Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет
методическая разработка по математике (старшая группа)

Новикова Евгения Николаевна

Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемами, схемами – символами и таблицами,

  моделирование и исследовательская деятельность, творческая конструктивная и художественная деятельность . Для этого я решила применить  уникальный материал «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pochemuchki.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №2065»

Программа дополнительного образования

по интеллектуальному развитию дошкольников

«Почемучки»

(социально-педагогическая направленность)

для детей 5-6 лет

срок реализации программы: 1 года

                                                                                                   

                                                                                        Педагог дополнительного

                                                                                                    образования:

                                                                                                    Новикова Евгения Николаевна

г. Москва

2016 год

Пояснительная записка.

 Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.   Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.  Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях.

Так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

При составлении программы учитывались интересы детей дошкольного возраста, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.  Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. 

Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности. У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения, многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.

Задача педагога — в доступной форме дать начальные(ознакомительные) знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.

Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес дошкольника.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное внедрение развивающих игр невозможно без учета этих особенностей.  

При обучении дошкольников следует учитывать их индивидуально психологические особенности: импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность.

 В связи с этим занятия не должны длиться более 25-30минут.    

Какие бы формы обучения детей мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной обстановки и тренировка действий в игре.  

Для этого я решила применить комплект развивающих игр на основе «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».    

Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.                    

 Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине.

 2. Способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

6. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Цель:      

Приобщать детей к творческому складу мышления и создать условия для развития творческих способностей и конструкторских умений.      

Задачи:

Обучающие:

- выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс познания, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка,

- формировать детский интеллект и математическое мышление,

- учиться решать новые творческие задачи без предварительного обучения,

- анализировать и оценивать результат;

Развивающие:

- развивать сообразительность, конструкторские и творческие способности,

- расширить кругозор детей;  

Воспитательные:

- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,

- почувствовать радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.  

 Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и охватывает множество других направлений:

- решение интеллектуальных задач,

- работа со схемами, схемами – символами и таблицами,

 - моделирование и исследовательская деятельность,

- творческая конструктивная и художественная деятельность,        

 Предполагаемый комплексный подход в работе интеллектуально-творческого развития способствует разностороннему развитию личности ребенка.

 Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста на один год.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Количество часов: в неделю - 2ч.; в год — 68ч.

Групповые занятия (до 13-и человек), включающие в себя:

  • развивающие игры логико-математического содержания;
  • словесно-логические упражнения;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • рассматривание и беседу по картинке;
  • раскрашивание «умной» картинки;
  • использование литературных текстов;
  • интеллектуальные викторины…

Режим занятий – 2 занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут

Ожидаемые результаты  

По окончанию курса воспитанники должны:

- иметь элементарные математические представления;

 - уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

- уметь обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем);  

- сопоставлять объекты живой и неживой природы с рисунком (узором) и сооружения из блоков и палочек;

 - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

 - самостоятельно выполнять творческие задачи по принципу «от простого к сложному»;

- задавать вопросы;

 - сам проверять точность выполнения задания;

- уметь составлять целое из частей;

- проявлять индивидуальные и творческие способности.  

 Формы подведение итогов реализации программы  

Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся самостоятельные, творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения игровых упражнений.  

Учебно- методическое обеспечение

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик:

  •  А. В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
  •  З. А. Михайлова, Е. А. Носова « Логико – математическое развитие дошкольников».

Дидактическое:

  •  В. П. Новикова. Л. И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  • Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения)
  • Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»

Материально- технические условия

  • Магнитная доска,
  • схемы,
  • таблицы,
  • карточки-символы,
  • блоки Дьенеша,
  • счетный материал,
  • счетные палочки,
  • палочки Кюизенера,
  • математический планшет.

Формы работы с родителями.

  • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;  
  • Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);  
  • Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);  
  • Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);  
  • Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;  
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;  
  • Разъяснительная и образовательная работа.

Перспективный план работы кружка «Почемучки»

на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Тема занятия

 Материал

Сентябрь

1

Знакомство с блоками Дьенеша

блоки Дьенеша

2

Помоги Чебурашке

блоки Дьенеша

3

Знакомство с палочками Кюизенера

палочки Кюизенера

4

Строим дорожки

палочки Кюизенера

5

Лабиринт

блоки Дьенеша

6

Фартучки для кукол        

палочки Кюизенера

Октябрь

1

Найди пропущенные фигуры

блоки Дьенеша

2

Домик с крышей

палочки Кюизенера

3

Вырастим цветы

блоки Дьенеша

4

Мебель для матрешки

палочки Кюизенера

5

Волшебное дерево

блоки Дьенеша

6

Собачка

палочки Кюизенера

7

Пирамида

блоки Дьенеша

8

Рисуем цветными палочками

палочки Кюизенера

Ноябрь

1

Разные фигуры

блоки Дьенеша

2

Пирамидка и лесенка

палочки Кюизенера

3

Улитка

блоки Дьенеша

4

Белочка и Ежик идут на день рождения

палочки Кюизенера

5

Перемещение

блоки Дьенеша

6

Коврик

палочки Кюизенера

7

Кроссворды с блоками

блоки Дьенеша

8

Разноцветные заборы

палочки Кюизенера

Декабрь

1

Неделька

блоки Дьенеша

2

Ленточки для кукол

палочки Кюизенера

3

Обручи

блоки Дьенеша

4

Поезд

палочки Кюизенера

5

Цветок

блоки Дьенеша

6

Разные лесенки

палочки Кюизенера

7

Гусеница

блоки Дьенеша

8

Мосты через реку

палочки Кюизенера

Январь

1

Алгоритм

блоки Дьенеша

2

Конструирование плотов на реке

палочки Кюизенера

3

Рассели жильцов

блоки Дьенеша

4

Путешествие на поезде

палочки Кюизенера

5

Мишка

блоки Дьенеша

6

Как разговаривают числа

палочки Кюизенера

Февраль

1

Волшебный лес

блоки Дьенеша

2

Какие лесенки умеет строить Незнайка

палочки Кюизенера

3

Волшебные ступеньки

блоки Дьенеша

4

Разные домики

палочки Кюизенера

5

В гостях у друзей

блоки Дьенеша

6

Кто в домике живет?

палочки Кюизенера

7

Домики

блоки Дьенеша

8

Соседи

палочки Кюизенера

Март

1

Сказка о геометрических фигурах

блоки Дьенеша

2

На лесной полянке

палочки Кюизенера

3

Математика в сказках

блоки Дьенеша

4

Сломанная лесенка

палочки Кюизенера

5

Путешествие по Волшебной стране

блоки Дьенеша

6

Дорожка для ежей

палочки Кюизенера

7

Встреча прямоугольника и квадрата

блоки Дьенеша

8

Длинные ленточки

палочки Кюизенера

Апрель

1

Космическое путешествие

блоки Дьенеша

2

Корабли

палочки Кюизенера

3

Математическая тропинка

блоки Дьенеша

4

Цирк

палочки Кюизенера

5

Сюрприз

блоки Дьенеша

6

Угощаемся тортом

палочки Кюизенера

7

Чудесные кольца

блоки Дьенеша

8

Выставка цветов

палочки Кюизенера

Май

1

Веселые приключения

блоки Дьенеша

2

Взрослые и дети

палочки Кюизенера

3

Времена года

блоки Дьенеша

4

Хвойный бор

палочки Кюизенера

5

Мы всезнайки

блоки Дьенеша

6

Пересаживаем комнатные цветы

палочки Кюизенера

7

Прогулка в сказочный лес

блоки Дьенеша

8

Часики

палочки Кюизенера

Всего за год: 68 занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа:  воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...

Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»

Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....

Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...

Программа дополнительного образования, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и...