Технологическая карта занятия по Ф.Э.М.П.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лаптева Светлана Николаевна

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи:

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по Ф.Э.М.П.

Воспитатель: Лаптева Светлана Николаевна

Предмет: Познание  (формирование элементарных математических представлений).

Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи: 

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Доброе утро ребятя

Давайте вспомним считалку:

1,2,3,4,5,

6,7,8,9,10

Надо, надо, надо спать и не надо куролесить

Кто не спит тот выйдет вон,

Кто уснул увидит сон.

Дети повторяют

0,5мин

2

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

на доске картинки:

- Что вы видите на картинке?

- На что похожи зерна?

 -Что нарисовано на второй картинке

 -На что похожи звездочки?

 - Что нарисовано на третьей картинке

 - На что похожи цветы?

 -Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

- Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

- Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки?

Птицы клюют зерна)

 (ответы детей)

Ночное небо

(ответы детей)

Цветущий луг

Ответы детей

ответы детей

2мин

3

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

- Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

Меня все топчут,

А я  все лучше!

- катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет.

- Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? 

 - Дорога привела точку к…

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит.

- Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки?

- А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

Через речку лег,

Пробежать помог.

 с помощью каких линий мы нарисуем мост?

- Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

II. Физкультминутка. «Крот»

До темна трудился крот-

Рыл большой подземный ход.

До утра идет веселье

У крота на новоселье.

  1.  Закрепление представлений о точках и линиях.

- Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

- Встаньте  друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

Молодцы отложите свои листочки в сторону и пододвиньте  тетради.

  1. Работа в тетради.

№1,

- Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

-Что вы видите на 2-ой картине?

- Что вы видите на 3-й картине?

- Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

- Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

- Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

- Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

№2

В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

-Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

- На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

- Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

- На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

№3

В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

- На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

Ответы детей: Линейка.

-Через синюю точку проведите кривую линию так.

V. Физкультминутка.

Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг ластик выбегает

И одну из них стирает.

«Ластик» подходит и осаливает одну из  «точек».

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить.

«Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

(тропинка)

(дорога)

(линейка)

(река)

нет, берега – кривые линии)

(мостик)

Ответы детей

Ответы детей: точки.

Ответы детей: кривая линия

Ответы детей: прямую линию

Ответы детей: линейка.

Ответы детей: мешает бабушке.

Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

Ответы детей: воспользоваться линейкой.

Ответы детей: линейка

Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

10мин

7мин

1мин

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы

. Повторение.

№4

В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

- Посмотрите на картинки.

- Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Выполняют самостоятельно.

Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой  1 и все что по два соединить с цифрой 2.

2мин

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

- На что похожи точки?

- На что похожи кривые и прямые линии?

- Как можно нарисовать точку?

-С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

Ответы детей: С помощью линейки.

2мин

7

Рефлексия

Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

Трудности возникли с самостоятельным  с заданием

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...