Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»
рабочая программа по логопедии

Хабибуллина Людмила Владимировна

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность)

 

В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется   на   сегодняшний день очень актуальной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа логокоррекции «Умный язычок» разработана согласно требованиям основных нормативных документов.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями.

Уровень освоения программы - базовый.

Возраст воспитанников           3-4- 5 лет.

Вид группы - профильный.

Форма обучения – очная.

               Форма занятий – подгрупповая, фронтальная.

               Срок реализации – 1 год.

Общее количество часов в год – 29 часов.

Количество занятий в неделю - 1 раз;

Продолжительность занятия 20-25минут.

 

Цель программы: создание благоприятных условий для развития всех  компонентов речи у детей трех, четырех и пяти лет в условиях дошкольного учреждения.

      Задачи программы:

 ‒ расширять и активизировать словарный запас;

‒ развивать фонематические представления;

‒ развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание,

      ‒ формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,доброжелательности.

            Рабочая программа состоит из:

Целевой раздел – Пояснительная записка: - Цели и задачи рабочей  программы,      принципы и подходы в организации образовательного процесса, значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики детей, планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).

     Содержательный раздел: комплексно- тематическое планирование перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию коррекционной работы (в коррекционной группе), взаимодействие с семьей, социумом, двигательный режим.

      Организационный раздел: оснащение предметно-пространственной среды, режим дня, расписание НОД, перечень методических пособий

 

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов Филичевой Т.Б., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Нищевой Н.В., Теремковой Н.Э.

Пройденный на занятиях лексический материал закрепляется через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной и письменной форме и еженедельно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umnyy_yazychok_programma_1.docx166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Нефтеюганский район

Департамент образования и молодёжной политики Нефтеюганского района

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

Образовательное бюджетное учреждение

Детский сад «Лесовичок»

ПРИНЯТО:                                                                                              

На Педагогическом Совете

Протокол № ___ от ______г.

                         УТВЕРЖДЕНО:

                         приказом заведующего

                         НРМ ДОБУ «Д/c «Лесовичок»

                         « ___ » ______ 20___г.  № _____

                          ________________Е.И. Пулик

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции

«Умный язычок»

(социально-гуманитарная направленность)

Для дошкольников 3-5 лет


 

                                                                                           Срок реализации программы – 1 год

                                                                                               

Составитель:

                                                              Учитель-логопед:

                                                                                           Хабибуллина Людмила Владимировна 

гп. Пойковский

2021-2022 учебный год

Содержание

  1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка ……………………………………………………3

  1. Актуальность, новизна ………………………………………………...4
  2. Цели и задачи реализации программы………………………………...5
  3. Ожидаемые и        планируемые результаты………………………………5
  1. Содержательный раздел

2.1 Учебно-тематический план…………………………………………….6        

          2.2 Календарное планирование ,календарный учебный график…………7

          2.3 Мониторинг освоения детьми программы, условия

                 реализации программы………………………………………………….27

     2.4 Особенности методики обучения……………………………………...27

     2.5 Образовательные технологии……………………………………….....30

    3.Организаццинный раздел программы

          3.1 Материально-техническое обеспечение………………………………31

          3.2 Методические материалы……………………………………………...32

          3.3  Список источников…………………………………………………….32

Пояснительная записка

Краткая характеристика видов деятельности

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, затем в старшем возрасте, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется   на   сегодняшний день очень актуальной.

Занятия по дополнительной программе логокоррекции является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность оказывать специализированную логопедическую помощь детям, которые, в силу их возраста, или по другим причинам не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия и запустить механизм самокоррекции.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  логокоррекции «Умный язычок» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.

№41);

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) ;

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

Программа дополнительного образования «Умный язычок»  по развитию звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи  имеет социально-педагогическую направленность и способствует созданию благоприятных условий для развития всех компонентов речи у детей трех, четырех и пяти  лет в условиях дошкольного учреждения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Умный язычок» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии.

В реализации программы участвуют учитель-логопед и воспитатели старшей группы.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Новизна программы и отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в том, что ее содержание разработано с учетом интеграции направлений коррекционной работы, что способствует развитию всех компонентов устной речи детей: формирование словаря и грамматического строя речи; развитие связной речи; формирование фонематического восприятия и звукопроизношения; формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что она направлена как на совершенствование произносительной стороны речи детей трех четырех и пяти лет, так и на увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи, посредством игровых технологий, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Уровень освоения программы - базовый.

Возраст воспитанников        3-4- 5 лет.

Вид группы - профильный.

Состав группы - постоянный. На дополнительные занятия по логокоррекции «Умный язычок» зачисляются все дети по желанию и заявлению родителей (законных представителей)

Наполняемость - 10-12 человек.

Форма обучения – очная.

             Форма занятий – подгрупповая, фронтальная.

             Срок реализации – 1 год.

Общее количество часов в год – 29 часов.

Количество занятий в неделю - 1 раз;

Продолжительность занятия 20-25минут.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития всех компонентов речи у детей трех, четырех и пяти лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи программы: Образовательные:

расширять и активизировать словарный запас;

развивать фонематические представления (подбор слов на заданный звук);

совершенствовать навыки слогового анализа слов;

автоматизировать        произношение        искаженно        произносимых        свистящих, шипящих, сонорных звуков        в открытых слогах и словах с ними.

Развивающие:

развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

соблюдать правильную посадку ребенка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим сохранения зрения.

Ожидаемые        или        планируемые        результаты        освоения        программы

К концу цикла занятий обучающиеся:

будут знать:

названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающие значения слов;

простые способы словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных; согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными; формировать понимание и практическое усвоение предлогов;

понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук»;

‒        названия органов артикуляции.

будут уметь:

‒        вслушиваться в обращенную речь;

‒        фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи в соответствии с возрастом;

‒        правильно        передавать        слоговую        структуру        слов,        используемых        в самостоятельной речи;

‒        составлять        простые        распространенные        предложения        по        вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;

‒        составлять описательный рассказ, пересказ, составлять рассказ по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.

У обучающихся будут сформированы:

‒        навыки работы в группе, культура общения;

‒        навыки        сотрудничества,        взаимопонимания,        доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

в неделю

В том числе

Формы аттестации

Теория

Практика

1

Времена года. Осень

1

1

-

Вводный

2

Овощи. Огород

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

3

Сад. Фрукты

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

4

Грибы. Ягоды

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

5

Лес. Деревья наших лесов

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

6

Одежда

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

7

Обувь

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

8

Домашние птицы

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

9

Времена года. Зима

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

Текущий

10

Зимующие птицы

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

11

Домашние животные и их детеныши

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

12

Дикие животные и их детеныши

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

13

Мебель

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

14

Игрушки

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

15

Транспорт

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

16

Детский сад. Профессии.

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

17

Семья

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

18

Наша Армия

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

19

Наше тело.

Правила гигиены

1

0,5

0,5

Текущий

20

Времена года. Весна.

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

21

Наш поселок

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

22

Посуда

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

23

Продукты питания

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

24

Космос

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

27

Комнатные растения

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

28

Насекомые и пауки

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

29

НОД

для родителей

«Путешествие в страну Грамотей- ка»

1

0,5

0,5

Текущий

Текущий

Итого в год 29 занятий

Календарный учебный график

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения

по программе

Всего

учебных недель

Количество

учебных часов

2.10.2020 г.

30.04.2020 г.

29

29

Тема

Октябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

рроо

ооооо

                                                                                             Основное содержание

Календарное планирование образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

1 неделя

Времена года. Осень.

Словарь:

сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, листопад, лужи, похолодание, заморозки, утепление, дождь, сырость, погода, отлет;

ранняя, золотая, поздняя, хмурая, пасмурная, моросящий, слабый, холодный, сухой, серый, засохший, мокрый, порывистый, унылый, проливной, голые, замершие, длинные, тоскливая, грустные, печальные, перелетные;

падают, летят, желтеют, вянут, сохнут, капает, собирать, идет, льет, моросит, дует, срывает, прячется, улетают, замерзли, хмурится, кружатся, плывут, уменьшается, увеличивается (день, ночь), готовятся, обледенели;

мокро, хмуро, сыро, пасмурно, прохладно, грязно, ненастно, уныло, ветряно, морозно, часто.

ЗНАТЬ: приметы осени; название осенних месяцев.

УМЕТЬ: составлять описательный рассказ об осени; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе ( осенняя погода, осенние дни).

ФРАЗА: Наступила золотая осень. Осенью часто моросит дождь. С деревьев опадают листья. Люди надевают осеннюю одежду.

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья»

Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев.

Обучение отгадыванию загадок об осени.

Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных)

2 неделя

Овощи . Огород.

Словарь: огород, грядка, урожай, картофель, капуста, морковь, свекла, чеснок, редис, репа, редька, огурец, помидор, перец, баклажан, лук, кабачок, тыква, кожура, семена, ботва, борщ, щи, салат, винегрет;

внешний вид: форма, цвет, величина, твердость – мягкость, сладкий, горький, соленый, сочный, спелый, зрелый, капустный, морковный, огуречный, свекольный, томатный, картофельный, чесночный, луковый;

копают,        срывают,        собирают, заготавливают, удобряют, выдергивают, заготавливают, варят, жарят, солят, запасают, готовят.

ЗНАТЬ: название овощей; название блюд из овощей.

УМЕТЬ: рассказать об овоще; сравнить овощи между собой; образовывать уменьшительно-ласкательную форму (лучок, огурчик); определять овощ по описанию.

ФРАЗА: Лук растет на грядке в огороде. Морковь вкусная сочная. Из капусты, свеклы, моркови, картофеля и лука готовят борщ.

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.

Уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование формы родительного падежа существительных, образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Закрепление представления о жёлтом цвете и умения отличать жёлтый цвет от других цветов.

Обучение использованию прилагательного жёлтый с существительными в роде, числе, падеже; употребление имён существительных в форме винительного падежа).

Обучение отгадыванию загадок об овощах.

Закрепление представления об овощах, их цвете, форме, вкусе.


4 неделя

Грибы. Ягоды

Словарь: грибы, части гриба: ножка, шляпка, грибница, подосиновик, подберезовик, белый гриб, боровик, лисичка, сыроежка, масленок, мухомор, поганка;

белый, рыжий, маленький, съедобный, несъедобный,        червивый, солёный, варёный, сушёный, грибной;

собирать, искать, срезать, чистить, солить, сушить, варить, жарить;

рядом, далеко, близко, внизу.

ЗНАТЬ: части гриба, название основных грибов; съедобные несъедобные грибы; способы употребления грибов; правила сбора грибов.

УМЕТЬ: рассказать о грибе; образовывать уменьшительно-ласкательную форму; уметь образовывать        прилагательное        от существительного (гриб – грибной); согласовывать        существительное                с числительным в единственном и множественном числе (три мухомора, пять лисичек).

ФРАЗА: В выходные мы насобирали целую корзину лисичек.

Уточнение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

‒   Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Обогащение представлений об окружающем, уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода).

Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку.

3 неделя

Сад. Фрукты

Словарь: дерево, сад, урожай, яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан, ананас, абрикос, персик, дыня, варенье, компот, повидло, джем, сок, кисель, семечки, косточка, плод;

внешний вид: форма, цвет, величина, твердость – мягкость, сладкий, сочный, сухой, ароматный, спелый, зрелый, яблочный, апельсиновый, лимонный, грушевый, сливовый, ананасовый, арбузный, абрикосовый, персиковый,

срывают, собирают, заготавливают, ухаживают, варят, наливаться, созревать.

ЗНАТЬ: название фруктов; название блюд из фруктов.

УМЕТЬ: рассказать о фрукте; сравнить фрукты между собой; образовывать уменьшительно-ласкательную        форму (яблочко); определять фрукт по описанию.

ФРАЗА: Яблоки и груши растут на деревьях. Я люблю апельсиновый сок. Мама из слив сварила вкусное варенье.

Уточнение        и        расширение        представлений        детей        о        фруктах,        месте        их произрастания, отличительных особенностях.

Уточнение и активизация е словаря по теме «Сад. Фрукты».

Обучение различению фруктов и овощей по месту произрастания.

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование имён существительных с уменьшительно- ласкательными   суффиксами,   образование   имён        существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными в роде и числе)

Закрепление представления об фруктах и их характерных признаках.

Уточнение и актуализация словаря.

Закрепление навыка различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам.

5 неделя

Лес. Деревья наших лесов

Словарь: осень, погода, лист, дерево, берёза, кора, корзина, расти, идти, дуть, тёплый, солнечный, дождливый, берёза, рябина, дуб, клён, ель, жёлтый, зелёный, красный.

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья»

Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе, согласование прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных).

Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев.

Обучение отгадыванию загадок об осени.

Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов.

Ноябрь

1 неделя

Одежда

Словарь: пальто, платье, костюм, брюки, кофта, куртка, рубашка, фартук, сарафан, носки, шарф, варежки, перчатки, футболка, шорты, юбка, шуба, части одежды: воротник, карман, пояс, рукав, манжет, капюшон, молния, замок, петли, пуговицы, ткань, ателье, швея, продавец.

меховая, кожаная, ситцевая, мужская, женская, детская, кукольная, спортивная, легкая, красивая, зимняя, летняя, демисезонная, вязаная, чистая, грязная, новая, старая.

одевать, надевать, снимать, стирать, застегивать, расстегивать, сушить, гладить, шить, вязать, зашивать, примерять, раскраивать, вешать, складывать.

нарядно, тепло, красиво, аккуратно, бережно, удобно.

ЗНАТЬ: название и назначение основных видов одежды; название основных частей одежды; из чего шьют, вяжут одежду.

УМЕТЬ: рассказать о предмете одежды; рассказать, как ухаживают за одеждой; рассказать, как изготавливают одежду.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда.

Уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи

( образование имен существительных во множественном числе, образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование формы родительного падежа имён существительных множественного числа).

Обучение повторению за взрослым рассказа-описания.


2 неделя

Обувь

Словарь: сапоги, туфли, сандалии, валенки, кроссовки, ботинки, тапки, чешки, детали обуви: подошва, каблук, шнурки, замок, чистка, просушка, ремонт, сапожник.

резиновые, кожаные, удобная, высокий, нарядная, мягкие, новые, старые, чистые, грязные, женские, мужские, детские.

обувать, снимать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, сушить, чистить, примерять, шить.

ЗНАТЬ: основные виды обуви; из чего сделана обувь; как ухаживать за обувью.

УМЕТЬ: рассказать об обуви.

ФРАЗА: В магазине продают детскую обувь. Мне купили кожаные ботинки. Зимой я надеваю валенки. На праздник мама надела нарядные туфли. У меня мягкие теплые тапки…

Расширение и конкретизация представлений об обуви, её назначении, деталях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением.

Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование имён   существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление простых предлогов).

Обучение составлению рассказа-описания из двух предложений по образцу.

3 неделя

Домашние птицы

Словарь: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, гусь, гусёнок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.

Уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят., согласование числительных с существительными)

Обучение составлению рассказа по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Развитие речевой активности.

Обучение повторению описательного рассказа вслед за логопедом с опорой на картинку.

4 неделя

Времена года. Зима

Словарь: зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, снегопад, мороз, метель, поземка, пурга, узор, снежинка, снеговик, лед, зимушка, сугроб, каток, иней, уборка снега;

снежный, зимний, морозное, ледяная, белая, белоснежная, холодный, искристый, трескучий, суровая, студеная, красивая, рыхлый, мягкий, блестящий, узорная, резная, хрустящий, порывистый, пронизывающий, пушистый;

сковывать, лететь, виться, кружиться, заметать, леденеть, запорошила, закружила, мерзнуть, падает, сыплет, завывает, воет, дует, блестит, сверкает, тает;

‒   морозно, белоснежно, холодно, бело.

ЗНАТЬ: название зимних месяцев; признаки зимы.

УМЕТЬ: составить описательный рассказ о зиме; подбирать родственные слова: зима –

зимний, зимушка, зимовье…. снег – снеговик, снегурочка, снежный, снежок…

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой.

Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падеж, обучение использованию прилагательного красный в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже, различение и употребление простых предлогов).

-Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок.

Декабрь

1 неделя

Зимующие птицы

Словарь: снегирь, голубь, воробей, ворона, синица, сорока, свиристель, дятел, части тера: клюв, крылья, оперение, туловище, лапы, пиршество, защитник, хохолок, свист, стук, кормушка, корм, забота;

зимующие, голодные, красногрудый, пестрый, трудолюбивый, нахохлившийся, нарядная, задорные, длиннохвостая, юркие, хлопотливые;

‒    долбит,        голодают,        нахохлился, распушился, клюёт, воркует, каркает,

Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.

‒    Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа ,образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа, употребление имён существительных в форме родительного, винительного падежа единственного и множественного числа, согласование числительных с существительными), слоговой структуры слова.

‒    Обучение повторению рассказа вслед за логопедом со зрительной опорой.

чирикает, трещит, тинькает, прыгает, перелетает,        машет,        насытились, накормить, насыпать.

ЗНАТЬ: название зимующих птиц; повадки птиц.

УМЕТЬ: составить описательный рассказ о зимующей птице; составить загадку о птице. ФРАЗА:        Мы        увидели        красногрудых снегирей. Мы с папой сделали кормушку для птиц. На заборе звонко трещит сорока. На березу прилетел пестрый дятел. Я кормил

голубей крошками хлеба

‒        Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счёта в пределах шести, навыка сравнения множеств).

2 неделя

Домашние животные и их детеныши

корова, кошка, собака, лошадь, свинья, коза, овца, баран, бык, конь, кот, козел, детеныши: теленок, щенок, жеребенок, поросенок, котенок, козленок, ягненок, шерсть, рога, копыта, хвост, грива, вымя, туловище, стадо, табун, отара;

пятнистая, полосатая, пушистая, рогатая, домашняя, ласковая, бородатый, бодливый, травоядные, копытные, быстрая, полезные.

заботиться, ухаживать, доить, ходит, бегает, мычит, ржет, мяукает, лает, царапается, кусается, охраняет, бодается, грызет, щиплет, блеет, стригут, пасут.

ЗНАТЬ: домашних животных и их детенышей; какую пользу приносят; где живут.

УМЕТЬ: составить описательный рассказ о любом домашнем животном; сравнивать домашних животных между собой: чем похожи, чем отличаются; придумывать загадки про домашних животных.

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

Уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные».

Формирование обобщающего понятия домашние животные.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят).

Обучение составлению рассказа по картине.

Обучение - повторение рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на картинку.

Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными), элементарных математических навыков (счёт в пределах пяти).

лось, рысь, детеныши: бельчонок, ежонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, лисенок, лосенок, шерсть, клыки, хвост, пасть, когти, лапы, рога, нора, берлога, логово, дупло, спячка;

рыжий, серый, белый, бурый, колючий, неуклюжий, хитрая, злой, пушистый, косолапый, зубастый, мягкие, жесткая, сохатый, опасная, прыгучая, ловкая, хищная, осторожный, пугливый, быстрый;

рычит, воет, прыгает, бегает, затаился, нападает, охотится, запасает, готовится к зиме, роет, спит.

ЗНАТЬ:диких животных и их детенышей; где живут; как животные готовятся к зиме.

УМЕТЬ: составить описательный рассказ о любом диком животном; сравнивать диких животных между собой и с домашними животными; придумывать загадки про диких

животных.

жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме.

Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану.

Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, составление простого предложения со зрительной опорой, образование и употребление имён существительных в форме творительного падежа, согласование числительных с существительными), элементарных математических представлений (навыки счёта в пределах пяти, образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят), слоговой структуры слова.

Январь

3 неделя

Мебель

Словарь: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, табурет, полка, тумбочка, скамейка, кухня, спальня, столовая, детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотник, ящик, дверца, ручка, столешница, фабрика, мебельный магазин;

деревянная, железная, пластмассовая, квадратный, круглый, удобный, мягкий, высокий, низкий, красивый, гладкий, письменный, журнальный, кухонный, детский;

делать, продавать, покупать, ставить, расставлять, передвигать, сидеть, спать, лежать,        вытирать,        ухаживать,

Расширение и конкретизация представлений о мебели, её назначении и частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель.

Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе, понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имён существительных в родительном падеже со значением отсутствия ,согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе в именительном падеже, образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами), слоговой структуры слова.

Обучение повторению рассказа-описания вслед за взрослым.

Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой.

переставлять, отдыхать, заправлять, изготавливать, открывать.

ЗНАТЬ: названия мебели; назначение мебели; из чего сделана мебель; для чего нужна мебель.

УМЕТЬ: рассказать о предмете мебели; рассказать, для чего нужна мебель; составить описательный рассказ о предмете мебели.

4 неделя

Игрушки

Словарь: игрушка,        машинка, кукла, мячик,

Уточнение, расширение и обогащение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят.

Формирование обобщающего понятия игрушки

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа    существительных    ,    образование    имён        существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами употребление простых предлогов), слоговой структуры слова.

Обеспечение целостного восприятия картины.

Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).

- Совершенствование навыка хорового пения.

пирамидка,        матрешка,        кабина,        колесо,

коляска,        кубики,        конструктор,        солдатик,

самолетик;

‒        меховая,        деревянная,        пластмассовая,

резиновая,        металлическая,        пушистый,

мягкий,        гладкий,        любимая,        красная,

круглый;

‒        играет, катает, бросает, качает, бережет,

строит, покупает.

ЗНАТЬ:        название        распространенных

игрушек, особенности внешнего вида (форма,

цвет,        части);        материал,        из        которого

изготовлена        игрушка        (мех,        резина,

пластмасса,        дерево);        игровые        действия        с

игрушкой; правила обращения с игрушками.

УМЕТЬ:        образовывать        уменьшительно-

ласкательную        форму        (мячик);        сравнивать

игрушки        между        собой;        рассказать        об

игрушке.

ФРАЗА: Моя любимая игрушка красный

пластмассовый самолетик. Я катаю куклу

Машу в коляске. Я построил из конструктора

гараж для   своей   машинки.   У   меня   есть

пушистый        котенок.        Я        люблю        играть

кубиками.        Мама        мне        купила        большую

красивую куклу.

5 неделя

Транспорт

Словарь: машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолёт, теплоход, поезд, кабина, кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой

Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно- падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование имён существительных в форме родительного падежа).

Обучение отгадыванию загадок.

Февраль

1 неделя

Детский сад. Профессии

Словарь: врач, повар, учитель, продавец, строитель, профессии родителей, орудия труда, спец. одежда, швея, воспитатель, шофер, водитель, пожарный, милиционер, парикмахер;

умелый, внимательный, старательный, исполнительный,        трудолюбивый, смелый;

лечить, варить, готовить, учить, продавать, строить, шить, воспитывать, играть, водить, ремонтировать, тушить, следить за порядком, подстригать;

аккуратно, красиво, ровно, точно, ловко, профессионально.

ЗНАТЬ: название основных профессий; название профессий своих родителей.

УМЕТЬ: рассказать о профессии.

ФРАЗА: Моя мама работает продавцом.

Мой папа водитель автобуса. Парикмахер подстригает волосы. Учитель в школе учит детей. Смелый пожарный потушил пожар. Милиционер задержал преступника. Когда я

вырасту буду врачом.

Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.

Совершенствование        грамматического        строя        речи        (образование        имён существительных в дательном падеже).

Обучение составлению описательного рассказа по данному плану.

Обучение отгадыванию загадок.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

2

Семья

Словарь: семья, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, имя, фамилия, дом, квартира, адрес, забота, обязанности, тетя, дядя,

Расширение и активизация словаря по теме «Семья»

Совершенствование        грамматического        строя        речи        (образование        имён существительных в дательном падеже).

Обучение составлению описательного рассказа по данному плану.

племянник, племянница, взрослые, дети, родители, работа;

дружные, веселые, молодой, старый, взрослый,        пожилой,        детский, трудолюбивый, крепкая, счастливая, заботливые, любимые, старшие, младшие, маленькие, внимательные;

живут, заботятся, ухаживают, готовят, празднуют, уважают, помогают, любить, дружить, отдыхать, стирать, убирать, завтракать, обедать, ужинать, мастерить, шить, вязать, читать, гулять.

ЗНАТЬ: сколько человек в семье; полное имя папы, мамы, свое; домашний адрес; кто кому кем приходится; что делают дома мама, папа, бабушка, дедушка; как надо им помогать.

УМЕТЬ: составить рассказ о своей семье; составить рассказ о том, как помогаю дома.

ФРАЗА: Я живу с папой и мамой. Мы всей

семьей в воскресенье ходим гулять в парк. Я для бабушки и дедушки внук (внучка).

Обучение отгадыванию загадок.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

3 неделя

Наша армия

Словарь: Родина, Отечество, Россия, армия, солдат, защитник, моряк, летчик, танкист, пограничник, пехотинец, тельняшка, бескозырка, шинель, пилотка, отвага, герой, враг;

храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, военный, доблестный, сильный, выносливый;

защищать, любить, воевать, победить, сражаться, охранять, летать, плавать, служить, гордиться, уважать, помнить;

храбро, смело, высоко, глубоко, зорко, отважно, далеко, быстро, умело.

ЗНАТЬ: название страны, в которой живем;

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Наша армия»;

Совершенствование        грамматического        строя        речи        (образование        имён существительных в дательном падеже).

Обучение составлению описательного рассказа по данному плану.

Обучение отгадыванию загадок.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитывать чувства патриотизма.

название основных войск.

УМЕТЬ: рассказать о своей стране; рассказать о войсках, которые охраняют нашу Родину.

ФРАЗА: Я живу в России. Нашу Родину на границе охраняют пограничники. Солдат должен быть смелым, сильным и выносливым. Я люблю свою страну. Если на нас нападут враги, мы будем защищать свою страну.

4 неделя

Наше тело. Правила гигиены

Словарь: части тела: голова, шея, руки, ноги, спина, живот; уши, волосы, затылок, палец, ноготь, локоть, плечо, колено, стопа, пятка; части лица: лоб, щеки, нос, глаза, брови, ресницы, рот, подбородок; мальчик, девочка, ребенок, полотенце, мыло, шампунь, мочалка, расческа, носовой платок;

цвет глаз (голубые, зеленые, серые, карие), волосы (светлые – темные, длинные – короткие, прямые – кудрявые), чистые, аккуратные, румяные;

поднимать, опускать, слышать, видеть, говорить, дышать, нюхать, мыть, умываться, расчесываться, намыливать, поворачивать, сгибать, разгибать, топать, хлопать, подстригать, стричь, моргать.

ЗНАТЬ: название частей тела и их назначение; части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос); свой возраст и пол; предметы гигиены.

УМЕТЬ: согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, мое, мои; пользоваться предметами гигиены; рассказать о своем теле.

Расширение и активизация словаря по теме «Наше тело. Правила гигиены»

Закрепление в речи существительного с обобщающим понятием «части тела».

Совершенствование        грамматического        строя        речи        (образование        имён существительных в дательном падеже).

Обучение составлению описательного рассказа по данному плану.

Обучение отгадыванию загадок.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

ФРАЗА:        У        меня        одна        голова.        У        меня

короткие кудрявые волосы.

Март

1 неделя

Весна

Словарь: сосульки, проталины, капель, таяние, оживление, март, апрель, май, ручьи, половодье, ледоход, подснежник;

кучевые, бурное, погожий, проворные, певчие, яркое, голубое, теплое, первая, ранняя, серый, рыхлый, грязный, солнечный, звонкая;

греет, тает, светит, капают, свисают, поют, щебечут, набухают, проклюнулся, возвращаются, пробивается, зеленеет, расцветают;

потеплело.

ЗНАТЬ: название весенних месяцев; признаки весны.

УМЕТЬ: составить описательный рассказ о весне; подбирать родственные слова: весна – весенний, веснушки, вёснушка, веснянка (песня о весне); солнце – солнечный, солнышко.

ФРАЗА: На улице слышна звонкая капель. Снег стал рыхлый и грязный. С юга возвращаются певчие птицы. На голубом небе светит яркое солнце.

Формирование словаря по теме «Весна» и её признаках.

Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины.

Обучение составлению простого распространённого предложения с опорой на картинки, составление предложения с предлогами.

Совершенствование грамматического речи: образование притяжательных прилагательных, существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закрепление навыка употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; согласование существительных с глаголом и прилагательным.

2 неделя

Аквариумные и пресноводные рыбы

Словарь: аквариум, водоросли, песок, дно, корм, гуппи, скалярия, сомик, меченосец, кислород, щука, сом, плотва, карась, сазан, окунь, налим, пескарь, хищник, озеро, река, водоём, голова, плавник, хвост, жабры, чешуя, туловище, икра, малёк, глубина, рыбак, рыбалка; аквариумные, пресноводные, пёстрые, серебристые, хищные, озёрные, речные, быстрые, рыбный, скользкий,

Формирование словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы».

Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины.

Обучение составлению простого распространённого предложения с опорой на картинки, составление предложения с предлогами.

Совершенствование грамматического речи: образование притяжательных прилагательных, существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закрепление навыка употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного  числа; согласование

усатый,        зубастая;        плавать,        кормить,

питаться,        нападать,        охотиться,        клевать, ловить, прятаться, ухаживать и т.д.

существительных с глаголом и прилагательным.

3 неделя

Наш поселок

Словарь: поселок, край, природа, лес, улица, дома, дворы, стадион, бассейн, магазины, библиотека, почта, дом творчества, школы, детский сад, памятники, больница, поликлиника, тротуар; поселковый, многоэтажный, деревянные, кирпичные, одноэтажные, разноцветные, красивые, жить, строить.

Формирование словаря по теме «Наш поселок».

Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины.

Обучение составлению простого распространённого предложения с опорой на картинки, составление предложения с предлогами.

Совершенствование грамматического речи: образование притяжательных прилагательных, существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закрепление навыка употребления существительных в

именительном и родительном падежах множественного числа; согласование существительных с глаголом и прилагательным.

4 неделя

Посуда

Словарь: тарелка, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, блюдо, кастрюля, сковорода, чайник, шумовка, дуршлаг, половник, ваза, конфетница, сахарница, хлебница, молочник, стакан, толкушка, сито, детали посуды: донышко, стенка, ручка, крышка;

чайная, столовая, кухонная, глиняная, стеклянная, фарфоровая, деревянная, металлическая, чистая, грязная, большая, маленькая, мелкая, глубокая;

варят, жарят, готовят, моют, чистят, вытирают,        сушат,        берегут, наливать, выливать, насыпать, ставить, нарезают.

ЗНАТЬ:

название предметов посуды;

их назначение;

из чего сделаны;

для чего нужны.

УМЕТЬ:

  • рассказать какая посуда есть дома;

‒   Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении,   частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.

Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени , согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода), слоговой структуры слов.

Обучение суффиксальному способу словообразования.

  • рассказать, как пользоваться посудой.

Апрель

1 неделя

Продукты питания

Словарь: продукты, еда, пища, напиток, завтрак, обед, ужин, крупа, название основных продуктов;

вкусный, полезный, жирный, сочный, молочный,        мясные,        рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские, твердый; сырое, варёное;

готовить, покупать, накрывать, жарить, варить, тушить, подогревать, вскипятить, пробовать, нарезать;

‒   вкусно, горячо, сытно, сладко, полезно.

ЗНАТЬ: название основных продуктов питания; временное обозначение пищи: завтрак, обед, полдник, ужин.

УМЕТЬ: рассказать о продукте; рассказать из чего приготовлено блюдо; образовывать уменьшительно-ласкательную                        форму продукта;        уметь                образовывать прилагательные от существительных (мясо – мясное, рыба – рыбное, молоко – молочное). ФРАЗА: Молочная каша очень вкусное и полезное блюдо. Винегрет готовят из овощей. Хлеб        нарезают                ножом.        Мама        сварила

вкусный борщ. Бабушка испекла вкусные пирожки с повидлом

Расширение и конкретизация представлений о продуктах питания.

Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода), слоговой структуры слов.

Обучение суффиксальному способу словообразования.

2 неделя

Космос

Словарь: земля, луна, солнце, космос, планета, звезда, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, космодром, скафандр, шлем; солнечный, лунный, земной, звездный,

;лететь, падать, взлетать, приземляться, наблюдать

Расширение и конкретизация представлений о космосе.

Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода),

слоговой структуры слов.

Ко мн

Словарь:   растение,   стебель,   лист,   цветок,

корень,        розан,        бегония,        фиалка,        герань;

Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними.

ухаживать,        поливать,        протирать, подкармливать, опрыскивать, красивый, зелёный, сочный, яркий, нежный, белый, розовый, красный

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже).

Автоматизация произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.

4

Насекомые и пауки

Словарь: насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы.

‒        Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

‒        Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.

‒        Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах).

5 неделя

Времена года. Скоро лето

Словарь: наступать, припекать, подниматься, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, река, море, лес, пляж, футбол, корзинка, сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, василёк, клевер, туча, дождь, гроза, гром, радуга; тёплый, загорелый, разноцветный, солнечный; жарко, тепло,

весело.

‒        Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времён года, о лете, его приметах.

‒        Обеспечение целостного восприятия картины «В песочнице».

‒        Совершенствование        грамматического        строя        речи        (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже).

Мониторинг освоения детьми программы

Для определения результативности усвоения программы используются следующие формы контроля: творческая работа (участие в логопедической олимпиаде), конкурс, участие в районных конкурсах, открытое занятие и удовлетворенность родителей.

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы:

рабочий кабинет на 10-12 посадочных мест с комплектом необходимой мебели;

необходимое количество часов.

Материально-техническое оснащение: доска магнитная (мольберт), ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями, столы, стулья.

Инструменты, приспособления и оборудование: зеркала: индивидуальные маленькие зеркала по количеству детей, зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов (спиртовые салфетки).

Методическое обеспечение:

учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;

наглядно-иллюстративные материалы: схемы, иллюстрации, наборы предметных картинок для работы с лексико-грамматическим строем речи;

презентации по лексическим темам;

пальчиковые бассейны с разными наполнителями;

дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи;

детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.

Для занятий в логопедическом кружке «Звукарик» обучающийся имеет набор необходимых материалов в соответствии с учебно-тематическим планом программы.

Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной образовательной программы осуществляется учителем – логопедом, имеющим профильное высшее образование по специальности «Учитель-логопед».

Особенности методики обучения. Методические материалы

В программе реализуются принципы:

  1. Принцип        комплексности,        воздействие        осуществляется        на        весь        комплекс речевых и неречевых нарушений;
  2. Принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;

  1. Принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
  2. Принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
  3. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
  4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  5. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  6. Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.).
  7. Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощеноости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Особенности обучения

Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения

  1. Подготовительный этап:

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на данном этапе:

формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики; - укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

  1. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения:

развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, З, Ц, С’, З’;

шипящий Ш;

сонор Л;

шипящий Ж;

соноры Р, Р';

шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

‒        для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка»,

«Футбол», «Фокус»;

‒        для        шипящих:        «Трубочка»,        «Вкусное        варенье»,        «Чашечка»,        «Грибок»,

«Погреем руки»; - для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,

«Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

  1. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом

  1. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки.

Стишки с данным словом.

  1. Дифференциация звуков:

‒        С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

‒        Ж – З, Ж – Ш;

‒        Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

‒        Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

‒        Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

  1. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
  1. Совершенствование        фонематического        восприятия        и        навыков звукового анализа и синтезапараллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические        упражнения        на        развитие        внимания,        памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
  3. Обогащение        словарного        запаса,        усвоение        и        закрепление        основ грамматического строя русского языка.
  4. Развитие        связной        выразительной        речина        базе        правильно произносимых звуков.
  5. Лексические и грамматические упражнения.
  6. Нормализация просодической стороны речи.
  7. Обучение рассказыванию.

Методы обучения

В        рамках        реализации        данной        программы        используются        следующие

методы:

  • информационные (устные словесные и демонстрационные);
  • практические (репродуктивные и проектные);

К устным словесным методам относят: рассказ, беседа, инструктаж. Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов;

Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию.

Проектные методы направленны на развитие творческих и познавательных процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Образовательные технологии

При организации образовательного процесса используются современных инновационных технологий: здоровьесберегающие (логопедический и самомассаж пальцев рук, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, Су - Джок

– терапия, пальминг), арт-терапевтические (музыко - изо – сказко креативная игротерапия) и информационные технологии (интерактивный стол, компьютерные логопедические программы, логопедические образовательные сайты). Каждая из этих технологий создает оптимальные условия для полноценного речевого развития, имеет оздоровительную направленность, повышает работоспособность и оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.

Основная форма учебно-воспитательного процесса

Занятия в рамках реализации данной программы строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий - Попугай Иннокентий, у которого много друзей. Их появление на занятии оживляют эмоциональное общение учителя - логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии,

самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Схема построения занятия

В структуру занятий включены следующие направления работы:

артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции;

упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

дыхательные и фонопедические упражнения;

упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения;

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

упражнения на расслабление (релаксация).

Структура подгруппового занятия

Тема

Содержание

Количество минут

1

Развитие артикуляционного

аппарата

Артикуляционные упражнения для губ и языка, упражнения для постановки звука

5 мин.

2

Развитие мелкой моторики рук

Массаж,        самомассаж,        пальчиковая

гимнастика,        игры        с        палочками, камушками, бельевыми прищепками

4 мин.

3

Развитие

фонематического слуха

Игры-упражнения        на        различение различных звуков, звукоподражание

5 мин

4

Развитие дыхания

Упражнения        на        сдувания,

ослабление        голоса        при произношении, на пропевание

4 мин.

5

Развитие        связной        речи, обогащение словаря

Чтение,        пересказ,        составление

рассказа, дидактические игры

7

Итого:

25 мин.

Методические материалы

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов Филичевой Т.Б., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Нищевой Н.В., Теремковой Н.Э.

Пройденный на занятиях лексический материал закрепляется через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме в тетрадях для индивидуальных

занятий. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы артикуляционной (дыхательной) гимнастики, требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Список используемых источников

Для педагога:

  1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной группе». -М.,2009.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,-М.2003.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Весна»,-М.2003.
  4. Коноваленко В. В.: Коноваленко С. В.Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» — М.,1998г.
  6. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под ред. Н.В. Нищевой.
  7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008. – 488 с.
  8. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», — С.Пб,2009.
  9. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки –Ш,Ж,Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, С-Сь, З-Зь, Ц,» Ярославль, 1999г.,2003г.

Для обучающегося:

  1. Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». (альбом 1-4) , -М.,2009.
  2. Нищева Н.В. «Тетрадь для детей среднего дошкольного возраста с ОНР  Средняя группа. ФГОС», — С.Пб,2009.
  3. Нищева Н.В. «Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Средняя группа. ФГОС», — С.Пб,2

Приложение

В ходе логопедического обследования полученные данные определяют необходимость и направление дальнейшей коррекционной работы с детьми (выяснить, на каком фоне возникло недоразвитие; какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения). 

Схема обследования ребенка младшего, среднего и старшего и дошкольного возраста

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть) ________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________

Решением медико-педагогической комиссии от ____________________________________

протокол № ___________ принят на срок __________________________________________

Заключение МПК ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты__________________________________________________

Логопед ______________________________________________________________________

Решением МПК от _____________________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________________
                                                                    ( состояние речи)

в ____________________________________________________________________________
                                                                   (вид школы, ДОУ)

Ответственный за выпуск _______________________________________________________

Члены МПК (фамилии логопедов) ________________________________________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________________

                                          (возраст при рождении ребенка)

Отец _________________________________________________________________________

                                           (возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________

_____________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок ________________________________________

Протекание беременности ( токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) _____________________________

_____________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________
_____________________________________________________________________________

Когда закричал ребенок ________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________

Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ______________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________________

                             как взял грудь __________________________________________________

                             как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) _______________

Грудное вскармливание до ______________________________________________________

Когда выписали из роддома _____________________________________________________

если задержались, то почему ____________________________________________________

 

Раннее развитие

Голову держит с _______________________________________________( в N с 1,5 мес.)

Сидит ________________________________________________________( в N с 6 мес.)

Стоит _______________________________________________________( в N с 11-12 мес.)

Ходит _______________________________________________________( в N с 1 года)

Первые зубы __________________________________________________( в N в 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года ______________________________________________________________________
После года ____________________________________________________________________

До 3 лет ______________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление __________________________________________________________ (в N 2-3 мес.)

Лепет _______________________________________________________( в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета _______________________________________________________________

Первые слова ___________________________________________________(в N около года)

Первые фразы _______________________________________________( в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _____________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) _____________________________________

Результаты логопедической работы ______________________________________________

  1. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

            2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

            3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы ( с3 лет.):

  различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса  праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

  • пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
  • перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
  • медленно покружиться на месте;
  • бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
  • поймать брошенный мяч;
  • подпрыгнуть на двух ногах на месте;
  •  выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

  • пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
  • перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
  • пройти по положенному на пол шнуру;
  • прыгнуть в длину с места;
  • переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

  • «покормить» куколку;
  • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
  • уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

  • расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
  • рисовать круг, тело человека;
  • складывать крупную мозаику

  1. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

               Кукла плачет: а-а-а.                                 Мышка пищит: и-и-и

               Ребенок плачет: уа.                                  Собака лает: ав.

               Поезд гудит:  у-у-у.                                  Заблудились в лесу: ау.

               Ослик кричит: иа.                                     Кошка мяукает: мяу.

               

Исследование звуко - слоговой структуры слов

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные:  ____________________________________________________________________

Согласные: ___________________________________________________________________

[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________

[в,] [ф]________________________________________________________________________

[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________

[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________

[й]___________________________________________________________________________

свистящие ____________________________________________________________________

шипящие _____________________________________________________________________

аффрикаты ___________________________________________________________________

[л,] [л’]_______________________________________________________________________

[р,] [р’] _______________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

  • поднять брови вверх («удивиться»);
  • нахмурить брови («рассердиться»);
  • прищурить глаза;
  • надуть щеки («толстячок»);
  • втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол – стул,   косы – козы;

папа – баба,   горка – корка;

точка – дочка,   миска – мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р  (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

  • показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);
  • выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя

экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.;

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол – столы                         рука – руки

мяч – мячи                            шар – шары

кукла – куклы                      глаз - глаза

б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». –  «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол – столик                            ложка - …

нос - …                                     кукла - …

дом - …                                    кровать - …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Дата _________________________________________________________________________

Логопед ______________________________________________________________________

Консультант врачей – специалистов:

ЛОР _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Невропатолог _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психоневролог ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Список литературы:

  1. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет. ООО «Издательство ГНОМ» 2014г.

  1. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста СПБ. «Детство пресс» 2015 г.

  1. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Логопедическое обследование детей Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Н.В. Нищева «Занимаемся вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»

Актуальность  программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умный язычок»

Программа «Умный язычок» - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по развитию активной речи, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики у ...