Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 5
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Голова Ирина Викторовна

Конспект по математике

в подготовительной группе

Тема: Число и цифра 5

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математике

в подготовительной группе

Тема: Число и цифра 5

Воспитатель: И.В. Голова

Цель и задачи: Формировать у детей представления о составе числа 5, о способах обозначения числа 5. Закрепить смысл сложения и вычитания.

Материал: Слайды картинки: карточка с числом 5, записанным с помощью точек и цифры, образцы выполнения заданий. Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал.

ХОД НОД

1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

* Где вы любите отдыхать летом?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям отправиться на море.

* Хотите поехать на море?

Игра «Сложим чемодан».

Дети по 2 человека садятся за столы, на которых находятся листы бумаги, а также геометрические фигуры, лежащие вперемешку:

* Что вы возьмете с собой в поездку?

* Во что все это положите?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что листы бумаги — это чемоданы, а геометрические фигуры — вещи.

Воспитатель предлагает детям сложить вещи в чемоданы, а для этого выбрать 5 геометрических фигур, которые можно объединить по какому- либо признаку, т.е. назвать одним словом, и положить их на лист. Дети выполняют задание самостоятельно.

Для проверки воспитатель задает вопрос:

* Что вы положили в свои чемоданы? (Красные фигуры (треугольники).)

Чемоданы сложены, можно идти за билетами.

Игра «Посадка в поезд».

Дети подходят к воспитателю-кассиру, который «продает» детям билеты. Кассир объясняет, что на одной стороне билета значками-символами написано, в какой вагон надо садиться.

Одна сторона билета:

Y * □ Т * О YI А

Другая сторона всех билетов:

2 5

Число 2, написанное на другой стороне, показывает, сколько человек может ехать в вагоне, число 5 — сколько игрушек может ехать в вагоне.

Воспитатель уточняет, что игрушки должны быть в руках у каждого пассажира.

Вагоны — стулья, стоящие по 2 друг за другом. На каждой паре стульев лежит геометрическая фигура, соответствующая записи символами на двух билетах.

Игрушки, которые дети будут брать в «поездку», должны быть одинаковыми. Для этой цели можно воспользоваться счетным материалом (матрешками, елочками).

В выборе игрушек, в посадке в вагон детям предоставляется самостоятельность.

Как правило, сначала каждый ребенок берет по 5 игрушек, затем читает символы и находит свой вагон.

Воспитатель-контролер идет проверять билеты. Сначала контролер проверяет правильность посадки.

Далее воспитатель задает детям вопросы:

* О чем говорит число 2? (О том, сколько человек может ехать в вагоне.)

* О чем говорит число 5? (О том, сколько игрушек может ехать в вагоне.)

* Сколько в вашем вагоне игрушек?

Как правило, дети отвечают: «У меня 5 и у меня 5».

Воспитатель уточняет, что дети едут в одном вагоне и в нем должно быть всего 5 игрушек.

* Выполнили ли вы условие посадки в поезд? (Нет.)

* Что нужно сделать для того, чтобы задание было выполнено? (Одному из пассажиров вагона надо отнести игрушки, а оставшиеся 5 игрушек надо разделить на две части между пассажирами одного вагона.)

Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает детям вопросы:

* Сколько всего игрушек в вашем вагоне? (5 игрушек.).

* Сколько игрушек у каждого из вас, т.е. на какие части вы разделили все игрушки?

Как правило, дети стараются разделить имеющиеся игрушки по возможности поровну, и у одного оказывается 3, а у другого 2 игрушки.

Воспитатель «по рации» получает сообщение от машиниста о том, что поезд не тронется до тех пор, пока игрушки в соседних вагонах не будут разделены на части по-разному. Можно уточнить, что если, например, в первом вагоне у одного человека 3 игрушки, а у другого 2, то во втором вагоне такого деления быть не должно.

* Что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание? (Надо договориться.)

Детям предоставляется самостоятельность.

После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопрос детям, сидящим в первом (втором и т.д.) вагоне:

* Как вы поделили игрушки?

Дети, сидящие в каждом вагоне, отвечают.

2. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Заполни квитанции».

Дети садятся за столы и работают с листом-вкладкой в учебник-тетрадь: «Обозначь количество фигур в рамках с помощью точек и цифр».

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что книги уже разложены в коробки и готовы к отправке.

* Чем различаются книги, положенные в первую коробку справа? (Цветом.)

* Чем различаются книги, положенные в третью коробку справа? (Цветом, формой и размером.)

* Чем различаются книги, положенные во вторую коробку слева? (Формой и цветом.)

* Что можно сказать о количестве книг в разных коробках? (Количество книг различно.)

Воспитатель рассказывает, что при отправке книг заполняются квитанции, на которых записывается количество вложенных в коробки книг.

* С помощью чего можно обозначить количество книг в коробках? (С помощью точек и цифр.)

* Сколько книг в красной (синей) коробке? (3 (4).)

* Можете вы записать это количество с помощью точек и цифр? (Да.) Дети заполняют «квитанции» для коробок, в которых находится 3 и 4

книги.

3. Решение.

Работа в тетради 

№ 2, с. 46,

«Дополни до 5 и запиши равенства».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

* В каком отделе супермаркета мы с вами оказались? (В отделе игрушек.)

Воспитатель рассказывает, что на каждой полке в этом отделе должно стоять по 5 игрушек.

* Сколько мячей находится на верхней полке? (1.)

* Сколько мячей надо нарисовать, чтобы их стало 5? (4 мяча.)

Дети дорисовывают 4 мяча.

* Что вы сейчас сделали? (Мы к одному мячу добавили еще 4 мяча, получили 5.)

* Какое равенство можно записать? (1 +4 = 5.)

Дети пишут в своих тетрадях, воспитатель дублирует их действия на доске.

Следующее задание дети выполняют с комментированием:

«На полке 2 кубика. Для того чтобы их стало 5, надо дорисовать еще 3 кубика.

2 + 3 = 5».

Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу, который воспитатель записывает на доске:

1+4 = 5

2 + 3 = 5

3 + 2 = 5

4+1=5

Воспитатель задает вопрос:

* Что интересного вы увидели? (Во всех равенствах одинаковое целое, а части разные.)

* Какой вывод можно сделать? (Число 5 можно составить из двух частей по-разному.)

4. Основная часть

 Игра «Бухгалтеры».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что в любом магазине есть бухгалтеры —люди, которые считают, сколько товаров завезли в магазин, сколько продали, сколько денег получили за проданный товар.

* Хотите вместе с бухгалтерами произвести расчеты?

Дети подходят к столам, на которых находятся числовые линейки.

Далее воспитатель предлагает детям с помощью числовой линейки выполнить действия:

5- 1 =

3 + 2 =

5-2 =

1 +4 =

5-3 =

Если кто-либо из детей дает неверный ответ, воспитатель просит его рассказать, как он производил вычисления.

Пальчиковая гимнастика+алгоритмика

Раз, два, три, четыре, пять,              Удары по столу пальчиками. Левая начинает с                           мизинца, правая—  

                                                                с большого пальца.

Вышел дождик погулять.                    Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,               «Шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить?                            обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:                 Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                         кулачками, то по столу.

Дождь вздохнул тихонько:                   Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ох!                                                       Один хлопок.

И ушел.                                                     Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Игра «Часы».

Воспитатель собирает детей около себя и вывешивает часы, которые показывают пять часов.

* Какое время на часах?

* Что вы обычно делаете в пять часов вечера (утра)?

* Как называется пятый день недели, пятый месяц года? (Пятница, май.)

* Кто из вас родился в мае?

5. Итог

Воспитатель собирает детей около себя.

* Где вы сегодня побывали?

* Что вам помогло доехать до моря, успешно поиграть в камешки?

Домик с составом числа 5 помещается рядом с домиками с составом

чисел 2, 3, 4.

4. Рефлексия.

Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подготовительной группе Тема: "Число 8. Цифра 8"

Занятие по математике в подготовительной группе Тема: "Число 8. Цифра 8"...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Число 6. Цифра 6"

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Число 6. Цифра 6"...

Конспект ННОД по математике в подготовительной группе «Ромашка» «Числа и цифры 1 – 3» Скосырская Е.В.

laquo;Числа и цифры 1 – 3» Цель: Развитие у детей элементарных математических представлений Задачи: 1. уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1 ...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 8

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 8...

Конспект открытого занятия по математике в средней группе : Тема: Число и цифра «4» Сюжетная игра «Поварята»

В игровой форме с детьми :   -Закрепляем умение считать в пределах «4», познакомим с порядковым значением числа, учим отвечать на вопросы «Сколько?», «Который п...

Конспект по математике в подготовительной группе. Тема: " Число 7 и его состав"

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «физическая культура», «здоровье», «музыка»...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Число и цифра пять»

Образовательная область: «Познавательное развитие» по разделу: «Формирование элементарных математических представлений».Знакомство с числом и цифрой 5. Умение решать текстовые ...