"Царь- Считай"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игровое занятие по математике «Приключения Вани во дворце Считая Второго» в подготовительной группе
Цель:
-совершенствовать навыки порядкового и обратного счета, количественного счета в пределах 20;
-закреплять навык измерения длины предмета с помощью измерительного инструмента- линейки;
- упражнять в выкладывании предмета из частей (геометрических фигур) по образцу;
-формировать умение решать примеры на логику;
- развивать мыслительные операции, внимание память;
--развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
-воспитывать интерес к математике.
Материалы
Для оформления: декорация дворца, нарисованная на ватмане, цифры,
Эмблемы «Мыслители» (5 шт.), «Смекалики» (5 шт.)
Демонстрационный: иллюстрации мальчика Вани, Кащея, Лесовичка,
Царя Считая; таблицы (2 шт.) с числами от 1 до 20(по пять чисел на каждой пропущены), карточки с числами от 1 до 20; планы (2 шт.) с нарисованными дорогами в волшебный лес; образцы лодки (2 шт.), составленные из геометрических фигур.
Раздаточный: два мешочка, 46 желудей, 20 шишек, 10 яблок, 12 грибочков, 24 листочка, листья «дубовые» с примерами по одному на каждого ребенка, свечи 10 штук разной длины (две из них по 17 см.), линейки 10 штук, конверты с геометрическими фигурами для изображения лодки (4 шт.), рисунки лабиринтов (10 шт.), карандаши (10 шт.)
Форма проведения: две команды по пять детей.
Ход:
Воспитатель:
-Сегодня мы собрались, чтобы поиграть и узнать, как вы умеете считать, решать хитрые задачки, какие вы находчивые и ловкие. В нашей игре участвуют 2 команды. Команда «Мыслители» и команда «Смекалики». Поприветствуйте друг друга.
Мыслители: - Мы будем мыслить, убеждать,
Задачки хитрые решать!
Смекалики:- Мы смекнем и все решим,
Дружбой нашей дорожим!
Воспитатель:
- Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам
Будет интересно!
- Тихо в доме. Кот уснул.
Черный шапкой лег на стул.
Ваня тоже лег в кровать.
Ночь пришла-
Всем надо спать.
Снится Ване странный сон-
Во дворце Считая он.
(поместить на доску иллюстрацию мальчика Вани)
1 задание
Огляделся Ваня- в зале никого. Решил он пройти по дворцу да людей отыскать. Пробует двери открыть, но они не открываются, хоть и замков нет. А узор на двери необычный- числа разные.
(повесить на доску числовой ряд от 1 до 20 с пропущенными числами,2 шт.)
- Ваня догадался: для того, чтобы двери открылись, надо поставить на место пропущенные числа.
-Давайте, ребята, поможем ему. Это числовой ряд(узор) для команды «Мыслители», это- для команды «Смекалики». Каждый из вас должен исправить по одной ошибке.
(дети по очереди подходят к доске, выполняют задание; по окончании проверить правильность выполнения.
Участник одной команды выполняет порядковый счет от 1до 20, другой- обратный счет от 20 до 1).
2 задание
- Распахнул Ванюша двери
И глазам своим не верит:
Злой Кощей сидит на троне
В царской мантии, в короне.
Ваня понял: «Здесь беда».
Он спасет Считая?
(поместить на доску иллюстрацию Кащея).
Дети: -Да!
-Злой Кощей спрятал царя Считая в волшебном лесу. Надо помочь Ване найти дорогу.
(на доску вывешиваю 2 плана, нарисованные на листах ватмана. Участвует один ребенок от команды. Ребенок получает конверт с расшифровкой дороги, выполняет задание, проверяем правильность).
3 задание
- Добрался Ваня до леса, а куда дальше идти- не знает. Призадумался он. Вдруг откуда ни возьмись- старичок- лесовичок, шапка на бочок.
(поместить на доску иллюстрацию старичка- лесовичка).
На пеньке сидит и Ване говорит: «Эх, Ванюша, старичка- лесовичка послушай. Положи в мешок скорей ровно 20 желудей, 8 шишек, яблок 3, 5 грибочков, 10 маленьких листочков. Все исполнишь ты точь- в- точь- буду рад тебе помочь!»
- Ребята, назовите, что и в каком количестве нужно собрать и положить в мешок? (ответы детей)
(по сигналу команды выполняют задания. По окончании эстафеты проверить количество предметов в мешке).
- Сколько и каких предметов вы положили в мешочек? (ответы детей).
4 задание
- Протянул старичок- лесовичок Ване клубок и говорит:
«Приведет тебя клубочек под развесистый дубочек. Листья на том дубе непростые. На них примеры хитрые. Если ты решишь их правильно, то откроется подземный ход, смело ты туда ступай и Считая выручай!»
- Ребята, примеров очень много, а Ване надо спешить, давайте ему поможем.
- Но для того, чтобы быстро и правильно справиться с решением примеров, давайте выполним упражнения для мозга.
Кинезиологические упражнения:
- «Лес. Дворец. Замок»
Дворец- пальцы рук соединить под углом
Большие пальцы соединить, опустить вниз.
Лес- поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Замок- ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
- «Указатель. Дорога»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений.
- «Ухо- нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
(Раздаю детям листочки с примерами, дети решают за столами, объясняют решение)
5 задание
- Все примеры решены верно. Подземный ход открылся.
В подземелье темно. Надо Ванюше свечей с собой захватить. Да вот же они, у входа лежат. Зажег Ваня одну, а она тут же и погасла, зажег другую- тоже гореть не хочет. Что же делать?
Вдруг слышит, кто- то тихонечко пищит: «В подземелье будут гореть только те свечки, длина которых 17 сантиметров, ищи их скорее».
«Как же я их найду» - огорченно сказал Ваня.
- Ребята, нужно найти для Вани свечи нужной длины. (раздаю свечи).
- Как узнать, какой длины свеча? (чтобы узнать, какой длины свеча, ее нужно измерить).
- Чем можно измерить длину свечи? (линейкой).
(предлагаю взять линейки, выполнить измерения).
6 задание
- Спешит Ваня, торопится. Вдруг на пути у него подземное озеро. Как ему перебраться на другой берег? Придется видно лодку смастерить.
- Ребята, помогите Ване лодку построить.
(каждая команда коллективно выкладывает на столе лодку из геометрических фигур по образцу)
7 задание
- Переплыл Ваня на другой берег, а там за поворотом и темница, в которой Кощей спрятал Считая. Обрадовался Считай, что помощь пришла, вышел из темницы.
(поместить на доску иллюстрацию царя Считая).
Поблагодарил Ваню от всего сердца. И говорит: «Чтобы нам с тобой побыстрее во дворец попасть и Кощея прогнать, нарисую я лабиринт. Как только ты пройдешь его, мы окажемся в моем дворце, а от Кощея и духу не останется».
- Ребята, вот такие лабиринты нарисовал царь Считай. Нужно их пройти.
(раздаю детям лабиринты, дети выполняют задание за столами)
Итог:
- Вот и оказались Ваня и Считай во дворце с вашей помощью, ребята.
- Какие задания были для вас самыми интересными? Какие вызвали трудность при выполнении? (ответы детей)
Вы большие молодцы: проявили смекалку, находчивость, ловкость.
- В замке громко пушки бьют,
В небе- праздничный салют.
Разноцветные фонтаны
Взвились в небо там и тут.
За морями, за лесами,
За высокими горами
В царстве чисел за рекой
Правил вновь Считай Второй.
Ваня сладко потянулся,
Потянулся и проснулся.
В доме тихо, кот мурлычет,
Светит солнышко в окно.
«Неужели все приснилось?
ЭТО БЫЛО! ВСЕ РАВНО!»
Литература:
- Ю. Белая «Разноцветные игры»
ЛИНКА- ПРЕСС
Москва, 2007г.
- В.П. Новикова «Математика в детском саду»
Мозаика- синтез
Москва, 2017г.
- Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ
Москва, 2015г.
- Электронный ресурс «Кинезиологические упражнения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «В гости к царю - Считаю»
В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных особенностей дошкольников. В игровой форме дети закрепляют знание последовательности чисел в пределах 10; знание состава числа 7...
Конспект открытого занятия по математике в средней группе Тема: Путешествие к Царю Считаю
Закреплять знания детей о колличественном и порядковом счете, название геометрических фигур, временные представления Задачи: закрепление знанийпрямого счета в пределах пяти, количественный и поря...
Конспект открытого ООД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: “В гостях у царя Считая”
Конспект открытого ООД по ФЭМП в подготовительной группе....
Открытое занятие по ФЭМП Путешествие царя Считая по сказкам
Закреплять знания детей о геометрических фигурах,формировать умение соотносить колличество предметов с числом, закреплять знания порядкового и обратного счета...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В королевстве царя Считая"
Занятие для средней группы в игровой форме. Содержит задания из разделов: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве....
Конспект итогового занятия «Путешествие в царство царя Считая и его внучки Почемучки»
Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Программное содержание:Образовательные задачи:Систематизировать знания детей о способа...
«Математический бал у Царя Считая и внучки Почемучки»
Образовательная область – познавательное развитиеТема: «Математический бал у Царя Считая и внучки Почемучки».Программное содержаниеЗакреплять представления о геометрических фигурах (...