Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с палочками Кюизенера» Комаровой Л.Д., книги Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx63.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Мишутка» города Смоленска

Рассмотрено и утверждено на

Педагогическом совете

Протокол от _________ №_____

Программа

дополнительного образования

по познавательному развитию дошкольников

для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

Разработчик программы:

Наумова И.П., воспитатель

первой квалификационной

категории


Содержание

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель, задачи, срок реализации

1.3 Основные принципы

1.4 Возрастные особенности, состав группы

1.5 Ожидаемые результаты реализации Программы

1.6 Педагогическая диагностика

  1. Содержательный раздел

2.1 Планирование образовательной работы с детьми

2.2 Формы организации образовательной деятельности

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Организационный раздел

3.1 Условия реализации Программы

3.2 Материально-техническое оснащение (место проведения, детская мебель, технические средства обучения, доска и т.п.)

3.3 Учебно-методическое обеспечение (наглядные и дидактические пособия)

3.4 График работы кружка (день недели, время и место проведения)

3.5 Список литературы


I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с палочками Кюизенера» Комаровой Л.Д., книги Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Программа «Логическая игралочка» предполагает использование следующих игровых технологий и пособий:

  • Технология Никитина Б.П. Игра «Сложи узор» - моделирование из кубиков узора по заданной схеме. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию.
  • Технология Х.Кюизенера. Игры с палочками способствуют формированию математического мышления; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
  • Учебно-игровое пособие «Математический планшет» (автор Б.Б. Финкельштейн) развивает сенсорные и познавательные способности, способствует освоению математического содержания (геометрические фигуры, модели геометрических фигур), дает возможность получить представление о симметрии, трансформации размера, формы.

1.2. Цель, задачи, срок реализации

Цель программы: развитие творческих, интеллектуальных способностей и логического мышления в процессе освоения развивающих игр.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  • Сформировать и расширить ЗУН детей в области элементарных математических представлений
  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать интерес к логическим играм
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей
  • Развивать личностные качества – активность, ответственность, аккуратность, самостоятельность, творческие способности.

Программа рассчитана на развитие познавательно-творческих способностей детей 4-7 лет.

1.3. Основные принципы

Основные принципы работы с развивающими и логическими играми:

  • Совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности
  • Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры
  • Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения ребенка в игровой деятельности
  • Единство обучающих и воспитательных воздействий.

1.4. Возрастные особенности психического развития детей

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут.

Дети шестого года жизни.

Развивается изобразительная деятельность детей. Этовозраст наиболееактивного рисования. 

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будетактивно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь,образ Я.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

1.5. Ожидаемые результаты реализации Программы

Используемые методические приемы, сочетание практической игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Обучающиеся овладевают конкретными умениями, знаниями и навыками. Обучение включает как прямые, так опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников.

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому

  • усвоят эталоны цвета;
  • усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
  • научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
  • научатсясоставлять и решать задачи по схемам и карточкам
  • научатсяделить целое на части
  • составлять «коврик» - состав числа
  • классифицировать фигуры по 3-4 признакам.
  • ориентироваться в пространстве
  • ориентироваться во времени
  • научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

1.6. Педагогическая диагностика

Диагностика по математике детей 4-5 лет

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке.

2. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннее-короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

7. Умение называть части суток, дни недели.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

Диагностика развития познавательных процессов.

Цель: Определение результативности освоения детьми  группы программы по развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Диагностика составлена по материалам 3 книги Р.С. Немова «Психодиагностика»

Ход диагностики

1. Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов».  

Ребенку зачитывают 10 слов: дом, мёд, конь, лист, день, дверь, сок, туча, сад, кукла.

Воспроизведение – 10 – 7 слов высокий уровень,

3- 4 слов свидетельствует о среднем уровне,

0 –2 – слабый уровень.

2. Изучение зрительной памяти дошкольников по методике «12 картинок».

Ребёнку предъявляется таблица с 12-ю картинками, время предъявления 30 секунд.

Воспроизведение 7,5-12 картинок высокий уровень,

4-7 картинок свидетельствует о среднем уровне,

0 –3 – слабый уровень.

3. Изучение слухового восприятия дошкольников по методике проба «Понимание текста».

Ребёнку диктуем предложение: «Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошёл в школу». После прочтения, ребёнка просят повторить предложение.  

Безошибочные ответы - высокий уровень;

1-3 ошибки – средний уровень;

Более 3 ошибок – слабый уровень

4. Изучение зрительного восприятия дошкольников по методике: «Какие предметы спрятались?».

Ребёнку предъявляются несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны» известные ему предметы. Ребёнка просят последовательно назвать очертания всех изображённых предметов. Общее количество предметов 14.  

Безошибочные ответы, найдены все предметы за 20-30 сек. - высокий уровень;

Найдены все предметы за 40-50 сек. - средний уровень;

Найдены все предметы более 50 сек. или допущены ошибки - слабый уровень.

5. Оценка развития образно-логического мышления у дошкольников по методике «Раздели на группы».

Ребёнку  предлагаются  20  картинок,  на  которых  изображены  знакомые  ему  предметы.

Его просят разделить эти карточки на группы так, чтобы в каждой группе были похожие

друг на друга картинки, чтобы их можно было назвать одним словом.

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выделил пять групп и назвал обобщающие слова;

Средний уровень - ребёнок выделил пять групп и назвал обобщающие слова с незначительной помощью взрослого;

Слабый уровень – ребёнок произвольно разделил картинки на  группы и затруднился с обобщением.

6.Определить способность ребёнка устанавливать причинно-следственную связь.  

Ребёнку предлагаются пять  картинок с описанием какого – либо события, ему необходимо расположить эти картинки по порядку (от начала до конца).

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно расположил картинки по порядку и рассказал историю;

Средний уровень - ребёнок с незначительной помощью взрослого расположил картинки по порядку и рассказал историю;

Слабый уровень – ребёнок расположил картинки произвольно и не смог придумать историю.

II.Содержательный раздел

2.1 Планирование образовательной работы с детьми

4-5 лет

Тема занятия

Оборудование и методическое обеспечение

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4-5 летДиагностика познавательного развития

Диагностический инструментарий, приложение № 1

Проверка игровых умений у детей

Г.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», с.183

Знакомство с Кубиками Никитина «Сложи узор». Разноцветные дорожки.

Кубики Никитина, (сх.) №1

Дорожки и квадраты.

Кубики Никитина

Коврик для «божьей коровки». Две дорожки.

Кубики Никитина, (сх.) №3

Разноцветные платочки, полосатые флажки и табуреточки для матрешки

Кубики Никитина,№5

«Сложи что хочешь»

Кубики Никитина, (сх.)1,3,5

Путешествие в загадочный город на ковре самолете

Кубики Никитина, №7

Знакомство с «Математическим планшетом». Длинные и короткие ленточки.

«Математический планшет», пособие, с. 4

Геометрические фигуры разной формы и размера

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.130-131(ж.)

Конструирование контура «флажок » по образцу

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.134-135(ж.)

Конструирование контура «лодочка » по образцу

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.143-144(ж.)

Счет. Деление на части.

«Математический планшет», пособие, с. 5

Конструирование контура «домик»

«Математический планшет», пособие, с. 7

Конструирование контура «ваза» по образцу

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.155(ж.)

Иллюстрируем стихи о животных

«Математический планшет», пособие, с. 15

Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Кубик.

Счетные палочки

«Собираем урожай». Грибок.

Счетные палочки

Наземный транспорт (машина, танк)

Счетные палочки

Водный транспорт (лодка, пароход)

Счетные палочки

Воздушный транспорт (самолет)

Счетные палочки

Дом с забором

Счетные палочки

Цветочная поляна

Кубики Никитина, №9

Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну

Кубики Никитина, №11

Дом, в котором живет «Фантазейка»

Кубики Никитина, №13

Шарфик для «Фантазейки»

Кубики Никитина, №17

Снежинки на окошке

Кубики Никитина, (сх.)19

Елочка и бабочки

Кубики Никитина

Цветок и елочка

Кубики Никитина

«Город мастеров» (башня, мост)

Счетные палочки

Елочка

Счетные палочки

Конструирование контура «Укрась елку»

«Математический планшет», пособие, с. 4,14

«Сложи что хочешь»

Счетные палочки

Игра «Построй по описанию»

Счетные палочки

«Зимние забавы». Санки

Счетные палочки

Учимся играя. Фонарики

Кубики Никитина

Зима. Беседа о зиме. Рукавичка.

«Математический планшет»

Запоминаем цвета.

Кубики Никитина

Что умеет кукла? Строим мебель для куклы (кроватка, табуретка, стол, телевизор)

Счетные палочки

Путешествуем на машине и на корабле

Кубики Никитина, (сх.)31

Три медведя. Конструирование из кубиков «Мебель»

Кубики Никитина

Конструируем транспорт (троллейбус, парусная лодка)

«Математический планшет», пособие, с. 20

В гостях у сказки. Клад.

Кубики Никитина, (сх.)33

Конструирование контура «ключ», «шляпа»

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.88,131 (с.)

Флаг России

Кубики Никитина

Иллюстрируем загадки

«Математический планшет», пособие, с. 14

«Фантазейка» встречает весну

Кубики Никитина, №21

Подснежники

Кубики Никитина, (сх.)23

Самолет построим сами

«Математический планшет»

Поезд. Звезда.

Счетные палочки

Измени предмет(путём перекладывания палочек)

Счетные палочки

«Исправь ошибку» (неправильно подобран или повёрнут кубик)

Кубики Никитина

Подарки ко дню рождения «Фантазейки»

Кубики Никитина, №27

Сказка для «Фантазейки»

Кубики Никитина, №18

Окно

Счетные палочки

Космос (ракета, флажок)

Счетные палочки

Покоряем космические просторы

«Математический планшет», пособие, с. 8

Конструирование контура «колокольчик»

Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса», с.188 (ж.)

Путешествие по весеннему лесу

Кубики Никитина, №25

Конструирование контура «бабочка, божья коровка»

«Математический планшет», пособие, с. 8

«Фантазейка» на рыбалке

Кубики Никитина, №15

Иллюстрируем сказку «Глупый мышонок»

«Математический планшет», пособие, с. 17

Цветы в подарок «Фантазейке»

Кубики Никитина, №29

Фантазируем «На что похожи облака?»

«Математический планшет», пособие, с. 13

Рожица. Очки.

Счетные палочки

«Придумай сам» (узор из 9 кубиков )

Кубики Никитина

Что увидел «Фантазейка» в подзорную трубу

Кубики Никитина, №22

Измени фигуру

Счетные палочки

Измени фигуру

Счетные палочки

5-6 лет

Тема занятия

Программное содержание

Литература

Игра «Посчитаем с гномами»

Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 2006 г.

Конус. Игра «Волшебный мешочек».

Игра «В гостях у Петрушки»

Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.

Игра «Фигурки спрятались»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?»

Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 2007 г.

Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.

Игра «Архитекторы»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 2007 г.

Игра-головоломка «Пифагор»

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 2009 г.

Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Игра «Украсим елку бусами»

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Сравни и заполни»

Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.

Цилиндр. Игра «Паспортный стол».

Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.

Игра «Логические кубики»

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Узнай длину ленты»

Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Игра «Танграм»

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 2008 г.

Игра «Логический поезд»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Палочки можно складывать»

Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Игра «Мозайка цифр»

Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Игра «Логические кубики»

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Т. А. Фалькович «ФМП», 2005.

Игра «Архитекторы»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление

Т. А. Фалькович «ФМП», 2005.

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.

Логическая задача на цветовую последовательность

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Игра «Построй предметы»

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

Игра «Цвет и число», «Число и цвет»

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

Математические задачки в стихах

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Т. А. Фалькович «ФМП», 2005.

Игра «Раздели фигуры»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009.

Логическая задача «Детская железная дорога»

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

6-7 лет

Тема

Программное содержание

Литература

Математический планшет

Загадай загадку – нарисуй отгадку

Упражнять в отгадывании загадок, развивать умение придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов

Т.Г. Харько «Сказки фиолетового леса», с. 21

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.15

В стране геометрических фигур

Конструирование геометрической фигуры разного размера, трансформация одних геометрических фигур в другие и предметные силуэты

Т.Г. Харько «Сказки фиолетового леса», с. 16

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.4

В стране геометрических фигур

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.7

Математические задачи в стихах

Познакомить с системой координат; закрепить навыки ориентировки в пространстве; учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.8 (верхняя строка)

Фигурки спрятались

Развивать умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.8 (автомобиль, буква П)

«Симметрия - ассиметрия»

Дать представление о понятиях «симметрия - ассиметрия», упражнять в оценивании изображения и достраивании его второй половинки

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.9

«Тик - так»

Познакомить детей с часами. Формировать представление о времени – части суток

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.11

Круг. Деление на части

Формировать представление о круге, учить делить круг на части разными способами

Б.Б. Финкельштейн «Пособие к математическому планшету», с.12

«Повторение» 4 кубика

Упражнять в количественном счете. Воспитывать самостоятельность

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», с. 44. Рис.2

«Повторение» 9кубиков

Развивать пространственное воображение. Учить анализировать образец

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», с. 45 Рис.3

Построение из 16 кубиков

Упражнять в количественном счете. Учить выкладывать образцы по схеме

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», с. 46 Рис.4

Построение в «ромбе»

Развивать воображение. Вспомнить построение в ромбе

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», с. 44 Рис.3, сх. 19.20,22

«Бабочка» 4-9-16

Упражнять в самостоятельном анализе образцов, в выкладывании из 4,9,16 кубиков

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», с. 44 сх. 11, с. 45 сх. 10, с.46 сх. 3

«Закрепление цифр 0 - 4»

Продолжать развивать пространственное воображение. Закрепить умение анализировать образец

Пособие к кубикам «Сложи узор», сх 70 - 73

«Закрепление цифр 5 - 9»

Воспитывать самостоятельность в выкладывании цифр

Пособие к кубикам «Сложи узор», сх 74 - 77

Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

«Белочка»

Упражнять в работе с образцом, самостоятельно выкладывать из кубиков изображение

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,.Пособие к кубикам «Сложи узор», сх 97

Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

«Царевна Лебедь»

Продолжать знакомить с персонажами сказки. Упражнять в самостоятельном выкладывании изображения.

Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Пособие к кубикам «Сложи узор», сх 91

Это мы придумали сами. «Транспорт»

Развивать творческие способности. Упражнять в самостоятельной зарисовке изображения

Придумываем узоры сами

Развивать творческие способности. Упражнять в самостоятельной зарисовке изображения

Повторение. «Цветик - семицветик»

Закрепить умение группировать палочки по цвету, размеру

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»,с.8. Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с.1

Улица разноцветных палочек (построй дома)

Познакомить с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношением цвет – длина - число

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 27-28;

В.П.Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с. 52

Цифры (выложить из палочек)

Продолжать учить работать со схемой. Вспомнить различные способы сравнения по длине («наложение», «приложение», «на глаз»)

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 29;

В.П.Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с. 57

Буквы (выложить из палочек)

Выкладывание по схеме. Сравнение палочек по длине (разные способы сравнения). Декодирование (по цифре найти цвет палочки)

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 30-31;

Выкладываем слова

Составление слов. Выкладывание по схеме. Самоконтроль.

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 32

Расколдуй сказку

Связь между числом и цветом палочки. Освоение операции декодирования. Рассказывание сказок по «расколдованным сюжетам»

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 33

Продолжи узор

Умение увидеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. Придумывание своих узоров.

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 34

Выложи из палочек

Умение выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру. Развитие аналитических способностей.

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 35-38;

В.П.Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с. 59

«Для Вас, девочки», «Это Вам мальчишки»

Самостоятельное выкладывание изображений. Придумывание сюжета и составление рассказа

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 39-40; 41-42

Сказочный город

Умение работать со схемой. Создание своих сюжетов

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 43-44

Время

Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам

В.П.Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с. 70

Логические задачи на цветовую последовательность

Уметь решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»,с.60

«Детская железнаядорога»

Уметь решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»,с.61

«Нарисуй» картинку палочками

Продолжать учить схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек

Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детейдошкольного возраста», с. 52

Кроссворд

Развивать навыки работы по разгадыванию кроссвордов. Развитие интереса, сообразительности

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 45

Это мы придумали сами

Развитие творческих способностей. Умение самостоятельно зарисовывать изображение

Методическое пособие Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце», с. 46-48

2.2 Формы организации образовательной деятельности

В процессе НОД используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Формы работы с детьми

Групповые занятия, включающие в себя:

  • развивающие игры логико-математического содержания;
  • словесно-логические упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • Используемые методы:
  • практические (игровые);
  • воссоздание,преобразование;
  • конструирование;
  • моделирование.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

С родителями велась широкая консультационная работа.

Консультации:

  • О подборе развивающих игр для ребенка 4-7 лет:
  • «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»;
  • «Занимательные игры – что это?»

Рекомендации для родителей (в ширмах и папках передвижках).

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

Разъяснительная и образовательная работа.

III.Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня.

Все занятия выстроены с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу « от простого к сложному».

Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет

4-5 лет - 15-20 минут

5-6 лет - 20-25 минут

6-7 лет - 25-30 минут

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

3.2. Материально-техническое оснащение

Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактическихпособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдается игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм. Большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий.

3.3. Учебно-методическое обеспечение

Необходимое оборудование для выполнения программы:

  • Игры Никитина «Сложи узор»
  • «Математический планшет»
  • Палочки Кюизенера
  • Набор геометрических фигур
  • Бумага, карандаши
  • Альбомы схем и чертежей

3.4. График работы кружка

День недели

Время проведения

Место проведения

Вторник

-

Группа


3.5. Список литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2013 г.
  2. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М. издательство Гном, 2015 г.
  3. Машин Л.,МадышеваЕ.Развивающие игры. Загадочные истории. Для занятий с детьми 6-8 лет. Харьков, «Фолио», 1996 г.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
  6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М. «Мозаика-Синтез», 2013 г.
  7. Носова Е.А.,  Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
  8. СмоленцоваА.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб, «Детство – Пресс», 2004
  9. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
  10. Харько Т.Г. сказки фиолетового леса СПб, «Детсво-Пресс», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»

АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...

«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию

Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-4 года на 2020-2021 учебный год

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет

Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...

ПРОГРАММА дополнительного образования по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы для детей от 3 до 7 лет «ВСЕ ОБО ВСЕМ»

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приор...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...