Перспективный план по ФЭМП в старшей группе
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе | 66.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
на 2015-2016 учебный год
СЕНТЯБРЬ
2 неделя 08.09.2015
Занятие № 1
Программное содержание:
- Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
- Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
- Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 5кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 55 квадратов и прямоугольников на каждого ребенка), рисунки - таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 13-15.
3 неделя 15.09.2015
Занятие № 2
Программное содержание:
- Упражнять в счете и отсчитывании предметов пределах 5 спомощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
- Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например, «Красная ленточка длиннее, зеленой ленточки, а зеленая короче и уже красной ленточки»).
- Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, показ реальных предметов, ответы детей, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 15-16.
4 неделя 22.09.2015
Занятие № 3
Программное содержание:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, величины, формы).
- Упражнять в сравнивании пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче…,самый короткий (и наоборот)
- Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины
Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук на каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, показ реальных предметов, ответы детей, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 17-18.
5 неделя 29.09.2015
Занятие №4 (повторение занятия №1 от 08.09.2015)
Программное содержание:
- Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
- Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
- Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 5кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Набор плоских геометрических фигур (по 55 квадратов и прямоугольников на каждого ребенка), рисунки - таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 13-15.
ОКТЯБРЬ
2 неделя 06.10.2015
Занятие № 1
Программное содержание:
- Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
- Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
- Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: назад, вперед, слева, справа, вверху, внизу
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).
Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 18-19.
3 неделя 13.10.2015
Занятие № 2
Программное содержание:
- Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
- Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче, …, самый короткий (и наоборот).
- Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (величина и форма).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (1 набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, цилиндр, куб; каждая фигура представлена в двух размерах).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 19-21.
4 неделя 20.10.2015
Занятие № 3
Программное содержание:
- Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
- Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже,…, самый узкий (и наоборот).
- Продолжать учить определять местонахождение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, матрешки и пирамидки (по 7 штук), фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и треугольники (по 7 штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 20-22.
5 неделя 27.10.2015
Занятие № 4
Программное содержание:
- Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значение чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
- Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, …, самый низкий (и наоборот).
- Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, картофель), две корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.
Раздаточный материал. Наборы елочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 22-24.
НОЯБРЬ
1 неделя 03.11.2015
Занятие № 1
Программное содержание:
- Учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
- Упражнять в счете и отсчете в пределах 7 по образцу и на слух.
- Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 5 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 24-25.
2 неделя 10.11.2015
Занятие № 2
Программное содержание:
- Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
- Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
- Продолжать учить определять свое месторасположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами : впереди, сзади, рядом, между.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук), предметы. Имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3-4 штуки), кукла.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3-4 штуки для каждого ребенка)
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 25-26.
3 неделя 17.11.2015
Занятие № 3
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На каком месте?».
- Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, …, самый маленький (и наоборот).
- Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.
Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов бусин разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), 7ниточка (одна на двоих детей).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 27-28.
4 неделя 24.11.2015
Занятие № 4
Программное содержание:
- Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
- Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
- Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины.
Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки, полоски разной длины.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 28-29.
ДЕКАБРЬ
1 неделя 01.12.2015
Занятие № 1
Программное содержание:
- Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
- Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже, …, самый низкий и (наоборот).
- Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.
Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением геометрических фигур (по количеству детей), карточки на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 29-31.
2 неделя 08.12.2015
Занятие № 2
Программное содержание:
- Закреплять представления о том, что результаты счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
- Познакомить с цифрами 1 и 2.
- Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
- Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор кругов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски - модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 31-32.
3 неделя 15.12.2015
Занятие № 3
Программное содержание:
- Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет, и воспроизведение определенного количества движений).
- Познакомить с цифрой 3.
- Познакомить с названиями дней недели.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображениями частей суток; квадрат, разделенный на части, картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, 3 шишки, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с цифрами 1 и 2.
Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2 и 3.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 32-34.
4 неделя 22.12.2015
Занятие № 4
Программное содержание:
- Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число…больше числа…?», «На сколько число…меньше числа…?».
- Познакомить с цифрой 4.
- Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
- Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движений, карточки с цифрами от 1 до 4, игрушки: зайчонок, бельчонок, лисенок, медвежонок.
Раздаточный материал. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 34-36.
5 неделя 29.12.2015
Занятие № 5
Программное содержание:
- Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число…больше числа…?», «На сколько число…меньше числа…?».
- Познакомить с цифрой 5.
- Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
- Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
- Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-« льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» различной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей) карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, игра - эстафета, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 36-39.
ЯНВАРЬ
3 неделя 12.01.2016
Занятие № 1
Программное содержание:
- Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
- Познакомить с цифрой 6.
- Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
- Закреплять пространственные представления и умения использовать слова: слева, справа, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
- Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шкафчики» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета карточки с цифрами от 1 до 6.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шкафчики» - полоски, одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, лист бумаги.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 39-41.
4 неделя 19.01.2016
Занятие № 2
Программное содержание:
- Продолжать формирование представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть количество предметов и называть его одним числом.
- Познакомить с цифрой 7.
- Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
- Учить ориентироваться на листе бумаги.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.
Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 7.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 41-43.
5 неделя 26.01.2016
Занятие № 3
Программное содержание:
- Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
- Познакомить с цифрой 8.
- Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок, предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 8.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 43-44.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 02.02.2016
Занятие № 1
Программное содержание:
- Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
- Познакомить с цифрой 9.
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
- Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 44-46.
2 неделя 09.02.2016
Занятие № 2
Программное содержание:
- Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
- Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9
- Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
- Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинки с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6 – 7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 46-47.
3 неделя 16.02.2016
Занятие № 3
Программное содержание:
- Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.
- Формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2 равные часть, учить называть части, сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7-8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 48-49.
МАРТ
1 неделя 01.03.2016
Занятие № 1
Программное содержание:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в чете по образцу.
- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов – пуговичек одинакового цвета.
Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной или прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов – пуговичек одинакового цвета.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 49-51.
2 неделя 15.03.2016
Занятие № 2
Программное содержание:
- Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
- Познакомить с цифрой 0.
- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
- Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5 – 6 карточек с изображением диких птиц, 5 - 6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков одинакового цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Треугольники разного цвета (по 6 – 7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 51-53.
3 неделя 22.03.2016
Занятие № 3
Программное содержание:
- Познакомить с записью числа 10.
- Продолжить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
- Продолжать сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
- Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2 – 3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок – игрушка, фланелеграф, 2 карточки с цифрой 1, карточки с цифрами от 1 до 9, набор игрушек (10 шт.).
Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9, карточка с цифрой 1 (по 2 штуки для каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 53-55.
4 неделя 29.03.2016
Занятие № 4
Программное содержание:
- Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.
- Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
- Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 55-56.
АПРЕЛЬ
2 неделя 05.04.2016
Занятие № 1
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Развивать представление о независимости числа и пространственного расположения предметов.
- Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 разные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники (по 1 фигуре для каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 56-58.
3 неделя 12.04.2016
Занятие № 2
Программное содержание:
- Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.
- Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- Закреплять знания цифр от 0 до 9.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.
Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски – образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (по 10 штук на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 58-60.
4 неделя 19.04.2016
Занятие № 3
Программное содержание:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел:6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтные изображения ракеты, состоящей из различных геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки, карточки с цифрами.
Раздаточный материал. Геометрические фигуры – эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 60-61.
5 неделя 26.04.2016
Занятие № 4
Программное содержание:
- Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
- Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
- Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробка с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 61-63.
МАЙ
2 неделя 10.05.2016
Занятие № 1
Программное содержание:
- Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
- Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Три плана – схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5..
Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штук для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка), .
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 63-64.
3 неделя 17.05.2016
Занятие № 2 (повторение занятия № 1 от 05.04.2016)
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Развивать представление о независимости числа и пространственного расположения предметов.
- Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 разные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники (по 1 фигуре для каждого ребенка).
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, подвижная игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 56-58.
4 неделя 24.05.2016
Занятие № 3 (повторение занятия № 2 от 12.04.2016)
Программное содержание:
- Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.
- Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- Закреплять знания цифр от 0 до 9.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.
Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски – образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (по 10 штук на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 58-60.
5 неделя 31.05.2016
Занятие № 4 (повторение занятия № 4 от 27.04.2016)
Программное содержание:
- Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
- Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
- Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробка с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, игровой
Приемы: рассказ, ответы детей, показ реальных предметов, беседа, указание и объяснение, дидактическая игра, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература: Пономарева И.А., Позина В.А. формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2015. – стр. 61-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе...
Перспективное планирование. ФЭМП в старшей группе.
Календарно-тематическое планирование по математике в старшей группе....
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой....
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой...
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе
Перспективное планирование к методическому пособию И.А. Пономарёвой и В.А. Позиной "Формирование элементарных математических представлений"...
Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «ФЭМП» в старшей группе 5-6 лет
Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «ФЭМП» в старшей группе 5-6 лет...
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе 2017 – 2018 уч. год
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе. Колесникова...