Тема: «Математика с лисичкой»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Пояснительная записка
Что такое математика в детском возрасте? Это формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Математика даёт огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
На проведённых в течение года занятиях по математике во второй младшей группе у детей формировался запас знаний, умений и навыков которые станут базой для дальнейшего получения знаний, занятия способствовали логическому мышлению, формированию умения понять задачу и выполнить её самостоятельно, также способствовали овладению навыками речевого развития, развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Так как у младших дошкольников память кратковременная, требуется закрепление материала в эмоционально насыщенной деятельности. Поэтому возникает необходимость проведения итогового занятия.
Итоговое занятие представляет собой увлекательные игры и упражнения (с предметами, геометрическими фигурами, пространственными отношениями и др.) позволяющими закрепить материал полученный детьми в течение года.
Тема изучалась в рамках образовательной области «Познавательное развитие» при решении задач формирования элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы | 7 |
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация | Примечание | |||
1. | Ф.И.О. педагога | Давыдова Светлана Алексеевна | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||
3. | Вид деятельности детей | Игровая – дидактические игры, коммуникативная – беседы, двигательная – подвижные игры, конструирование – постройки из строительного материала | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | Математика с лисичкой | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Сюрпризный момент, д/и «Найди лисичку», «Волшебный мешочек», «Разложи по цвету», «Накорми зайчат», п/и «Лиса и зайцы», д.и «Собери капельки», «Длинный, короткий» | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие – закрепление математических понятий, социально-коммуникативное развитие – взаимодействие с воспитателем и сверстниками, речевое развитие – обогащение словаря, физическое развитие – развитие физических качеств, художественно-эстетическое развитие – восприятие произведений искусство | ||
4. | Возрастная группа: | Вторая младшая группа | ||
5. | Цель: | Активизация и закрепление первичные математические представления в обстановке эмоционально насыщенной деятельности | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Закрепить знание геометрических фигур; формировать умение группировать предметы по цвету и форме | |||
6.2 | Упражнять детей в ориентировке в пространстве; | |||
6.3 | Закреплять умение согласовывать слова-числительные «один», «много», «ни одного» с существительными в роде и числе; закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров пользуясь приёмами приложения. Развивать внимание, логическое мышление, речь. | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
7.1 | Дети реализуют полученные математические знания в игре, развивают логическое мышление, способны самостоятельно группировать предметы по цвету и форме, ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева), умеют согласовывать слова числительные «один», «много», «ни одного» с существительными в роде и падеже, сформированы представления о геометрических фигурах (треугольник, круг, квадрат), способны самостоятельно сравнивать предметы пользуясь приёмом приложения (короткий-длинный) | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Кукла бибабо «Лиса», «Чудесный мешочек», разноцветные счётные палочки и разноцветные домики из бумаги сделанные при помощи аппликации (красный, жёлтый, зелёный), карточки с зайчиками на каждого ребёнка, раздаточный материал – морковки, стаканы с наклеенными геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат), мелкие геометрические фигуры, разные по длине полоски по две на каждого ребёнка | ||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Создание в группе условий для совместной деятельности воспитателя с детьми. Д/и и упражнения «Спрячь игрушку», «Найди такого же цвета», «Один или много», «Следопыты», «Кто выше?», п/и «Лиса и зайцы» | ||
Конспект занятия | ||||
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Ребята сегодня утром мне пришла телеграмма, к нам в гости должна прийти лисичка, но что то я её не вижу, а может быть вы её видели? | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Наверное она спряталась где ни будь, помогите мне пожалуйста её найти, дети ищут потерянную игрушку, которая должна была прийти в гости, д/и «Найди лисичку» (ориентировка в пространстве: посмотрите справа, слева, впереди. позади и т.д.) | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Находят лисичку за спиной у воспитателя. Лисичка пришла в гости не с пустыми лапами, а принесла целый мешок с играми, который нашла по дороге в д/с и поиграть в них сможет только тот, кто знает математику. Но вот беда сама лисичка в эти игры не умеет играть, потому что она живёт в лесу и ничего не знает. Лисичка просит помочь ребят: научите меня играть в эти игры. Ребята поможем лисичке? | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | д/и «Волшебный мешочек» (дети на ощупь определяют что лежит в мешочке, счётные палочки высыпаются, сколько палочек на столе? много, а в мешочке? ни одной), «Разложи по цвету» (палочки разных цветов, каждая живёт в своём домике, дети раскладывают палочки по цветам в домики, сколько красных домиков? один, а палочек в нём? много и т.д.). «Накорми зайчат» ( друзья лисички, маленькие зайчата проголодались, а мама зайчиха ушла по делам поможем лисичке накормить зайчишек морковками, каждому зайчику надо дать только одну морковку, дети выполняют задание, сколько зайчиков? много, сколько морковок? столько сколько зайчиков), п/и «Лиса и зайцы» (дети зайцы, поют песенку по ходу игры, лисичка их догоняет), «Собери капельки» ( пока дети играли прошел дождь из геометрических фигур, определяют и называют фигуры каждую капельку надо положить в стакан где наклеена данная фигура), «Длинный, короткий» (ребята не успели собрать все капельки и они превратились в ручейки разные по длине, у каждого ребёнка по две полоски разной длины, как определить какой ручеёк длиннее, а какой короче? приложить, дети выполняют задание, определяют длинные и короткие ручейки) | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | После игры «Разложи по цвету» детям дается задание найти предметы определенного цвета в группе и определить их местоположение (например, зеленый коврик лежит под столом, зеленое яблоко на столе и т. д.) | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | «Лисички-сестрички» (из предложенных геометрических фигур дети выкладывают фигуру лисы, где хотят, под стулом, на столе, на полу и т.д.) | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Лисичка благодарит детей за подружек которых ребята сделали для неё, а дети описывают у кого какая получилась лисичка, какие геометрические фигуры они использовали и определяют местоположение лисички сестрички; Лисичка и дети вспоминают какие игры были в мешке. Получилось ли помочь лисичке, что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | |||
4.1 | Уголок изодеятельности | Аппликация «Дерево» (составление из геометрических фигур, деревьев) | В детском саду | |
4.2 | Оформление группы | Выставка детских работ «В лесу» | ||
4.3 | Уголок математики | Д/и «Целое из частей», «Разложи по длине», «Построй домик из счётных палочек» |
3. Список литературы
- Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
- Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
- Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
- Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 384 с.
- Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 224 с.
- Петерсон, Л.Г., Холина, Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – СПб.: Ювента, 2011. – 256 с.
- Соболева, О.Л., Агафонова, В.В., Агафонова, О.В. Новая математика для дошкольников с элементами развития речи / О.Л. Соболева и др. – М.: Дрофа, 2008. – 272 с.
- Федин, С.Н. Развиваем математическое мышление / С.Н. Федин. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 96 с.
- Шевелев, К.В. Развитие математических способностей у дошкольников / К.В. Шевелев. – СПб.: Ювента, 2014. – 48 с.
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственной организованной деятельности в старшей группе на тему: «Литературный калейдоскоп Лисы Патрикеевны»
Путешествие по сказкам с участием Лисы Патрикеевны....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-442309-1421773875.jpg)
Тема «Заяц и лиса» Занятие для детей раннего возраста (познавательное развитие)
Тема «Заяц и лиса»Занятие для детей раннего возраста (познавательное развитие)Программное содержание: Дать детям первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и лисе. Лес - это...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-626558-1430843792.jpg)
Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)
Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-611573-1430091584.jpg)
Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)
Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-626043-1517248732.jpg)
Конспект занятия по математике "Помоги лисе".
Занятие для средней группы.Знакомство с цифрой 6, ориентировка по плану. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...