8 часов.Практика.

                    - игры без использования  дополнительных материалов и атрибутов (в том числе подвижные)

                   - игры с использованием дополнительных  атрибутов  и материалов (в том числе подвижные)

                    - печатные развивающие задания

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Форма организации деятельности учащихся на занятии:

              - групповая

Форма проведения занятий:

             - практические занятия

Методы обучения:

              - словесный: устное изложение правил игры

              - наглядный: показ педагога

              - практический: упражнения.

Материально – технические условия реализации программы дополнительного образования:

- большое пространство (зал)

- ковровое покрытие

- игровые материалы и атрибуты

- доска - мольберт

- цветные карандаши

Литература:

  1. Кац Е.М. Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми 4-6 лет. – М., МЦНМО, 2016
  2. Кац Е.М. Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет. – М., МЦНМО, 2014
  3. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., «Просвещение», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования «Юный математик»

Цель программы Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всес...

Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...

Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» (для детей 4 – 5 лет)

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Поясните...

Программа дополнительного образования "Веселая математика"

Данная программа разработана для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"

Рабочая программа дополнительного образования...

программа дополнительного образования по математике в подготовительной группе

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра....