Перспективный план по ФЭМП в старшей группе
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)

Васильева Татьяна Борисовна

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по формированию элементарных математических представлений

в  старшей группе

на 2015-2016 учебный год

                                                                   


СЕНТЯБРЬ

2 неделя   08.09.2015

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
  • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день,  вечер, ночь.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 5кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки  с изображением детей в разное время суток.

Раздаточный материал.  Набор плоских геометрических фигур (по 55 квадратов и прямоугольников на каждого ребенка), рисунки - таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 13-15.

3 неделя   15.09.2015

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Упражнять в счете и отсчитывании предметов  пределах 5 спомощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
  • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например, «Красная ленточка длиннее, зеленой ленточки, а зеленая короче и уже красной  ленточки»).
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, показ реальных предметов, ответы детей, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 15-16.

4 неделя   22.09.2015

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Совершенствовать  навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, величины, формы).
  • Упражнять в сравнивании пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче…,самый короткий  (и наоборот)
  • Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные  и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук на каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, показ реальных предметов, ответы детей, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 17-18.

5 неделя   29.09.2015

Занятие №4  (повторение занятия №1 от 08.09.2015)

Программное содержание:

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
  • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день,  вечер, ночь.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 5кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки  с изображением детей в разное время суток.

Раздаточный материал.  Набор плоских геометрических фигур (по 55 квадратов и прямоугольников на каждого ребенка), рисунки - таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 13-15.

ОКТЯБРЬ

2 неделя   06.10.2015

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах  (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
  • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: назад, вперед, слева, справа, вверху, внизу

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же  набором геометрических фигур.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 18-19.

3 неделя   13.10.2015

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
  •  Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче, …, самый короткий (и наоборот).
  • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (величина и форма).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки     (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (1 набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, цилиндр, куб; каждая фигура представлена в двух размерах).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 19-21.

4 неделя   20.10.2015

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами:  самый широкий, уже, еще уже,…, самый узкий (и наоборот).
  • Продолжать учить определять местонахождение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, матрешки и пирамидки (по 7 штук), фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и треугольники (по 7 штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 20-22.

5 неделя   27.10.2015

Занятие № 4

Программное содержание:

  • Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значение чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, …, самый низкий (и наоборот).
  • Расширять представления о деятельности  взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, картофель), две корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал. Наборы елочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 22-24.

НОЯБРЬ

1 неделя   03.11.2015

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
  • Упражнять в счете и отсчете в пределах 7 по образцу и на слух.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 5 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 24-25.

2 неделя   10.11.2015

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Учить считать в пределах 9;  показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
  • Продолжать учить определять свое месторасположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами : впереди, сзади, рядом, между.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук), предметы. Имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3-4 штуки), кукла.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;  по 3-4 штуки  для каждого ребенка)

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 25-26.

3 неделя   17.11.2015

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На каком месте?».
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, …, самый маленький (и наоборот).
  • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов бусин разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), 7ниточка (одна на двоих детей).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 27-28.

4 неделя   24.11.2015

Занятие № 4

Программное содержание:

  • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
  • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
  • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины.

Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки, полоски разной длины.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 28-29.

ДЕКАБРЬ

1 неделя   01.12.2015

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
  • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже, …, самый низкий и (наоборот).
  • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.

Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением геометрических фигур (по количеству детей), карточки на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 29-31.

2 неделя   08.12.2015

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Закреплять представления о том, что результаты счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
  • Познакомить с цифрами 1 и 2.
  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор кругов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски -  модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 31-32.

3 неделя   15.12.2015

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10  с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет, и воспроизведение определенного количества движений).
  • Познакомить с цифрой 3.
  • Познакомить с названиями дней недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображениями частей суток; квадрат, разделенный на части, картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, 3 шишки, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с цифрами 1 и 2.

Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2 и 3.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 32-34.

4 неделя   22.12.2015

Занятие № 4

Программное содержание:

  • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число…больше числа…?», «На сколько число…меньше  числа…?».
  • Познакомить с цифрой 4.
  • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движений, карточки с цифрами от 1 до 4, игрушки: зайчонок, бельчонок, лисенок, медвежонок.

Раздаточный материал.  Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15  штук для каждого ребенка), карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 34-36.

 5 неделя   29.12.2015

Занятие № 5

Программное содержание:

  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число…больше числа…?», «На сколько число…меньше  числа…?».
  • Познакомить с цифрой 5.
  • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
  • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-« льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал.  Двухполосные карточки, «льдинки» различной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей) карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, игра -  эстафета, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 36-39.

 

ЯНВАРЬ

3 неделя   12.01.2016

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Продолжать  учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
  • Познакомить с цифрой 6.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
  • Закреплять пространственные представления и умения использовать слова: слева, справа, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
  • Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шкафчики» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный материал.  Двухполосные карточки, снежинки  (по 20 штук для каждого ребенка), «шкафчики» - полоски, одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, лист бумаги.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 39-41.

4 неделя   19.01.2016

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Продолжать формирование представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть количество предметов и называть его одним числом.
  • Познакомить с цифрой 7.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал.  Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 7.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 41-43.

5 неделя   26.01.2016

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 8.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок, предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок,  карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал.  Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка),  карточки с цифрами от 1 до 8.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 43-44.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя   02.02.2016

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 9.
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 44-46.

2 неделя   09.02.2016

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
  • Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
  • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинки с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Наборы картинок с изображением птиц (6 – 7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 46-47.

3  неделя   16.02.2016

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
  • Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке  в пределах 5.
  • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2 равные часть, учить называть части, сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета,  карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Круги разного цвета (по 7-8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 48-49.

МАРТ

1 неделя   01.03.2016

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в чете по образцу.
  • Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов – пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной или прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов – пуговичек одинакового цвета.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 49-51.

2 неделя   15.03.2016

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
  • Познакомить с цифрой 0.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа,  слева, впереди, сзади) и другого лица.
  • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5 – 6 карточек с изображением диких птиц, 5 - 6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков одинакового цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Треугольники разного цвета  (по 6 – 7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 51-53.

3 неделя   22.03.2016

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Познакомить с записью числа 10.
  • Продолжить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжать сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2 – 3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок – игрушка, фланелеграф, 2 карточки с цифрой 1, карточки с цифрами от 1 до 9, набор игрушек (10 шт.).

Раздаточный материал.  Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9, карточка с цифрой 1 (по 2 штуки для каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 53-55.

4 неделя   29.03.2016

Занятие № 4

Программное содержание:

  • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.
  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Квадраты, ножницы, клей, кораблики.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 55-56.

АПРЕЛЬ

2 неделя   05.04.2016

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Развивать представление о независимости числа и пространственного расположения предметов.
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов  красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 разные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Круги, ножницы, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники (по 1 фигуре для каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 56-58.

3 неделя   12.04.2016

Занятие № 2

Программное содержание:

  • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Закреплять знания цифр от 0 до 9.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал.  Квадраты, ножницы, полоски – образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (по 10 штук на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 58-60.

4 неделя   19.04.2016

Занятие № 3

Программное содержание:

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел:6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтные изображения ракеты, состоящей из различных геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки, карточки с цифрами.

Раздаточный материал.  Геометрические фигуры – эмблемы  (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 60-61.

5 неделя   26.04.2016

Занятие № 4

Программное содержание:

  • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
  • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка  с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал.  Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке  карточки  изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробка с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 61-63.

МАЙ

2 неделя   10.05.2016

Занятие № 1

Программное содержание:

  • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Три плана – схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5..

Раздаточный материал.  Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами  (по 4 штук для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши,  карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка),  .

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 63-64.

3 неделя   17.05.2016

Занятие № 2  (повторение занятия № 1 от 05.04.2016)

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Развивать представление о независимости числа и пространственного расположения предметов.
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов  красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 разные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал.  Круги, ножницы, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники (по 1 фигуре для каждого ребенка).

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 56-58.

4 неделя   24.05.2016

Занятие № 3 (повторение занятия № 2 от 12.04.2016)

Программное содержание:

  • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Закреплять знания цифр от 0 до 9.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал.  Квадраты, ножницы, полоски – образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (по 10 штук на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 58-60.

5 неделя   31.05.2016

Занятие № 4  (повторение занятия № 4 от 27.04.2016)

Программное содержание:

  • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
  • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка  с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал.  Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке  карточки  изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробка с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методы  и приемы:

Методы: словесный, наглядный, игровой

Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра,  работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:  Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 61-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе...

Перспективное планирование. ФЭМП в старшей группе.

Календарно-тематическое планирование по математике в старшей группе....

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе по программе " От рождения до школы" под редакцией  Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой....

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой...

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе

Перспективное планирование к методическому пособию И.А. Пономарёвой и В.А. Позиной "Формирование элементарных математических представлений"...

Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «ФЭМП» в старшей группе 5-6 лет

Перспективно – тематическое планирование по  образовательной области  «ФЭМП»  в старшей группе 5-6 лет...

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе 2017 – 2018 уч. год

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе. Колесникова...