Конспект на тему: «Длина ».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Калмыкова Татьяна Николаевна

Цель: формировать представление об измерение длины, с помощью условной мерки и линейки.

Задачи:

Образовательные задачи:

-учить измерять длину предметов с помощью мерки и при помощи линейки;

-познакомить детей с сантиметром, как общепринятой единицей измерения длины;

-закрепить прямой и обратный счет до 10;

-Совершенствовать умение выделять один предмет (геометрическую фигуру) из группы.

Развивающие задачи:

-развивать умение сравнивать две линии  по длине. Обозначать результаты сравнения словами больше - меньше;

-развивать умения пользоваться линейкой.

-развивать умение различать и называть геометрические фигуры, основные цвета;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к математике, самостоятельность;

-воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Словарная работа: рулетка, метр, линейка, сантиметр.

Дидактический материал: мяч, рулетка, метр, линейка, геометрические фигуры, закладка

Раздаточный материал: линейка, карандаш, белый лист бумаги, цветной лист бумаги ½ А 4, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), карточка с заданием, на которой изображены 2 линии разной длины.

 

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг, поздороваемся друг с другом и пожелаем доброго утро.

«Доброе утро, улыбнись скорее

И сегодня везде будет всем веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее – сильнее

А теперь похлопаем сильнее- сильнее.

Ушки мы сейчас потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова – будем все здоровы!».

- Молодцы, здоровья всем пожелали и хорошего настроения.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним,  как мы умеем считать. Я передаю вам мяч, называю число 0,  а вы называете следующие число.

Дети: (передают мяч, называют число от 1- до 10)

Воспитатель: А, теперь ребята, посчитаем наоборот (10- 0)

Воспитатель: А, теперь ребята, посчитаем наоборот

Дети: (считают в обратном порядке от 10 до 0)

Воспитатель: молодцы, садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики полукругом). Сегодня, ребята, мы с вами будем измерять предметы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем измеряется длина, какими измерительными приборами?

Дети: длину можно измерить линейкой, рулеткой, метром.

Воспитатель: Ребята, раньше на Руси не было измерительных приборов и люди измеряли длину шагами. Хотите измерить длину шагами?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, давайте измерим расстояние до игрушки- ежика, давайте определим расстояние до него в шагах.

Воспитатель: Алена и Саша, подойдите к конусу, от которого мы будем измерять расстояние.

- Алена , «прошагай» до ежика, сколько шагов получилось?

Дети: 10 шагов

Воспитатель: Саша, прошагай до ежика. Сколько у тебя получилось шагов?

Дети: 7 шагов получилось

Воспитатель: Ребята, как вы умаете, почему расстояние одинаковое, а шагов получилось разное количество?

Воспитатель: Ребята , у кого больше шагов получилось?

Дети: у Алены получилось больше шагов.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, у Алены шаги были маленькие, а у Саши большие.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.

Воспитатель: Ребята, есть такая закономерность, в математике, что чем больше шаг – мерка, тем меньше шагов умещается в расстояние (отрезке).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Посмотрите я вам принесла приборы для измерения предметов (воспитатель показывает рулетку, метр, линейку).

Воспитатель: (показывает рулетку) Ребята -это рулетка. Как вы думаете для чего она предназначена, что ей можно измерить.

Дети: ей можно измерить стол, шкаф, она предназначена для строительства.

Воспитатель: Правильно ребята.

-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь.

Воспитатель: Далее (показывает метр). А для, чего предназначен метр?

Дети: Метр предназначен для измерения ткани, для пошива одежды.

Воспитатель: правильно. А для, чего предназначена линейка?

Дети: ответы детей.

(на экране появляется картина линейка)

Воспитатель: Какое интересно у нее название, послушайте стихотворение про линейку:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

А зовут меня линейка

Воспитатель: Догадались, почему этот инструмент называется линейка?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Для чего нужна линейка?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, с помощью линейки можно легко и быстро нарисовать ровные прямые линии определенного размера, а еще измерить небольшие предметы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран - линейка измеряет в сантиметрах. Посмотрите, у линейки есть деления, возле каждого числа нарисована большая черточка и расстояния между большими черточками (а значит и между числами) равны. Расстояние от 0 до 1 – это и есть сантиметр. Давайте вместе повторим «Сантиметр».

- Алина, повтори «Сантиметр».

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

Воспитатель: ребята, сейчас берем стульчики и проходим за столы.

(дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем с вами учится работать с линейкой.

Чтобы узнать, почему его так называют, давайте проведем опыт. Проведите линию с помощью линейки. А теперь отложите ее в сторону и просто проведите линию карандашом.

Воспитатель: Сравните линии. Что о них можно сказать?

Дети: Ровная линия получилась, когда проводили с помощью линейки.

Воспитатель: Правильно, ребята. С помощью линейки можно не только рисовать прямые лини и, но и измерить длину небольших предметов.

Воспитатель: Ребята, попробуем измерить линейкой длину предметов?

Дети: Да

Воспитатель: И первое задание у нас на карточке под № 1. «Измерь линейкой длину линии». У вас на карточке нарисованы 2 линии разной длины, дайте измерим линейкой длину каждого отрезка и в пустой квадрат запишем число, которому равена линия.

Воспитатель: Ребята, берем в руки линейку и прикладываем в 1 линии (красной), чтобы большая черточка на ней, стоящая возле 0. Теперь линейку совместим со второй точкой. Число на линейке, стоящее возле второй точки, будет показывать расстояние между точками.

Дети: измеряют отрезок, один ребенок выходит к доске.

Воспитатель: Сколько сантиметрам равна 1 красная линия ?

Дети: 5 сантиметрам

Воспитатель: Сколько сантиметрам равна 1 желтая линия ?

Дети: 7 сантиметрам

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Встаем ребята,

Физкультминутка

1,2,3,4,5 –все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим

Голову поднимем выше- и легко, легко подышим.  ( глубокий вдох – выдох)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь садимся на свои места.

Дети: рассаживаются за столы.

Воспитатель: следующее задание «Измерить стороны геометрических фигур».

Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: найдите у себя на столах квадрат.

Воспитатель: Берем квадрат, сколько сторон у квадрата

Дети: 4 стороны у квадрата.

Воспитатель: измерим одну сторону, берем линейку прикладывает к одной стороне квадрата, прикладываем от 0, сколько  получилось сантиметров?

Дети: 9 сантиметров.

Воспитатель: Рома, выйди к доске, измерь стороны квадрата.

Воспитатель: каждая сторона квадрата чему равна

Дети : 9 сантиметров

Воспитатель: Правильно

( со всеми геометрическими фигурами проводится аналогично)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кулак, ребро, ладонь»

Дети: играют 3 раза

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам сделать закладки для рабочих тетрадей по математике.

Воспитатель: Для чего нужна закладка?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Ребята, на столах у вас лист бумаги. Длину мы с вами оставляем, а ширину нужно измерить линейкой 3 см сверху, ставим точку, и измеряем снизу- ставим точку.

Дети: измеряют, ставят точки

Воспитатель: Теперь от верхний точки проводим линею к нижней точке с помощью линейки.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: берем ножницы и отрезаем по линии . скажите, ребята, как мы работаем с ножницами?

Дети: Ответы детей.

( дети работают, воспитатель следит за правильной последовательностью выполнения задания)

Воспитатель: Вот, такие красивые закладки у нас получились. Которые вам пригодятся для ваших рабочих тетрадей по математике.

Итог занятия:

- Ребята, скажите чем мы с вами занимались сегодня на занятии по математике?

- С какими измерительными приборам вы познакомились?

Молодцы, ребята!

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию на тему: «Длиннее, короче»

Умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, закреплять слова длиннее, короче....

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе.Тема: «Длиннее – короче, геометрические фигуры»

Учить определять отношения предметов по длине: длиннее – короче.  Закреплять представление о:·        геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;·...

Конспект занятия по ФЭМП по теме: "Длинный, короткий" для детей 3-4 лет

Конспект занятия по ФЭМП по теме: "Длинный, короткий" для детей 3-4 лет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей  2 младшей группы...

Конспект занятия по математике ТЕМА: «Длинный – короткий, длиннее - короче»

для воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности от 3 дО 7 лет...