Конспект организованной образовательной деятельности
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
на тему «Как дошколята цифру 5 спасли»
Цель: формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей в театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- учить рассуждать и делать правильные логические умозаключения;
- закрепить знания детей: о геометрических фигурах; счет в пределах 10; пространственные представления: выше, ниже, под, над, слева, справа;
Развивающие
- развивать пространственное восприятие, составляя геометрическую форму из более мелких фигур;
- способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах с помощью художественного слова и образов;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
- совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;
Воспитательные
- воспитывать дружественные чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
Оборудование: шкатулка, круглые контейнеры, письмо, цифры от 1 до10, набор геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники (двух трёх размеров, по несколько фигур одного вида и размера), полоски бумаги, простые карандаши. Наборы палочек Х.Кюизенера, плоские фигурки героев сказок «Колобок» и «Теремок». Демонстрационный материал «Кто в домике живёт?» Шапочки к сказке «Теремок».
Ход организованной деятельности:
Организационная игра
Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь покажите мне свои пальчики. (Координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти)
Воспитатель. 1,2,3,4.5 – любим сказки мы читать Царевна-лягушка. Конёк – Горбунок, Мышка - норушка и Колобок,
И «Теремок» с «Репкой» назвать еще надо Героев из сказок вспомнить мы рады! 1,2,3,4,5! Вот и кончили считать. Молодцы!
Создание проблемной ситуации
Воспитатель. Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать? (5)
Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться правильно считать, и, тем более получать «отлично» в школе. Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд (дети выкладывают числа на ковре, замечают, что цифры 5 нет) Уточните, между какими цифрами находились пятерка. Почему вы так думаете? Докажите. (число5 больше 4 на 1, но меньше 6 на 1) Покажите мне это на ладошках.
Молодцы!
Воспитатель. Сегодня утром почтальон принес мне вот эту посылку. Давайте посмотрим, что в ней. (Разворачивает посылку в ней шкатулка с письмом и шарами).
Читает письмо:
«Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти:
Сложные задания, забавные свидания,
Всё вы встретите в пути, а помогут вам идти –
Те волшебные шары, что в шкатулке вы нашли.
Что ни шар, то задание – проверю ваши знания.
Как со всем вы справитесь, так у меня появитесь. Баба-Яга»
Воспитатель. Вот в чем дело! Баба – Яга плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками.
Воспитатель. Что же нам делать? (предположительный ответ детей: Отправиться к Бабе – Яге чтобы спасти «5».)
Воспитатель. Тогда в путь.
Воспитатель предлагает одному ребенку достать из шкатулки шарик с цифрой 1
(Открывают первый шарик в нем задание)
1. Игра «Составь фигуру»
Цель: разделить фигуры на группы по признакам, назвать их (треугольники, квадраты, прямоугольники), составить из одних геометрических фигур другие.
Воспитатель. На столах у вас лежат полоски, с помощью простого карандаша изобразите геометрической формой предметы, которые я вам назову. Будьте внимательны, соблюдайте расстояние между фигурами.
-Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец.
-Какие у вас получились фигуры, назовите их.
-Сколько всего фигур?
-А как вы получили число 5?
(предположительный ответ детей: Мы взяли 1-круг, 1-прямоугольник, 1-треугольник, 1-квадрат, 1-овал, всего 5 фигур.)
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры) у вас конверты с геометрическими фигурами, разложите их на группы и объясните, почему вы так сделали; составьте прямоугольники из квадратов; составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов;
(Предлагает второму ребёнку достать из шкатулки шарик с цифрой 2.)
2 Игра. «Разноцветный ковёр» проводиться со счётными палочками Х.Кюизенера
Цель: развитие логического мышления, внимания, умение устанавливать связь между цветом, длиной палочки и числом.
Воспитатель. Баба Яга задала нам нелёгкую задачку необходимо составить ковер так, чтобы все полосы в нём были одной длины, но разного цвета (2- полоски синего, 3-фиолетового, 6-голубого, 9-розового)
Пальчиковая гимнастика. «Дни недели»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление последовательности дней недели.
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач, А в четверг искала мяч.
В пятницу посуду мыла, А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения.
Воспитатель. А теперь выложите такое количество палочек, которое соответствует количеству дней недели (1-белая, 2- розовая, 3- голубая, 4-красная, 5- желтая, 6- фиолетовая, 7- чёрная) Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.
3. Игра Кто в домике живёт?» Работа со схемой моделью пространственного расположения персонажей сказки «Теремок»
Цель: развитие пространственных представлений, абстрактного мышления, логики.
Воспитатели. Ребята рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
- где живёт мышка? (на 3 этаже, над зайцем и лягушкой)
- где живёт заяц? (на втором этаже, под мышкой, над медведем)
- где живёт волк? (на первом этаже, между медведем и лисой, и др.)
- кто живёт справа от зайца? (лягушка)
- кто живёт слева от лисы? (волк и медведь)
- кто живёт на нижнем этаже?
Физминутка «Считай и делай»
Один – подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель предлагает ребенку достать следующий шарик с заданием.
5. «Сказочный калейдоскоп»
Цель: учить детей находить алгоритм в действиях, устанавливать – причинно-следственные связи событий.
Баба Яга перепутала всех героев сказок, чтобы их поставить на место надо разделиться на две команды. Первая команда ставит по порядку героев сказки «Колобок», вторая героев сказки «Теремок» Вопросы:
- Кто пришел первый в сказке «Теремок»? кто второй, третий, четвертый…
- сколько всего героев?
- кто самый большой? а самый маленький?
- кто первый встретил Колобка, кто второй, третий?
- в какой сказке героев больше? И на сколько?
Воспитатель предлагает детям ответить полными предложениями, следя за грамматическим строем речи.
Воспитатель предлагает по желанию детей выбрать понравившийся персонаж, раздает маски и костюмы. Уточняет у детей повадки и характерные особенности героев сказки: (характеристики персонажам дают дети, педагог помогает при необходимости)
Мышка - пугливая, говорит тонким голосом, передвигается быстрыми, маленькими шагами; Лягушка — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает; Заяц — говорит звонким голосом, веселый; Лиса — голос ласковый, движения плавные. Волк — голос грубоват, движения резкие; Медведь — неуклюжий, косолапый, голос грубый, низкий.
Проводится драматизация сказки. В роли автора и ведущей выступает Баба Яга. Дети самостоятельно выбирают для своего персонажа выразительные средства.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Как вы считаете: справились ли вы с этим заданием? Какой персонаж вам понравилась больше всего? А почему? (выслушивает ответы детей.)
Постарались вы, ребята. Цифру 5 мы спасли. С ней учеба веселей. А теперь нам в путь пора.
Воспитатель: (подводит общий итог занятия) Вам понравилось сегодняшнее занятие? Почему? (обязательно нужно выслушать ответы всех желающих, поскольку занятие строится на методе проблемно — диалогического обучения).
Воспитатель. Как и в любой сказке, добро побеждает зло. Так и мы с вами, с помощью добрых чувств и силы знаний сделали доброе дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».
Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя
конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)
Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)
Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая
данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...