Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет
методическая разработка по математике (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемами, схемами – символами и таблицами,
моделирование и исследовательская деятельность, творческая конструктивная и художественная деятельность . Для этого я решила применить уникальный материал «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pochemuchki.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №2065»
Программа дополнительного образования
по интеллектуальному развитию дошкольников
«Почемучки»
(социально-педагогическая направленность)
для детей 5-6 лет
срок реализации программы: 1 года
Педагог дополнительного
образования:
Новикова Евгения Николаевна
г. Москва
2016 год
Пояснительная записка.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях.
Так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
При составлении программы учитывались интересы детей дошкольного возраста, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников. Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности. У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения, многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.
Задача педагога — в доступной форме дать начальные(ознакомительные) знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.
Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес дошкольника.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное внедрение развивающих игр невозможно без учета этих особенностей.
При обучении дошкольников следует учитывать их индивидуально психологические особенности: импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность.
В связи с этим занятия не должны длиться более 25-30минут.
Какие бы формы обучения детей мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной обстановки и тренировка действий в игре.
Для этого я решила применить комплект развивающих игр на основе «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».
Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине.
2. Способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
6. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7.Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Цель:
Приобщать детей к творческому складу мышления и создать условия для развития творческих способностей и конструкторских умений.
Задачи:
Обучающие:
- выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс познания, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка,
- формировать детский интеллект и математическое мышление,
- учиться решать новые творческие задачи без предварительного обучения,
- анализировать и оценивать результат;
Развивающие:
- развивать сообразительность, конструкторские и творческие способности,
- расширить кругозор детей;
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,
- почувствовать радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и охватывает множество других направлений:
- решение интеллектуальных задач,
- работа со схемами, схемами – символами и таблицами,
- моделирование и исследовательская деятельность,
- творческая конструктивная и художественная деятельность,
Предполагаемый комплексный подход в работе интеллектуально-творческого развития способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста на один год.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Количество часов: в неделю - 2ч.; в год — 68ч.
Групповые занятия (до 13-и человек), включающие в себя:
- развивающие игры логико-математического содержания;
- словесно-логические упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- рассматривание и беседу по картинке;
- раскрашивание «умной» картинки;
- использование литературных текстов;
- интеллектуальные викторины…
Режим занятий – 2 занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут
Ожидаемые результаты
По окончанию курса воспитанники должны:
- иметь элементарные математические представления;
- уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
- уметь обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем);
- сопоставлять объекты живой и неживой природы с рисунком (узором) и сооружения из блоков и палочек;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
- самостоятельно выполнять творческие задачи по принципу «от простого к сложному»;
- задавать вопросы;
- сам проверять точность выполнения задания;
- уметь составлять целое из частей;
- проявлять индивидуальные и творческие способности.
Формы подведение итогов реализации программы
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся самостоятельные, творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения игровых упражнений.
Учебно- методическое обеспечение
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик:
- А. В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова « Логико – математическое развитие дошкольников».
Дидактическое:
- В. П. Новикова. Л. И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения)
- Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»
Материально- технические условия
- Магнитная доска,
- схемы,
- таблицы,
- карточки-символы,
- блоки Дьенеша,
- счетный материал,
- счетные палочки,
- палочки Кюизенера,
- математический планшет.
Формы работы с родителями.
- Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
- Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
- Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
- Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);
- Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- Разъяснительная и образовательная работа.
Перспективный план работы кружка «Почемучки»
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Материал |
Сентябрь | ||
1 | Знакомство с блоками Дьенеша | блоки Дьенеша |
2 | Помоги Чебурашке | блоки Дьенеша |
3 | Знакомство с палочками Кюизенера | палочки Кюизенера |
4 | Строим дорожки | палочки Кюизенера |
5 | Лабиринт | блоки Дьенеша |
6 | Фартучки для кукол | палочки Кюизенера |
Октябрь | ||
1 | Найди пропущенные фигуры | блоки Дьенеша |
2 | Домик с крышей | палочки Кюизенера |
3 | Вырастим цветы | блоки Дьенеша |
4 | Мебель для матрешки | палочки Кюизенера |
5 | Волшебное дерево | блоки Дьенеша |
6 | Собачка | палочки Кюизенера |
7 | Пирамида | блоки Дьенеша |
8 | Рисуем цветными палочками | палочки Кюизенера |
Ноябрь | ||
1 | Разные фигуры | блоки Дьенеша |
2 | Пирамидка и лесенка | палочки Кюизенера |
3 | Улитка | блоки Дьенеша |
4 | Белочка и Ежик идут на день рождения | палочки Кюизенера |
5 | Перемещение | блоки Дьенеша |
6 | Коврик | палочки Кюизенера |
7 | Кроссворды с блоками | блоки Дьенеша |
8 | Разноцветные заборы | палочки Кюизенера |
Декабрь | ||
1 | Неделька | блоки Дьенеша |
2 | Ленточки для кукол | палочки Кюизенера |
3 | Обручи | блоки Дьенеша |
4 | Поезд | палочки Кюизенера |
5 | Цветок | блоки Дьенеша |
6 | Разные лесенки | палочки Кюизенера |
7 | Гусеница | блоки Дьенеша |
8 | Мосты через реку | палочки Кюизенера |
Январь | ||
1 | Алгоритм | блоки Дьенеша |
2 | Конструирование плотов на реке | палочки Кюизенера |
3 | Рассели жильцов | блоки Дьенеша |
4 | Путешествие на поезде | палочки Кюизенера |
5 | Мишка | блоки Дьенеша |
6 | Как разговаривают числа | палочки Кюизенера |
Февраль | ||
1 | Волшебный лес | блоки Дьенеша |
2 | Какие лесенки умеет строить Незнайка | палочки Кюизенера |
3 | Волшебные ступеньки | блоки Дьенеша |
4 | Разные домики | палочки Кюизенера |
5 | В гостях у друзей | блоки Дьенеша |
6 | Кто в домике живет? | палочки Кюизенера |
7 | Домики | блоки Дьенеша |
8 | Соседи | палочки Кюизенера |
Март | ||
1 | Сказка о геометрических фигурах | блоки Дьенеша |
2 | На лесной полянке | палочки Кюизенера |
3 | Математика в сказках | блоки Дьенеша |
4 | Сломанная лесенка | палочки Кюизенера |
5 | Путешествие по Волшебной стране | блоки Дьенеша |
6 | Дорожка для ежей | палочки Кюизенера |
7 | Встреча прямоугольника и квадрата | блоки Дьенеша |
8 | Длинные ленточки | палочки Кюизенера |
Апрель | ||
1 | Космическое путешествие | блоки Дьенеша |
2 | Корабли | палочки Кюизенера |
3 | Математическая тропинка | блоки Дьенеша |
4 | Цирк | палочки Кюизенера |
5 | Сюрприз | блоки Дьенеша |
6 | Угощаемся тортом | палочки Кюизенера |
7 | Чудесные кольца | блоки Дьенеша |
8 | Выставка цветов | палочки Кюизенера |
Май | ||
1 | Веселые приключения | блоки Дьенеша |
2 | Взрослые и дети | палочки Кюизенера |
3 | Времена года | блоки Дьенеша |
4 | Хвойный бор | палочки Кюизенера |
5 | Мы всезнайки | блоки Дьенеша |
6 | Пересаживаем комнатные цветы | палочки Кюизенера |
7 | Прогулка в сказочный лес | блоки Дьенеша |
8 | Часики | палочки Кюизенера |
Всего за год: 68 занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников
Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа: воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...
Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»
Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....
Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»
Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...
Программа дополнительного образования, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и...