Математические сказки
методическая разработка по математике (младшая группа)
Сказка для ребенка — маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. На четвертом году жизни ребенок готов к восприятию сказки, поскольку кумулятивная композиция сказки по сути своей — серия потешек, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_skazki1_chast.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические сказки (для детей четвёртого года жизни).
Способность ребенка на четвёртом году жизни управлять своим вниманием невелика, особенно трудно направлять внимание на что - либо с помощью слов. Процессы памяти в этом возрасте остаются непроизвольными. При реализации образовательной области «Познавательное развитие» в части формирования элементарных математических представлений у детей мы используем художественную литературу: стихи, потешки, сказки.
Сказка для ребенка — маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. На четвертом году жизни ребенок готов к восприятию сказки, поскольку кумулятивная композиция сказки по сути своей — серия потешек, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте.
Сказка «Три медведя» учит детей сравнивать предметы разной величины и количество «больше», «меньше», «поровну». Сказка «Колобок» знакомит их с формой предметов. Стихотворение И. Токмаковой «Медведь» и сказка «Маша и медведь» помогают детям освоить пространственные направления. Стихотворения А. Блока и Ю. Яковлева знакомят с пониманием и различением частей суток.
Спят луга, спят леса. Пала свежая роса, В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит. А. Блок | Если звонко за окном Защебечут птицы. Если так светло кругом, Что тебе не спится. Если радио у вас вдруг заговорило, Это значит, что сейчас Утро наступило. Ю. Яковлев |
Когда я поняла, что материал по формированию элементарных математических представлений легче усваивается через художественное слово, стала придумывать математические сказки, оставляя тех же героев, но с изменением сюжета и наоборот.
В результате у детей сформировались все необходимые интегративные качества в данном возрасте. Дети стали более внимательными, научились слышать и слушать, понимать инструкцию воспитателя, значительно улучшились память и речь. Дети научились действовать с различными предметными группами, сравнивать их количество, различать геометрические фигуры, получили представление о частях суток, величине и ориентировке в пространстве.
В предложенных математических сказках проходит интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие». Используйте представленные сказки, придумывайте свои.
Сказка про Шанежку
«Как в избушке на краю села
Маня шанежку пекла.
Зазевалась Манюшка
Убежала шанежка.
Долго ли, коротко катилась Шанежка, притомилась. Лежит на зеленой травке и в небо смотрит. Смотрит и глазам своим не вериг: видит в небе шанежку желтую».
Воспитатель. Ребята, что увидела Шанежка?
-Дети. Солнышко.
Воспитатель. Какой формы солнышко?
- Дети. Круглой.
Воспитатель. Какой формы Шанежка?
- Дети. Тоже круглой.
«Отдохнула Шанежка и покатилась дальше. Катилась, катилась и прикатилась к лесному озеру.
—Ой! — воскликнула Шанежка. — Еще одна шанежка, только голубая».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой формы лесное озеро?
- Дети. Круглой.
«Не заметила Шанежка, как ночь пришла, стало темно. Посмотрела она на небо и удивилась, что же случилось с желтенькой шанежкой, почему она побледнела?»
Воспитатель. Ребята. Что увидела Шанежка на небе ночью?
- Дети. Луну.
Воспитатель. Какой формы луна?
- Дети. Круглой.
«Тут зайчик Шанежку поймал, Маше Шанежку отдал».
Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка про Шанежку? Какой она формы? А что ещё бывает круглым?
-Дети отвечают.
По желанию дети рисуют круглые предметы из сказки.
Сказка про Смоляного бычка
«Однажды Танюшка гнала своего смоляного бычка пастись, оставила на лужке, а сама в лес убежала за ягодами. Бычок ест траву, хвостиком помахивает. Выскочил из леса зайчик - удивляется: что за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапой и прилип. Вышла из леса лиса - увидела зайца, подкралась, хотела схватить его, да и завязла в смоле. А бычок повернулся и пошел домой. Дед с бабкой рады: "Будут у Танюшки шапка да шубка". Не губите нас. — Закричали звери, — мы вам гостинцев принесем. Сжалился дед и отпустил их. Под вечер сели дед, бабка и Танюшка на крылечко. Глядят, бежит лисичка, скачет зайчик и спорят о чем-то.
- О чем вы спорите? — спрашивает дед.
Заяц говорит:
- Моя красная ленточка длиннее!
Лиса:
- Нет, моя зеленая длиннее!»
Воспитатель. Ребята, как разрешить спор между лисой и зайцем? Что нужно сделать?
- Дети. Наложить красную ленточку на зеленую, подложить зеленую под красную.
Воспитатель. Ребята, берем ленты и находим длинную. Что получилось?
- Дети. Красная длиннее, так как зеленая закончилась.
Воспитатель. Красная ленточка полностью закрыла зеленую. Предлагаю еще обвязать зеленую ленту вокруг головы. Хватает ее длины?
- Дети. Нет.
Воспитатель. Повязываем красную. Хватает?
- Дети. Да.
Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая — короче. Повяжем вокруг талии.
- Дети. Зеленой ленты не хватает, красная завязывается.
Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая короче.
«Так вот, лисонька, — говорит дед, — твоя ленточка короче, а Зойкина длиннее. Спасибо вам, зверята, за ленточки для Танюшки».
По желанию дети рисуют и закрашивают короткую и длинную ленточки.
Данный цикл сказок разработан на два возраста 3-4 года, а также 5-6 лет
Ливашова Фатима Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе
Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Приключения колобка» (математическая сказка)
Дети в игровой форме повторяют счёт до4, повторяют названия геометрических фигур....
Математическое развитие : " Математическая сказка"
Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...
Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.
В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...