Проект «Первые уроки царицы Экономики»
проект по математике (старшая, подготовительная группа)

Тлеушева Ольга Владимировна

Актуальность проекта «Первые уроки царицы Экономики» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   обусловлена значимостью   правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью в знакомстве с экономикой на первой ступени образовательной системы.   Методическая разработка строится на основе дидактической игры. Она является центральным приемом обучения дошкольников, принятия ими понятий «доход, расход, деньги, монета, товарообмен, банкомат, заработная плата, семейный бюджет, валюта, сдача, наличные деньги, безналичные деньги, пластиковая карта, товар, цена» и т.д., что является для меня и моих воспитанников новым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_uroki_tsaritsy_ekonomiki.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Первые уроки царицы Экономики»

Актуальность: В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема: У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Учить детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  • Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышать обоснованность финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Воспитывать положительное отношение к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо". 
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Тип проекта: практико-ориентированный

Состав участников: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: сентябрь – май

Возраст детей: 5-7 лет

Формы реализации проекта:

-игры (дидактические, развивающие, творческие, сюжетно – ролевые);

-беседы, общение;

- прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок

-рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;

-решение ситуативных задач по финансовой грамотности;

-просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;

-работа с альбом для детского художественного творчества «Финансовый грамотей»;

-показ театра: сказок на финансовую тематику;

-изготовление лэпбука, рекламы, денег;

-работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания.
  • Умеет определять основные потребности человека.
  • Умеет регулировать потребности в соответствии с возможностями.
  • Умеет определять разницу между обменом и покупкой – продажей товара.
  • Сравнивает цены на товар, объясняя разницу.
  • Выбирает товар в соответствии с ценой и качеством.
  • Умеет пользоваться деньгами.
  • Знает значение купюр и монет.
  •  Умеет пользоваться ими в игре.
  • Понимает значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкомат», «заработная плата», «валюта», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена» и т.д.

Этапы работы над проектом

1 этап (целеполагание, постановка проблемы)

Проблема: В основу проекта положена следующая гипотеза: мы полагаем, что формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться через игровую деятельность, если создать заинтересованность у детей и условия предметно-развивающей среды.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:

-подбор материала и оборудования для бесед, игр экономической направленности и других видов деятельности;

-подбор сказок, мультфильмов, связанных с тематикой проекта;

-ситуационных задач по финансовой грамотности;

-оформление папок-передвижек по теме проекта, рассматривание книг, подборка литературы;

-изготовление альбома для детского художественного творчества «Финансовый грамотей»; альбома «Наши рекламы»; 

- изготовление лэпбука;

-изготовление пособий и костюмов для сюжетных игр;

-использование кукол разных театров, масок, элементов костюмов в самостоятельной деятельности.

-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, беседа после игры-квест «Юный финансист» и мастер-класса для родителей «Сюжетно – ролевой игры «Супермаркет»

3 этап (выполнение проекта)

Мероприятия с детьми:

  • Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсон «Новое платье короля», А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко»
  • Чтение отрывков из исторических источников «История возникновения денег», «Закладная монета», «История кладоискательства», «Где искать клады».
  • Чтение народного фольклора о деньгах (приметы, пословицы).
  • Загадывание загадок на экономическую тему.
  • Показ и рассказывание сказок с использованием настольного, пальчикового, кукольного театра; театра на магнитах.
  • Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?»; «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности», «Мои домашние питомцы», «Работа и зарплата»; «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Три медведя», «Лиса и заяц»
  • Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег».
  • Рассматривание валюты (купюры, монеты).
  • Рисование на тему «Мой Банк»
  • Поделки из пластилина посуды
  • Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»
  • Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Приключения Буратино», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Теремок», «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенский, «Золотой ключик» Л. Толстой, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Муха- Цокотуха», «Али- баба и сорок разбойников», «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкин
  • Беседы: «Что такое деньги и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Как «растут» деньги?», «Что такое реклама», «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий), «Для чего родители ходят на работу», «Откуда берутся товары в магазине», «Как приходят деньги в семью», «Как правильно тратить деньги?», «Что такое стоимость товара?», «Как накопить на любимую игрушку», «Как правильно выбирать товары в магазине»
  • Организованная самостоятельная деятельность (согласно перспективному плану):
  • Познавательно-исследовательская деятельность:
  • Творческое задание «Прорекламируй товар».
  • Составление кроссворда «Валюта».
  • экскурсия к банку, к банкомату;
  • ситуативные игры: «Рекламное агентство», «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», «Выгодное ли предложение», «Для чего нужен сберегательный банк?» 
  • Викторина «Путешествие в денежную страну»
  • Дидактические игры: «Что можно и нельзя купить», «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Размен», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Магазин цветов», «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы», «Дороже - дешевле», «Денежный поток» и т.д.
  • Лото «Деньги», «Мои любимые сказки»
  • Сюжетно-ролевые: «Семья и семейный бюджет», «В банке», «Супермаркет», «Ярмарка», «Рынок», «День зарплаты», «Семейный магазин», «Бюро находок», «Монетный двор», «В гостях у трёх поросят», «Научим Незнайку делать покупки»
  • Игра-квест «Юный финансист»
  • Развивающие игры: «Мое настроение», «Хорошо – плохо», «Все работы хороши», «Орёл и решка», «Волшебные превращения денежки»
  • Самостоятельные сюжетно-ролевые и театрализованные игры в группе.
  • Проведение прогулки «На поиски клада».

Мероприятия с педагогами:

  • Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
  • Создание и использование мультимедийных презентаций;
  • Изготовление пособий для игр, декораций, атрибутов.

Мероприятия с родителями:

  Печатные консультации по темам: «Ребенок и экономика», «Экономическое воспитание в семье», «Игра как средство воспитания дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома», «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников», «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников», «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников», Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста, «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников»

  • Выставка детских работ: «Реклама»; «Все работы хороши»; «Менеджмент»; «Деньги в сказках»
  • Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
  • Изготовление лэпбука «Первые уроки царицы Экономики» 
  • Совместное изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • Родительское собрание: Деловая игра «Азбука финансов»
  • Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Супермаркет»
  • Распределение ролей среди родителей, для сюжетно – ролевой игра «Супермаркет».
  • Участие в итоговом мероприятие: мастер-класса для родителей «Сюжетно – ролевой игры «Супермаркет» 
  • Показ родителями игры-квест «Юный финансист». 

4 этап (подведение итогов)

  • Оформление фото выставки;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Реклама»; «Все работы хороши»; «Менеджмент»; «Деньги в сказках»
  • Итоговое мероприятие: Игра-квест «Юный финансист».
  • Итоговое мероприятие: мастер-класс для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
  • Презентация проекта: финансовая грамотность «Первые уроки царицы Экономики» для детей и родителей. 

    Таким образом, разработанная нами система работы по финансовой грамотности в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию экономических способностей детей. Помогла детям легко адаптироваться детям к условиям окружающего мира и ДОУ.

  Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды. У родителей появился интерес к экономике и совместной игровой деятельности.

Резюме

Реализация проекта по теме: «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности» позволила изучить психолого – педагогическую и философскую литературу по проблеме формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности. Была разработана система работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности.

Была выявлена и апробирована система методов и условий формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельность.

В начале учебного года в подготовительной группе была проведена диагностика. В результате выяснили, что у старших дошкольников экономические знания недостаточно высокие. При распределении детей по уровням оказалось, что детей с высоким уровнем нет; 13 (56%) детей показали средний уровень; 10(44%) детей – низкий уровень.

 Поэтому в течение года я играла с детьми в финансовые игры. Играя с детьми   в экономические игры, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности. Проведя диагностику в конце года, я убедилась, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления (дети стали соотносить возможности и желания в играх при покупках, сравнивать цены, выбирать товар, а иногда и отказывать себе в покупке).

Группа

Начало года (%)

Конец года (%)

подготовительная

2017-2018 уч. г.

Высокий-

Средний-13 (56%)

Низкий-10 (44%)

Высокий-12 (52%)

Средний-10 (44%)

Низкий-1 (4%)

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа дала детям первоначальные экономические знания. Позволяла сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам. Научила детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать. Определять разницу между "хочу" и "надо". Правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Сформировала правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Позволила сформировать положительное отношение к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству. Научила детей обоснованно принимать финансовые решения при планировании семейного бюджета. Активизировала познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности.

     Таким образом, использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет расширить экономический кругозор дошкольника, дает представление о экономических качествах: трудолюбие, бережливости, хозяйственности, экономности, развивает интеллект, помогает его нравственному становлению.

     В ходе реализации проекта отмечалась высокая активность родителей в создании развивающейся среды, в совместных мероприятиях. Однако, не все родители считают, что ребенка необходимо знакомить, обучать финансовой грамоте. Поэтому не все принимали участие в организации и проведении совместных мероприятий, в создании развивающейся среды. И это пока остается проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О царицы Экономики и Верной Дружбе.

Занятие  по формированию  элементарных экономических  знаний  у  детей  дошкольного  возраста. Обогащение   активного словаря  детей экономическими...

конспект занятия по развитию речи" Как дети царицу экономику выручали"

Цель: Учить детей решать экономические задачи, правильно стараться делать выбор в различных ситуациях;2. Развивать представление детей о сущности экономических понятий;3. Формировать экономическое мыш...

Проект экологической направленности На тему: «Уроки Царицы воды» Для подготовительной компенсирующей направленности

Аннотация Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.В наше время многие люди поте...

проект "Первые уроки безопасности"

Безопасность детей всегда стоит на первом месте!...

«Первые уроки экономики» методическое пособие для воспитателей

В пособие подобран практический материал по финансовой грамотности для детей, родителей, педагогов, которые помогут лучше понять и запомнить предлагаемый материал. А главное — с ним вы научитесь...

«Первые уроки царицы Экономики»

Презентация проекта "Первые уроки царицы Экономики"...