Занятие по математике по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
методическая разработка по математике (старшая группа)

Петрова Елена Николаевна

 

Программное содержание:

- учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием числа 9.

- формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел 8< 9 на 1, 9>8 на 1.

- совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10); учить различать вопросы «Сколько?», «Который?».

-  упражнять детей в ориентировке  в пространстве.

- закрепить знания о геометрических фигурах, умение рассказывать о их местонахождении на плоскости.

- формировать умение считать на слух.

- воспитывать внимание, любознательность, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike_1.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

Программное содержание:

- учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием числа 9.

- формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел 8< 9 на 1, 9>8 на 1.

- совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10); учить различать вопросы «Сколько?», «Который?».

-  упражнять детей в ориентировке  в пространстве.

- закрепить знания о геометрических фигурах, умение рассказывать о их местонахождении на плоскости.

- формировать умение считать на слух.

- воспитывать внимание, любознательность, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Материал к занятию:

демонстрационный – ширма для кукольного театра, Петрушка, собачка, конверт с приглашением Петрушки, «сундучок», наборное плотно или фланелеграф, 10 треугольников для наборного полотна или фланелеграфа, конверт с геометрическими фигурами на фланеле.

раздаточный – «билеты» (прямоугольники) по 3 билета разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого, коричневого, белого).

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация: дети приглашаются Петрушкой в театр.
  2.  Игровая ситуация – чтобы попасть в театр, необходимо выполнить задания, учат пса Палкана считать до 9, рассказывают ему, как расположены фигуры в узоре, чего не стало.
  3. Вопросы к детям.

- До скольки умеет считать Палкан?

- Как получилось число 9? и т.д.

     4. Художественное слово (загадывание загадок- смекалок).

     5. Прием на развитие внимания и интеллекта (счет движений и их выполнение на слух по заданному числу).

Способ организации детей на занятие: групповой

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Дети, сегодня артист театра, Петрушка, прислал нам приглашение. Хотите туда пойти?

- Хотим!

- Этот театр не простой, а волшебный. В нем много загадок, шуток. Попасть туда может только внимательный, находчивый, смекалистый. Послушайте, что пишет Петрушка. (читает приглашение):

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в свой театр. Но, чтобы попасть туда, надо хорошо уметь считать, быть внимательными, чтобы правильно выполнить мои хитрые задания…»

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, сможем мы отгадать и выполнить все Петрушкины задания?

Дети: Да!

«Билет в театр вы найдете в волшебном сундучке. А вот как найти сундучок, послушайте:

              Встаньте так, чтобы впереди вас было окно,

              Поднимите левую руку вверх, затем правую –

              Хлопните два раза, топните три раза,

              Сделайте три шага назад и зажмурьтесь.

Тогда перед вами появится волшебный сундучок с билетами.

- Все поняли?

- Давайте, посмотрим, ребята, что надо сделать, чтобы найти волшебный сундучок. (воспитатель еще раз зачитывает, дети проговаривают вместе с ним)

- А теперь выполняйте! После того как выполнили задание, воспитатель спрашивает:

- Как удалось найти сундучок с билетами? (дети рассказывают)

Воспитатель открывает сундучок, достает билеты, раздает их детям. После того как билеты всем розданы, приглашает детей спуститься в театр Петрушки (в музыкальный зал). Придя в зрительный зал обращает внимание детей на то, как нужно вести себя в общественном месте (в театре).

- А теперь, дети, посмотрите на билеты и скажите, чем они у вас  отличаются?

- Цветом.

- Наверное, это что-то обозначает! Посмотрите внимательно вокруг и догадайтесь, о чем говорит цвет билета? (если дети затрудняются, предлагаю обратить внимание на обозначения на стульчиках)

- Цвет билета указывает ряд, на который надо садиться.

- Правильно, значит, как вы думаете садиться в зрительном зале?

- Куда ты, Саша, сядешь? На который ряд?

- Нам говорит об этом цвет билета.

- Правильно. Проходим все в зал, а Лариса будет контролировать и поможет мне проследить, все ли правильно займут свои места. (дети садятся)

- На который ряд сел Вова? Маша? Дима?

- Лариса, все правильно сели?

- Да!

- Вот мы правильно заняли свои места, а Петрушки все не видно.

- Ребята, в театрах есть такая традиция – когда зрители хотят пригласит артистов на сцену, они начинают хлопать в ладоши. Сейчас мы с вами пригласим артиста Петрушку на сцену, будем хлопать в ладоши. Но хлопать в ладоши будем несколько раз, чтобы хлопков было на 1 больше, чем кружков на этой карточке. (показываю карточку с  6 кружочками) Посмотрите внимательно на карточку и приготовьтесь дружно хлопать). (дети хлопают)

- Сколько раз вы хлопнули в ладоши? (спрашиваю 3-4 детей)

-  И почему вы столько раз хлопнули?

А ты как думаешь, Оля?

- Молодцы, и это задание вы выполнили правильно. Теперь Петрушка обязательно появиться (раздается мелодия, появляется Петрушка)

           «Я Петрушка, я Петрушка озорной

           Кто желает познакомиться со мной?

           Я Петрушка, я Петрушка, молодец,

           На макушке, на макушке бубенец!                                  

Петрушка:

- Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Петрушка: Вы получили мое приглашение?

Петрушка: Раз вы в зрительном зале, значит вы правильно выполнили мои задания.

- Сейчас я вам загадаю еще загадки и посмотрю кто из вас самый внимательный и как вы умеете считать до 9? (загадывает загадки-смекалки):

1. «Три матрешки, три подружки

Отправились гулять

Купили по сарафану, не могут сосчитать

Сколько сарафанов купили матрешки?»

              2. «На стене стояло два стакана с малиной.

              Вова съел один стакан малины.

              Сколько стаканов осталось на столе?»

3. «На ветке 6 листочков,

Под листочками желудочки.

Сколько всего желудочков?»

               4. «У мышки пара ушей.

               Сколько ушей у 2-х мышей?»

Петрушка:

- Молодцы, ребята, хорошо умеете считать и все были внимательными.

- А теперь задание будет посложнее: надо подпрыгнуть столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

- Сколько раз надо будет подпрыгнуть?

Дети:

- Столько, сколько раз вы ударите в бубен. (Петрушка ударяет в бубен, дети выполняют задание)

- Сколько раз ты подпрыгнула, Маша? Катя? Вера? Олег? Рома?

- Почему?

Петрушка: Надо хлопнуть на 1 раз меньше, чем хлопает Луиза Николаевна (воспитатель хлопает 8 раз. Дети выполняют задание)

Петрушка: Сколько раз вы хлопнули в ладоши?

- Почему?

Петрушка: Молодцы, ребята, все умеете хорошо считать. Ребята, у меня есть верный друг, Полкан. О тоже умеет считать. Отгадайте, до скольки умеет считать мой друг? (появляется Полкан)

Петрушка: А ну-ка, Полкан, а вы, дети считайте. (Полкан лает 8 раз)

Петрушка: Ну, кто догадался, до скольки умеет считать мой Полкан?

Дети: До восьми. (спросить 3-4 детей)

Воспитатель: Сейчас надо отложить столько треугольников на фланелеграфе, сколько раз пролаял Полкан. (ребенок выполняет задание)

Воспитатель: Сколько треугольников отложил, ты?

- Восемь.

- А почему?

- Потому что Полкан пролаял 8 раз.

- Правильно. (Полкан приносит еще 1 треугольник)

Воспитатель: Ребята, Полкан принес еще один треугольник, он хочет научится считать дальше. (приставляет этот треугольник к 8)

- Давайте, посчитаем, сколько же треугольников стало? А ты, Полкан, слушай! (дети хором считают, называя итоговое число, затем привлекаю к счету 2-3 детей индивидуально)

- Какое число получилось?

- Как получилось число 9, расскажите Полкану?

- Мы к 8-ми прибавили еще 1 треугольник, получилось число 9.

Воспитатель: Ну, Полкан, вот и научили наши ребята тебя считать до 9-ти!

Полкан: Спасибо им за это. Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Чего не стало?» (подает воспитателю конверт с геометрическими фигурами на фланеле)

Воспитатель: Я сейчас составлю узор, а вы расскажите Полкану из каких фигур он составлен, и где каждая фигура находится, будьте внимательными.

1.

2.                  

3.

(после того, как я выложу узор, спрашиваю детей из каких фигур он состоит и где они находятся)

Затем дети зажмуриваются, а я убираю одну из фигур и спрашиваю:

- Чего на стало? (дети рассказывают, чего не стало. Игру повторяю 3 раза)

Петрушка:

- Молодцы, ребята, вы были внимательными зрителями. У следующий раз я еще раз пришлю вам приглашение и буду ждать вас в гости. А сейчас пора мне уходить. До свидания.

Дети прощаются.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?

                       Что было в театре самым интересным?

На этом занятие заканчиваю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».

Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. (СТАРШАЯ ГРУППА) «В СТРАНЕ ЗАГАДОК»

Занятие по формированию элементарных математических представлений, направленное на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений старшей группе

Коспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  "Космическое путешестивие"...

Конспект занятия НОД на тему «Приключение в галактике» ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа

Конспект занятия НОД на тему  «Приключение в галактике» ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений.Старшая группаВоспитатель:  Мойсиева  Елизаве...

Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»

Занимательная  викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по математике старшая группа. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Конспект занятия по математике старшая группа. Провела Седова О. А. 23.03.2021.-25.03.2021.  Литература. И. А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений.Ста...