Конспект по математике для детей с ЗПР "Образование числа 3"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Хужина Наталия Ивановна

Конспект для детей с ЗПР, старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Старшая  группа компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития 5 – 6 лет)

Форма проведения: подгрупповая

Тема НОД: «Образование числа три»

Учитель-дефектолог Хужина Наталия Ивановна

Коркино

2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Старшая  группа компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития 5 – 6 лет)

Форма проведения: подгрупповая

Тема НОД: «Образование числа три»

Учитель-дефектолог Хужина Наталия Ивановна

Цель: знакомство с образованием числа 3.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: 

  • Формировать умение соотносить цифры с количеством предметов.
  • Формировать понятие о числовом ряде.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать мыслительную активность.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Корректировать общую двигательную сферу детей.
  • Развивать психические процессы (логическое мышление, память, внимание, воображение).

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим играм.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», «Змей Горыныч», «Три поросенка», просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Методы и приемы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово.
  • информационно-рецептивный: наглядные средства.
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

Оборудование: мультимедийное устройство, указка.

Демонстрационный материал: модель фоторужья (6 штук), презентация.

Раздаточный материал: комплект счетного материала на 6 человек – цифры, карточки PECS, счетный материал мишки, счетный материал из фетра, перфокарты, карандаш, игра: «Открой дверцу у замка», фоторамка, смайлики, игра «лабиринт».

Форма организации детей: подгрупповая.

Форма работы: интегрированная образовательная деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД

Организационный момент

(Звучит музыка из мультфильма «Простоквашино». Дети подходят к учителю-дефектологу).

Слайд №1 (Солнце + музыка)

Учитель - дефектолог:

Здравствуйте! Вы узнали, из какого мультфильма музыка?

Дети:

Да. Из «Простоквашино».

Учитель - дефектолог:

У меня для вас, есть сюрприз. Посмотрите на экран.

Слайд №2 («Шарик бежит)

Учитель-дефектолог:

Вы узнали кто это?

Дети:

Шарик.

Учитель – дефектолог:

Правильно, это Шарик из сказки Простоквашино, послушайте, что он нам хочет сказать.

Слайд № 3 (Шарик говорит)

Шарик: 

Здравствуйте, друзья! Трое из Простоквашино приглашают вас на фотоохоту с интересными заданиями. Согласны?

Дети:

Да!

Учитель – дефектолог:

Друзья, а что такое фотоохота?

Дети:

Вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.

Учитель – дефектолог:

Верно. На фотоохоте живые существа только фотографируют, сохраняя им жизнь и здоровье.

Посмотрите на экран. На ней три дороги:

Слайд № 4 (Три дороги)

Если прямо пойдем – то в лес к Бабе-Яге попадем.

Если направо пойдем – то в болото попадем.

Если налево пойдем – то выйдем на тропинку, с интересными заданиями. По какой пойдем тропинке?

Дети:

Та, что ведет налево.

Учитель – дефектолог: 

Почему?

Дети:

Рассуждения детей.

Основная часть.

Учитель - дефектолог:  

Мы отправляемся на фотоохоту с героями сказки: «Простоквашино». Давайте проверим, кто дружно в доме с Дядей Федором в Простоквашино жил?

Слайд №5 (Фотография «Трое из Простоквашино»)

Учитель – дефектолог:

Кто изображен на фотографии?

Дети:

Кот Матроскин, Дядя Федор и Шарик.

Учитель – дефектолог:

Давайте посчитаем герое: 1, 2, 3. Сколько героев сказки изображено?

Дети:

Трое.

(По щелчку появляется цифра три)

Учитель – дефектолог:

Какой цифрой мы обозначим?

Дети:

Цифрой три.

(На слайде появляется цифра три. Учитель-дефектолог предлагает детям сесть за столы.

Учитель – дефектолог:

Найдите, пожалуйста, цифру три и положите её на коврограф.

(Находят цифру три и показывают учителю)

Учитель – дефектолог:

Молодцы.

А теперь выберите столько одинаковых предметов, какая у вас цифра и разместите их на коврографе.

(Дети находят 3 одинаковых предмета из нескольких предложенных)

Учитель – дефектолог:

Хорошо.

 

(Индивидуальная работа с детьми)

Учитель – дефектолог:

Сколько ты положил ежиков?

Ребёнок:

Три. И т. д.

(Учитель-дефектолог просит навести порядок на столе).

Учитель – дефектолог:

Фотоохота наша не простая, сказочная, игровая.

Сказки здесь живут, смотри, ничего не пропусти.

Послушайте загадку.

Загадка.

Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Дети:

Три медведя

Слайд №6 «Три медведя» + по щелчку появляется цифра три

Слайд №7 «Образование числа. Медведи» (По щелчку появляется каждый медведь в соответствии с текстом)

Учитель – дефектолог:

Жили – были на лесной опушке папа – медведь, как его звали?

Дети:

Михайло Потапыч.

Учитель – дефектолог: 

Мама медведица. Как ее звали?

Дети:

Настасья Петровна.

Учитель – дефектолог:

Сколько медведей на опушке? Давайте посчитаем: 1,2.

(Учитель индивидуально опрашивает детей)

Учитель – дефектолог:

К ним прибежал их сынишка, как его зовут?

Дети:

Мишутка.

Учитель – дефектолог: 

Сколько стало медведей?

Дети:

Три. 

(Учитель индивидуально опрашивает)

Учитель – дефектолог:

Значит два да еще один сколько получится?

Дети:

Три.

Учитель – дефектолог:

Молодцы! Присаживайтесь за столы.

Дидактическая игра: «Посчитай мишек» 

(Адаптированная методика карточек PECS)

Учитель – дефектолог: 

У вас на столах находятся картинки с мишками, и карточки на которые мы будем крепить эти картинки.

Прикрепите, пожалуйста, две картинки с мишками на верхнюю полоску слева на право.

Учитель – дефектолог:

Сколько мишек у вас получилось?

Дети:

Два мишки.

Учитель – дефектолог:

Правильно! Что нужно сделать, чтобы мишек было три?

Дети:

Добавить еще одну картинку.

Учитель – дефектолог: 

Верно! Сколько мишек у вас теперь? Давайте посчитаем.

(Дети считают)

Дети:

Три мишки.

Учитель – дефектолог:

А теперь разложите карточки с цифрами от 1 до 3 на нижнюю полоску слева на право, образовывая числовой ряд.

За которой цифрой следует цифра три?

Дети:

За цифрой 2.

Учитель – дефектолог: Как по - другому называется цифра три?

Дети:

Тройка.

Учитель – дефектолог:

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

А теперь давайте возьмем фоторужье и сфотографируем наших медведей.

(Дети «фотографируют» и убирают фоторужье на место).

(Учитель предлагает детям подойти к проектору).

Учитель – дефектолог:

Послушайте следующую загадку.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? 

Дети: Три поросенка

Учитель – дефектолог: 

Давайте вспомним, как их зовут?

Дети:

Наф – Наф, Ниф – Ниф, Нуф – Нуф.

Учитель – дефектолог: 

Правильно!

Слайд №8 «Один поросенок»

Учитель – дефектолог: 

Ой! А у нас один поросенок Наф - Наф. Наверное, Ниф – Ниф и Нуф - Нуф заблудились, давайте их позовем! Ведь если не будет всех поросят, фотографии не получится. Звать будем так, носом вдыхаем, на выдохе имя поросёнка. Спина прямая, плечи опущены. Посмотрите.

 (Учитель-дефектолог показывает).

Дети зовут поросят выполняя вместе с педагогом дыхательную гимнастику.

Слайд №8 (продолжение) «Три поросенка»

Учитель – дефектолог: 

Замечательно, теперь все поросята здесь. Давайте посчитаем их: 1,2,3. Сколько всего поросят?

Дети:

Три.

Учитель – дефектолог:

Правильно! Значит один да еще два сколько будет?

Дети:

Три.

(По щелчку появляется цифра три)

Учитель – дефектолог: 

Молодцы! А где жили поросята?

Дети:

В домах.

Учитель – дефектолог:

Правильно! Я предлагаю вам поиграть в игру: «С перфокартой». 

Соотнесите количество предметов с цифрой в домике и проведите дорожку карандашом.

Учитель – дефектолог:

Отлично! Вы верно выполнили задание!

Давайте сделаем фотографию.

(Дети «Фотографируют» и кладут фоторужьё на место)

Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Слайд №9 «Физминутка» (Смайлик)

(Дети встают в круг и под аудио сопровождение по показу учителя-дефектолога выполняют упражнения).

(Дети сидят. Учитель-дефектолог обращает внимание на экран).

Учитель – дефектолог:

Продолжаем нашу фотоохоту. Послушайте загадку.

Я сказочный, летучий,

Огнедышащий, могучий

Трехголовый грозный змей.

Назови меня скорей!

Дети:

Змей Горыныч.

Слайд №10 «Змей Горыныч»

Учитель – дефектолог: 

Правильно отгадали загадку!

Послушайте одну маленькую сказку. За семью морями, за тридевять земель на самой высокой горе, стояло царство – государство, жили в нем царь со своей дочерью  Василисой Прекрасной. А охранял это царство Змей Горыныч и была у него одна голова умная - преумная и приходилось ему много думать.

Слайд №11 «Змей Горыныч одна голова»

Думал Змей Горыныч, думал и придумал: «Одна голова хорошо, а две лучше» и появилась у него вторая голова.

(На слайде появляется вторая голова) 

По прежнему приходилось много думать Змею Горынычу, и подумал он, что нужна ему  третья голова.

(На слайде появляется третья голова). 

Учитель – дефектолог: 

Сколько всего голов стало у Змея Горыныча?

Дети:

Три.

Учитель – дефектолог:

Конечно! Значит один, да один, да  один, сколько будет?

Дети:

Три.

Учитель – дефектолог: 

Всё правильно.

А что обычно охраняет Змей Горыныч?

Дети:

Замок.

Учитель – дефектолог: 

Верно! Я вам предлагаю поиграть в игру: «Открой дверцу у замка» Подойдите к столу и выберите понравившийся замок. Вам нужно подобрать дверцу с узором, таким же как у замка, только тогда мы сможем открыть её.

(Учитель индивидуально к каждому подходит и помогает).

Учитель – дефектолог: 

Молодцы. Вы все сделали верно.

Фотоохота продолжается. Давайте сфотографируем Змея Горыныча.

(Дети «Фотографируют» и кладут фоторужьё на место)  

Учитель – дефектолог: 

У нас сегодня интересная была фотоохота! Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились.

Слайд №12 «Фотографии фотоохоты»

Рефлексия:

(Дефектолог предлагает детям собраться в круг).

Учитель-дефектолог:

Что вам  больше всего запомнилось в нашей фотоохоте?

Как мы составляли число 3?

Каких героев мы встречали и фотографировали?

Дети:

Ответы.

Учитель-дефектолог:

Друзья, если вам всё понравилось, возьмите веселый смайлик, и украсьте  им рамку фотографий с героями сказок.

Если для вас было что-то сложным, возьмите задумчивый смайлик.

(Педагог обращает внимание на самооценку)

Мне было приятно с вами играть, и я хочу вам подарить лабиринт, который поможет вам найти дорогу в Простоквашино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике в старшей группе "Образование числа 8"

Данный конспект проводился на дне открытых дверей в 2012 году....

Конспект по математике в старшей группе Последующее число. Увеличение на 1. Лексическая тема «Игрушки».

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 5

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 5...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 8

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 8...

Конспект по математике в подготовительной группе. Тема: " Число 7 и его состав"

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «физическая культура», «здоровье», «музыка»...

Конспект занятия по математике для детей средней группы: "Число и цифра 4"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет на тему: "Число и цифра 4"...


 

Комментарии

Хужина Наталия Ивановна

Конспект написан по программе Шевченко.