Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
«Школа № 830»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«Юные Умники и Умницы»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
Авторы старшие воспитатели:
Кутилина Е.А., Сухорутченко О.Ф.,
Федорчук Т.В.
Москва, 2015
Пояснительная записка
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. ФГОС ДО направлены на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблемы интеллектуального развития дошкольников.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление – чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемые результаты:
Формирование у ребёнка таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Основные формы и методы работы с детьми
Программа дополнительного образования «Юные Умники и Умницы» рассчитана на 2 года обучения. Первый год - возрастная группа 5-6 лет, второй - возрастная группа 6-7 лет. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и мышления детей, второе логико-математических и конструктивных способностей детей. Продолжительность занятий в группе 30 минут. Численный состав группы не должен превышать 15 человек.
Форма организации детей – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии).
Для реализации программы используются следующие методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ).
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Примерное построение занятия:
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
Месяц | Блок | Раздел | Кол- во часов |
Октябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Цвет и форма. Комбинирование. Свойства предметов. Действия по алгоритму. Логические задачи | 4 | |
Ноябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Классификация. Геометрические фигуры Работа по алгоритму. Конструирование геометрических фигур. Логические задачи | 4 | |
Декабрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Объёмные фигуры Сравнение | 4 | |
Январь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с социальным миром | 2 |
Ознакомление с миром природы | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Ориентировка в пространстве и на плоскости Логические задачи | 4 | |
Февраль | Развитие речи и мышления | Ознакомление с социальным миром | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и счёт Ориентировка в пространстве в соответствии с планом Логические задачи | 4 | |
Март | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 3 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и счёт Измерение Понятие множество, классы Свойства объектов Логические задачи | 4 | |
Апрель | Развитие речи и мышления | Ознакомление с предметным окружением | 1 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Ознакомление с миром природы | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Свойства объектов Сравнение Понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч Логические задачи | 4 | |
Май
| Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и число Признаки объектов Закономерность Классификация Логические задачи | 4 | |
Итого | 64 |
Второй год обучения (6-7лет)
Месяц | Блок | Раздел | Кол- во часов |
Октябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Символическое изображение объектов Логические задачи | 4 | |
Ноябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Признаки предметов Состав числа Схема Логические задачи | 4 | |
Декабрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Признаки объектов Закономерность Ориентировка в пространстве Действие по плану Символическое изображение вещей Логические задачи | 4 | |
Январь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с предметным окружением | 2 | ||
Вторая ступень математики | Упорядочивание предметов Признаки предметов Действие по алгоритму Логические задачи | 4 | |
Февраль | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 1 |
Ознакомление с предметным окружением | 3 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Действия сложения и вычитания Закономерность Признаки объектов Логические задачи | 4 | |
Март | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Ознакомление с социальным миром | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Логические операции Логические связи | 4 | |
Апрель | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 1 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Опытно – исследовательская деятельность Разбиение множества на классы Сравнение Логические операции | 4 | |
Май | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Симметрия Сравнение чисел Классификация Кодировка и декодировка свойств объектов Умозаключения | 4 | |
Итого: | 64 |
Содержание программы с детьми старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
по развитию речи и мышления
Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:
- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово»)
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»),
- на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»),
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково»)
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?»)
- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!»)
- умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»).
Содержание программы с детьми подготовительной к школе группы
(6-7 лет)
по развитию речи и мышления
Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:
- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово», «Выполни звуковой разбор слова»)
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Объясни слова», «Какие слова родственники выделенному, а какие нет?»)
- на развитие связной речи: фантазировать, выстраивать сюжет самостоятельно («Рассмотри картинки и составь по ним рассказ», «Продолжи рассказ», «Исправь рассказ»)
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови четвертое слово», «Что где?»)
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Упражнение для пальчиков», «Продолжи ряд»)
- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!», «Придумай загадку»).
- на понимание определений: правильно их формулировать, отвлекаясь от «смысла», лежащего на поверхности («Объясни выражение»,
- умение соотносить символ (знак) с предметом («Составь слово буквами волшебного алфавита»)
- умение ориентироваться на листе и в пространстве («Дорисуй половинку», « Срисуй по клеточкам», «Выполни штриховку»)
Содержание программы с детьми старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.
Месяц | Число занятия | Задачи | Средства реализации |
Октябрь | 1-4 | - Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы. | «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера) . «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. «Колумбово яйцо» и др. «Что объединяет?» |
Ноябрь | 5-8 | - Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. | Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. «Чего не хватает». |
Декабрь | 9-12 | - Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). | «Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. «Две дорожки», «Поймай тройку». Логические задачи. |
Январь | 13-16 | - Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения, | Игры с «цветными числами» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). |
Февраль | 17-20 | - Развитие умения кодировать практические действия числами. | Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. «Назови, одним словом». |
Март | 21-24 | - Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии» |
Апрель | 25-28 | - Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | «Чудесный мешочек». «Что изменилось». «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» |
Май | 29-32 | - Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера. «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево». |
Содержание программы с детьми подготовительной к школе группы
(6-7 лет)
по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.
Месяц | Число занятия | Задачи | Средства реализации |
Октябрь | 1-4 | - Развитие внимания и наблюдательности. | Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» «Зверюшки на дорожках» «Муравьи» «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. |
Ноябрь | 5-8 | - Развитие конструктивных способностей. | Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» Словесно – логические игры и упражнения : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
Декабрь | 9-12 | - Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. | Упражнения на сравнение двух групп фигур , упражнения с кругами Эйлера. «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. |
Январь | 13-16 | - Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. | Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». |
Февраль | 17-20 | - Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания. | «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями. |
Март | 21-24 | - Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». | Игры с кругами эйлера (блоки Дьенеша, игрушки). |
Апрель | 25-28 | - Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта). | «Фабрика», «Чудо – мешочек»; словесно – логические игры: «Что будет, если….» «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
Май | 29-32 | - Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии. | «Найди все дороги», «Где чей домик?» «Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику». |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты овладения программой « Юные Умники и Умницы».
Сформированы предполагаемые умения и навыки. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать
в паре и микрогруппе.
Предполагаемые умения и навыки находятся в стадии формировании. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Предполагаемые умения и навыки не сформированы. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
.ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Варианты диагностического обследования детей.
«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова.
Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата:
Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — сформированы.
4-7 баллов — находятся в стадии формирования.
1-3 балла – не сформированы.
«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене)
Тест состоит из четырёх субтестов:
- Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.
- Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.
- Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
- Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит
начатое предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой. Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата –
2. Окунь, карась –
3. Лето, зима –
4. Огурец, помидор –
5. Сирень, шиповник - -
6. Шкаф, диван -
7. День, ночь -
8. Слон, муравей -
9. Июнь, июль –
10. Дерево, цветок
Оценка результатов теста.
Субтест № 1.
За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.
Субтест № 2.
За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №3.
За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие
Вопросы не задаются.
Субтест №4.
Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х*100%
Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных испытуемым.
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).
Список использованной литературы.
1. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
3. «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
4. «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4)
9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
11. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
13. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
14. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
15. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы
Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети - будущее России"...
Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе
Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...
"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Способствует развитию логического мышления способом моделирования...
Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»
Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...
Сценарий интеллектуальной викторины "Умники и умницы"
Методическая разработка...
Досуг. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы.
Досуг интеллектуальная игра " Умники и умницы" - это одно из итоговых мероприятий для детей подготовительной группы.Оно отражает уровень психологической готовности детей к обучению в...