Конспект на тему: «Длина ».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: формировать представление об измерение длины, с помощью условной мерки и линейки.
Задачи:
Образовательные задачи:
-учить измерять длину предметов с помощью мерки и при помощи линейки;
-познакомить детей с сантиметром, как общепринятой единицей измерения длины;
-закрепить прямой и обратный счет до 10;
-Совершенствовать умение выделять один предмет (геометрическую фигуру) из группы.
Развивающие задачи:
-развивать умение сравнивать две линии по длине. Обозначать результаты сравнения словами больше - меньше;
-развивать умения пользоваться линейкой.
-развивать умение различать и называть геометрические фигуры, основные цвета;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к математике, самостоятельность;
-воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Словарная работа: рулетка, метр, линейка, сантиметр.
Дидактический материал: мяч, рулетка, метр, линейка, геометрические фигуры, закладка
Раздаточный материал: линейка, карандаш, белый лист бумаги, цветной лист бумаги ½ А 4, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), карточка с заданием, на которой изображены 2 линии разной длины.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг, поздороваемся друг с другом и пожелаем доброго утро.
«Доброе утро, улыбнись скорее
И сегодня везде будет всем веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее – сильнее
А теперь похлопаем сильнее- сильнее.
Ушки мы сейчас потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова – будем все здоровы!».
- Молодцы, здоровья всем пожелали и хорошего настроения.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы умеем считать. Я передаю вам мяч, называю число 0, а вы называете следующие число.
Дети: (передают мяч, называют число от 1- до 10)
Воспитатель: А, теперь ребята, посчитаем наоборот (10- 0)
Воспитатель: А, теперь ребята, посчитаем наоборот
Дети: (считают в обратном порядке от 10 до 0)
Воспитатель: молодцы, садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики полукругом). Сегодня, ребята, мы с вами будем измерять предметы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем измеряется длина, какими измерительными приборами?
Дети: длину можно измерить линейкой, рулеткой, метром.
Воспитатель: Ребята, раньше на Руси не было измерительных приборов и люди измеряли длину шагами. Хотите измерить длину шагами?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, давайте измерим расстояние до игрушки- ежика, давайте определим расстояние до него в шагах.
Воспитатель: Алена и Саша, подойдите к конусу, от которого мы будем измерять расстояние.
- Алена , «прошагай» до ежика, сколько шагов получилось?
Дети: 10 шагов
Воспитатель: Саша, прошагай до ежика. Сколько у тебя получилось шагов?
Дети: 7 шагов получилось
Воспитатель: Ребята, как вы умаете, почему расстояние одинаковое, а шагов получилось разное количество?
Воспитатель: Ребята , у кого больше шагов получилось?
Дети: у Алены получилось больше шагов.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что, у Алены шаги были маленькие, а у Саши большие.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
Воспитатель: Ребята, есть такая закономерность, в математике, что чем больше шаг – мерка, тем меньше шагов умещается в расстояние (отрезке).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Посмотрите я вам принесла приборы для измерения предметов (воспитатель показывает рулетку, метр, линейку).
Воспитатель: (показывает рулетку) Ребята -это рулетка. Как вы думаете для чего она предназначена, что ей можно измерить.
Дети: ей можно измерить стол, шкаф, она предназначена для строительства.
Воспитатель: Правильно ребята.
-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь.
Воспитатель: Далее (показывает метр). А для, чего предназначен метр?
Дети: Метр предназначен для измерения ткани, для пошива одежды.
Воспитатель: правильно. А для, чего предназначена линейка?
Дети: ответы детей.
(на экране появляется картина линейка)
Воспитатель: Какое интересно у нее название, послушайте стихотворение про линейку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
А зовут меня линейка
Воспитатель: Догадались, почему этот инструмент называется линейка?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Для чего нужна линейка?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно, с помощью линейки можно легко и быстро нарисовать ровные прямые линии определенного размера, а еще измерить небольшие предметы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран - линейка измеряет в сантиметрах. Посмотрите, у линейки есть деления, возле каждого числа нарисована большая черточка и расстояния между большими черточками (а значит и между числами) равны. Расстояние от 0 до 1 – это и есть сантиметр. Давайте вместе повторим «Сантиметр».
- Алина, повтори «Сантиметр».
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
Воспитатель: ребята, сейчас берем стульчики и проходим за столы.
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем с вами учится работать с линейкой.
Чтобы узнать, почему его так называют, давайте проведем опыт. Проведите линию с помощью линейки. А теперь отложите ее в сторону и просто проведите линию карандашом.
Воспитатель: Сравните линии. Что о них можно сказать?
Дети: Ровная линия получилась, когда проводили с помощью линейки.
Воспитатель: Правильно, ребята. С помощью линейки можно не только рисовать прямые лини и, но и измерить длину небольших предметов.
Воспитатель: Ребята, попробуем измерить линейкой длину предметов?
Дети: Да
Воспитатель: И первое задание у нас на карточке под № 1. «Измерь линейкой длину линии». У вас на карточке нарисованы 2 линии разной длины, дайте измерим линейкой длину каждого отрезка и в пустой квадрат запишем число, которому равена линия.
Воспитатель: Ребята, берем в руки линейку и прикладываем в 1 линии (красной), чтобы большая черточка на ней, стоящая возле 0. Теперь линейку совместим со второй точкой. Число на линейке, стоящее возле второй точки, будет показывать расстояние между точками.
Дети: измеряют отрезок, один ребенок выходит к доске.
Воспитатель: Сколько сантиметрам равна 1 красная линия ?
Дети: 5 сантиметрам
Воспитатель: Сколько сантиметрам равна 1 желтая линия ?
Дети: 7 сантиметрам
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Встаем ребята,
Физкультминутка
1,2,3,4,5 –все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим
Голову поднимем выше- и легко, легко подышим. ( глубокий вдох – выдох)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь садимся на свои места.
Дети: рассаживаются за столы.
Воспитатель: следующее задание «Измерить стороны геометрических фигур».
Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете?
Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: найдите у себя на столах квадрат.
Воспитатель: Берем квадрат, сколько сторон у квадрата
Дети: 4 стороны у квадрата.
Воспитатель: измерим одну сторону, берем линейку прикладывает к одной стороне квадрата, прикладываем от 0, сколько получилось сантиметров?
Дети: 9 сантиметров.
Воспитатель: Рома, выйди к доске, измерь стороны квадрата.
Воспитатель: каждая сторона квадрата чему равна
Дети : 9 сантиметров
Воспитатель: Правильно
( со всеми геометрическими фигурами проводится аналогично)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кулак, ребро, ладонь»
Дети: играют 3 раза
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам сделать закладки для рабочих тетрадей по математике.
Воспитатель: Для чего нужна закладка?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ребята, на столах у вас лист бумаги. Длину мы с вами оставляем, а ширину нужно измерить линейкой 3 см сверху, ставим точку, и измеряем снизу- ставим точку.
Дети: измеряют, ставят точки
Воспитатель: Теперь от верхний точки проводим линею к нижней точке с помощью линейки.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: берем ножницы и отрезаем по линии . скажите, ребята, как мы работаем с ножницами?
Дети: Ответы детей.
( дети работают, воспитатель следит за правильной последовательностью выполнения задания)
Воспитатель: Вот, такие красивые закладки у нас получились. Которые вам пригодятся для ваших рабочих тетрадей по математике.
Итог занятия:
- Ребята, скажите чем мы с вами занимались сегодня на занятии по математике?
- С какими измерительными приборам вы познакомились?
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Длина, высота, ширина предметов, отношения между числами"
Закрепить представления о высоте, длине, ширине предметов....
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию на тему: «Длиннее, короче»
Умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, закреплять слова длиннее, короче....
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада на тему: «Длинный, короткий»
Конспект на тему : "Длинный короткий"...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе.Тема: «Длиннее – короче, геометрические фигуры»
Учить определять отношения предметов по длине: длиннее – короче. Закреплять представление о:· геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;·...
Конспект занятия по ФЭМП по теме: "Длинный, короткий" для детей 3-4 лет
Конспект занятия по ФЭМП по теме: "Длинный, короткий" для детей 3-4 лет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы...
Конспект занятия по математике ТЕМА: «Длинный – короткий, длиннее - короче»
для воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности от 3 дО 7 лет...