Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений |
№ Занятия | Методы и приемы | Список литературы |
Сентябрь Занятие 1 • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. •Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | 1.Игровое упражнение: «Мальвина учит Буратино» 2.И.у: «Сосчитай фигуры» Физминутка 3.И.у: «Дорисуй недостающую фигуру» 4.И.у: «Поможем Буратино разложить картинки» | Помораева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-80 с. Стр.13 |
Занятие 2 • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. | 1.И.У: «Отсчитай столько же» 2.И.у: «Раскрась столько же» 3.И.у: «Завяжем куклам бантики» 4. И.у: «Правильно пойдешь- клад найдешь»
| Стр. 15 |
Занятие 3 • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). • Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. | 1.И. п: «Поручение» 2.И.у: «Построим лесенку для матрешки» 3. Задания с раздаточным материалом Физминутка 4. И.у: «когда это бывает?» | Стр. 17 |
Октябрь Занятие 1 • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина). • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. | 1.И.у: «Соберем игрушки для куклы» 2. И.У: « не ошибись» 3. Эстафета «Кто быстрее» 4. Д/и: «Веселый круг» | Стр. 18 |
Занятие 2 • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). | 1.И.У: «учись считать» 2.Задания с раздаточным материалом 3.И.У: «Исправь ошибку» 4. Задания с раздаточным материалом в парах. 5. И.У: «Не ошибись»
| Стр.19 |
Занятие 3 • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот). • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. | 1.И.у: «Считаем дальше» 2. Задания с карточками. 3. И.у: «Разложи дощечки в ряд» 4. Д/и: «Кто где стоит» | Стр. 21 |
Занятие 4 • Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). • Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. | 1.И.с: «Собираем урожай овощей» 2.И.у: «Посадим елочки в ряд» Физминутка «Сбор урожая» 3. И.у: «Разложи по порядку» 4. «Назови соседей» | Стр. 22 |
Ноябрь Занятие 1 • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | 1.И.у: «Отсчитай столько же» 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом Физминутка 4. «Правильно пойдешь- клад найдешь» | Стр. 24 |
Занятие 2 • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. | 1.И.с: «Играем в школу» 2.Работа с раздаточным материалом 3. Д/и «Найди предмет такой же формы» 4.И.у: «Что где?»
| Стр. 25 |
Занятие 3 • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот). • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. | 1.И.у: «Считаем по порядку» 2.И.у: «Разложим бантики» Физминутка: «Сделай так же» 3. И.у: «Собираем бусы для куклы» 4.И.у: «Найди отличия» | Стр. 27 |
Занятие 4 • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | 1.И.у: «Считай дальше» 2.И.у: «Отсчитай фигуры» 3.Работа с раздаточным материалом 4. И.у: «Составь сутки» | Стр. 28 |
Декабрь Занятие 1 • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. | И.с: «В лесу» 1.И.у: «Считай дальше» 2.И.у: «Звуки леса» 3.И.у: «Расставь елочки в ряд» 4. И.у: «Идем по следам» 5.И.у: «Украшение для елочки» | Стр.29 |
Занятие 2 • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. | 1.И. у «Сравни фигуры» 2.И.у «Найди четырехугольники» 3.И.у «Найди цифру» 4. И.у «Покажи цифру» 5 .Игра с кругами. 6.И.у «Не ошибись» | Стр. 31 |
Занятие 3 • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.). | 1.И.у «Кто быстрее сосчитает» 2. И.у «Сосчитай желуди» 3. И.у «Обозначь цифрой» 4. И.у «Дни недели» 5. Д/и «Пифагор» | Стр. 32 |
Занятие 4 1.Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах пяти и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «Насколько число… меньше числа…» 2.Познакомить с цифрой 4 3.Продолжать учить определять направление движения, используя знаки- указатели направления движения. 4.Закреплять умение последовательно называть дни недели. | 1.И.у «Строим лесенку» 2.Работа с раздаточным материалом. 3.П/и «Дни недели, стройтесь» 4. И.у «Собираем гостей на праздник» 5. Д/ и «Поможем зайчишке найти свою маму» | Стр.34 |
Январь Занятие 1 1.Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «Насколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» 2.Познакомить с цифрой 5 3.Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. 4.Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры 5.Развивать умение видеть и устанавливать рад закономерностей.
| 1.И.у «Строим снежную крепость» 2.И.у «Играем с льдинками» 3.И.у «Найди пару лыж» 4.И.у «Одеваем перчатки на прогулку» 5. Игра- эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки» 6.И.у «Строим ледяной дом»
| Стр. 36 |
Занятие 2 Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. • Упражнять в последовательном назывании дней недели. Познакомить с цифрой 6 | 1.И.у «Отвечаем на вопросы Незнайки» 2. И.у «Подбираем краски для карандаша» 3. И.У «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки» 4. И.у «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша» 5.П.и «дни недели, стройтесь» 6. И.у «Поможем Незнайке найти вещи» | Стр. 39 |
Занятие 3 Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. • Учить ориентироваться на листе бумаги. Познакомить с цифрой 7 | 1.И.у «Отсчитай столько же» 2. Работа с раздаточным материалом Физминутка 3. И.у «Расположи правильно» 4. И.у «Рисуем узор» 5. И.у «Найдем елочку такой же высоты» | Стр.41 |
Занятие 4 • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Познакомить с цифрой 8 | 1.И. у «Составим число» 2.Работа с раздаточным материалом 3.Д/и «Найди предмет такой же формы» 4. И.у «Приготовим снежинки для салфеточки» 4.И.у «Разложим снежинки правильно» | Стр. 43 |
Февраль Занятие 1 • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Познакомить с цифрой 9 | 1.И.у «Составим число» 2.Работа с раздаточным материалом 3.И.у «Поможем Федоре собрать посуду» 4.Д/и «Запомни и повтори» 5. И.у «Назови день недели» 6. И. «Живая неделя» | Стр. 44 |
Занятие 2 • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9 | 1.И. у «Собираем веер» 2.И.у «Игра с веером» 3.И.у «Составим число» Физминутка «Летает не летает» 4.Д/и «Тангам» 5.И.у «Что где находится» | Стр.46 |
Занятие 3 • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. Познакомит со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5 | 1.И. у «Угостим гостью» 2.И.у. «Составим число» 3.Д/и «Я знаю пять имен» 4.И.у «Прятки» 5.И.у Разложи полоски по порядку» 6.И.у «Составим столбики в ряд» | Стр. 48 |
Занятие 4 • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10 | 1.И.у «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью» 2.И.у «Завяжем кукле бантики» 3. И.у «Салфетки для кукол» 4.Д/ и «Геометрическое лото» 5.П.и «Автомобили и гараж»
| Стр. 49 |
Март Занятие 1 • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. Познакомить с цифрой 0 | 1.И.у «Кто быстрее составит число» 2.И.у «Составим число» 3.И.у «Сколько осталось» 4.Д/и «Кто ушел» 5.И.у «Расскажи о длине полосок» 6.И.у «Где лежит предмет» | Стр.51 |
Занятие 2 • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. Познакомить с записью числа 10 | 1.И.у «Игрушки в ряд» 2.И.у «Строим дорогу для машин» 3.И.у «Игрушки для котеночка» 4. П/и «Живая неделя» | Стр.53 |
Занятие 3 • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10. • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево). | 1.И.у «Строим лодочки» 2.Работа с раздаточным материалом 3.И.у «Кораблики уходят в море» 4.И.у «Маршрут карабликов» | Стр.55 |
Занятие 4 • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. | 1.И.у «раздели круг на части» 2.И.у «Раздели круг и покажи его части» 3.И. у «Определи сколько» 4.П/и «Найди свой аэродром» | Стр. 56 |
Апрель Занятие 1 • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Закреплять знания цифр от 0 до 9 | 1.И.у «Раздели квадрат на части» 2.И.у «Раздели квадрат и покажи его части» 3.И.у «Построим ворота для машины» 4.Д/и «запомни и покажи» | Стр. 58 |
Занятие 2 • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). | И.с «Полет в космос» 1.Тренировка «космонавтов» перед полетом 2.И.у «Найди свой сувенир» 3.И.у «Соберем ракеты» 4.Продолжение полета 5. И. «Найди свой космодром» | Стр. 60 |
Занятие 3 • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. | 1.Д/и «Отсчитай-ка» 2.Д/и «Найди соседей» 3.Д/и «Составь целое по его части» 4.И.у «Определи правильно» | Стр. 61 |
Занятие 4 • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | 1.И.у «Составь число правильно» 2.И.у «Найдем секрет по плану» 3.И.у «Назови дни недели» 4.И.у «Найди выход из лабиринта» | Стр. 63 |