Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 5
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект по математике
в подготовительной группе
Тема: Число и цифра 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по математике
в подготовительной группе
Тема: Число и цифра 5
Воспитатель: И.В. Голова
Цель и задачи: Формировать у детей представления о составе числа 5, о способах обозначения числа 5. Закрепить смысл сложения и вычитания.
Материал: Слайды картинки: карточка с числом 5, записанным с помощью точек и цифры, образцы выполнения заданий. Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал.
ХОД НОД
1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
* Где вы любите отдыхать летом?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям отправиться на море.
* Хотите поехать на море?
Игра «Сложим чемодан».
Дети по 2 человека садятся за столы, на которых находятся листы бумаги, а также геометрические фигуры, лежащие вперемешку:
* Что вы возьмете с собой в поездку?
* Во что все это положите?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что листы бумаги — это чемоданы, а геометрические фигуры — вещи.
Воспитатель предлагает детям сложить вещи в чемоданы, а для этого выбрать 5 геометрических фигур, которые можно объединить по какому- либо признаку, т.е. назвать одним словом, и положить их на лист. Дети выполняют задание самостоятельно.
Для проверки воспитатель задает вопрос:
* Что вы положили в свои чемоданы? (Красные фигуры (треугольники).)
Чемоданы сложены, можно идти за билетами.
Игра «Посадка в поезд».
Дети подходят к воспитателю-кассиру, который «продает» детям билеты. Кассир объясняет, что на одной стороне билета значками-символами написано, в какой вагон надо садиться.
Одна сторона билета:
Y * □ Т * О YI А
Другая сторона всех билетов:
2 5
Число 2, написанное на другой стороне, показывает, сколько человек может ехать в вагоне, число 5 — сколько игрушек может ехать в вагоне.
Воспитатель уточняет, что игрушки должны быть в руках у каждого пассажира.
Вагоны — стулья, стоящие по 2 друг за другом. На каждой паре стульев лежит геометрическая фигура, соответствующая записи символами на двух билетах.
Игрушки, которые дети будут брать в «поездку», должны быть одинаковыми. Для этой цели можно воспользоваться счетным материалом (матрешками, елочками).
В выборе игрушек, в посадке в вагон детям предоставляется самостоятельность.
Как правило, сначала каждый ребенок берет по 5 игрушек, затем читает символы и находит свой вагон.
Воспитатель-контролер идет проверять билеты. Сначала контролер проверяет правильность посадки.
Далее воспитатель задает детям вопросы:
* О чем говорит число 2? (О том, сколько человек может ехать в вагоне.)
* О чем говорит число 5? (О том, сколько игрушек может ехать в вагоне.)
* Сколько в вашем вагоне игрушек?
Как правило, дети отвечают: «У меня 5 и у меня 5».
Воспитатель уточняет, что дети едут в одном вагоне и в нем должно быть всего 5 игрушек.
* Выполнили ли вы условие посадки в поезд? (Нет.)
* Что нужно сделать для того, чтобы задание было выполнено? (Одному из пассажиров вагона надо отнести игрушки, а оставшиеся 5 игрушек надо разделить на две части между пассажирами одного вагона.)
Детям предоставляется самостоятельность.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает детям вопросы:
* Сколько всего игрушек в вашем вагоне? (5 игрушек.).
* Сколько игрушек у каждого из вас, т.е. на какие части вы разделили все игрушки?
Как правило, дети стараются разделить имеющиеся игрушки по возможности поровну, и у одного оказывается 3, а у другого 2 игрушки.
Воспитатель «по рации» получает сообщение от машиниста о том, что поезд не тронется до тех пор, пока игрушки в соседних вагонах не будут разделены на части по-разному. Можно уточнить, что если, например, в первом вагоне у одного человека 3 игрушки, а у другого 2, то во втором вагоне такого деления быть не должно.
* Что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание? (Надо договориться.)
Детям предоставляется самостоятельность.
После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопрос детям, сидящим в первом (втором и т.д.) вагоне:
* Как вы поделили игрушки?
Дети, сидящие в каждом вагоне, отвечают.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Заполни квитанции».
Дети садятся за столы и работают с листом-вкладкой в учебник-тетрадь: «Обозначь количество фигур в рамках с помощью точек и цифр».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что книги уже разложены в коробки и готовы к отправке.
* Чем различаются книги, положенные в первую коробку справа? (Цветом.)
* Чем различаются книги, положенные в третью коробку справа? (Цветом, формой и размером.)
* Чем различаются книги, положенные во вторую коробку слева? (Формой и цветом.)
* Что можно сказать о количестве книг в разных коробках? (Количество книг различно.)
Воспитатель рассказывает, что при отправке книг заполняются квитанции, на которых записывается количество вложенных в коробки книг.
* С помощью чего можно обозначить количество книг в коробках? (С помощью точек и цифр.)
* Сколько книг в красной (синей) коробке? (3 (4).)
* Можете вы записать это количество с помощью точек и цифр? (Да.) Дети заполняют «квитанции» для коробок, в которых находится 3 и 4
книги.
3. Решение.
Работа в тетради
№ 2, с. 46,
«Дополни до 5 и запиши равенства».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.
* В каком отделе супермаркета мы с вами оказались? (В отделе игрушек.)
Воспитатель рассказывает, что на каждой полке в этом отделе должно стоять по 5 игрушек.
* Сколько мячей находится на верхней полке? (1.)
* Сколько мячей надо нарисовать, чтобы их стало 5? (4 мяча.)
Дети дорисовывают 4 мяча.
* Что вы сейчас сделали? (Мы к одному мячу добавили еще 4 мяча, получили 5.)
* Какое равенство можно записать? (1 +4 = 5.)
Дети пишут в своих тетрадях, воспитатель дублирует их действия на доске.
Следующее задание дети выполняют с комментированием:
«На полке 2 кубика. Для того чтобы их стало 5, надо дорисовать еще 3 кубика.
2 + 3 = 5».
Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу, который воспитатель записывает на доске:
1+4 = 5
2 + 3 = 5
3 + 2 = 5
4+1=5
Воспитатель задает вопрос:
* Что интересного вы увидели? (Во всех равенствах одинаковое целое, а части разные.)
* Какой вывод можно сделать? (Число 5 можно составить из двух частей по-разному.)
4. Основная часть
Игра «Бухгалтеры».
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что в любом магазине есть бухгалтеры —люди, которые считают, сколько товаров завезли в магазин, сколько продали, сколько денег получили за проданный товар.
* Хотите вместе с бухгалтерами произвести расчеты?
Дети подходят к столам, на которых находятся числовые линейки.
Далее воспитатель предлагает детям с помощью числовой линейки выполнить действия:
5- 1 =
3 + 2 =
5-2 =
1 +4 =
5-3 =
Если кто-либо из детей дает неверный ответ, воспитатель просит его рассказать, как он производил вычисления.
Пальчиковая гимнастика+алгоритмика
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—
с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.
Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками, то по столу.
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
— Ох! Один хлопок.
И ушел. Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
Игра «Часы».
Воспитатель собирает детей около себя и вывешивает часы, которые показывают пять часов.
* Какое время на часах?
* Что вы обычно делаете в пять часов вечера (утра)?
* Как называется пятый день недели, пятый месяц года? (Пятница, май.)
* Кто из вас родился в мае?
5. Итог
Воспитатель собирает детей около себя.
* Где вы сегодня побывали?
* Что вам помогло доехать до моря, успешно поиграть в камешки?
Домик с составом числа 5 помещается рядом с домиками с составом
чисел 2, 3, 4.
4. Рефлексия.
Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по математике в подготовительной группе Тема: "Число 8. Цифра 8"
Занятие по математике в подготовительной группе Тема: "Число 8. Цифра 8"...
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Число 6. Цифра 6"
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Число 6. Цифра 6"...
Конспект ННОД по математике в подготовительной группе «Ромашка» «Числа и цифры 1 – 3» Скосырская Е.В.
laquo;Числа и цифры 1 – 3» Цель: Развитие у детей элементарных математических представлений Задачи: 1. уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1 ...
Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 8
Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 8...
Конспект открытого занятия по математике в средней группе : Тема: Число и цифра «4» Сюжетная игра «Поварята»
В игровой форме с детьми : -Закрепляем умение считать в пределах «4», познакомим с порядковым значением числа, учим отвечать на вопросы «Сколько?», «Который п...
Конспект по математике в подготовительной группе. Тема: " Число 7 и его состав"
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «физическая культура», «здоровье», «музыка»...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Число и цифра пять»
Образовательная область: «Познавательное развитие» по разделу: «Формирование элементарных математических представлений».Знакомство с числом и цифрой 5. Умение решать текстовые ...