«Число 8. Цифра 8»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Вид: Познание ФЭМП
Тема «Число 8. Цифра 8»
Цель: Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда 7 и 8.
Задачи: Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8, отношения к числу 7.
Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве с использованием схемы лабиринта.
Развивать логическое мышление: выкладывая ряд геометрических фигур, изменяя три признака в каждой следующей.
Материал: лабиринты на каждого ребенка, демонстрационные квадраты синего и красного цвета, пластилин, блоки Дьенеша, карандаши, фломастеры.
Интеграция образовательных областей: труд, физкультура, художественная литература.
Ход ООД
Вводная часть
(Дети стоят в кругу. Воспитатель загадывает загадку.)
В.:Плюсы и минусы, знаки деления
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется? (Математика)
Дети вы любите математику? (Да) Сегодня мы с вами будем заниматься математикой. Сейчас мы с вами посчитаемся порядковым счётом от 1 до 7. Запомните свое число.
( дети считаются порядковым счетом от 1 до 7).
В.: Посмотрите, на столе находится большой дом для цифр. Предлагаю вам заселить этот дом жителями: цифрами, сделанными из пластилина.
(На столе лежат цифры из пластилина, сделанные детьми заранее. Дети проходят к столу, берут ту цифру, какое число при счете у них было.
В.: Заселяем цифры, начиная с первого этажа. Как вы думаете, какая цифра будет жить на первом этаже? (1). (После вопроса дети заселяют цифры)
На втором?
И так далее до 7.
Кого вы поселили в дом? (поселили цифры от 1 до 7). Как мы их поселили? (по порядку).
Ребята, верхний этаж остался незаселенным. Вы хотите узнать, кто будет жить выше цифры 7?
( предлагает детям пройти за столы)
Основная часть
В.:Чтобы узнать цифру, которая будет жить на верхнем этаже, давайте вспомним, что вы знаете о числе и цифре 7.
1 задание.
Состав числа 7. На доске выставлены 3 ряда квадратов.
В.: Сколько в каждом ряду квадратов? (в каждом ряду по семь квадратов)
Сколько в первом ряду синих, сколько красных квадратов? (Шесть красных и один синий). Какие равенства можно составить с этими квадратами? (Вызываются к доске дети и каждый ребенок составляет одно равенство. 6+1=7, 1+6=7,7-1=6, 7-6=1.
Сколько во втором ряду синих, сколько красных квадратов? (Пять красных и два синих). Какие равенства можно составить с этими квадратами? (Вызываются к доске дети и каждый ребенок составляет одно равенство. 2+5=7, 5+2=7, 7-2=5, 7-5=2.
Сколько в третьем ряду синих, сколько красных квадратов? (Три красных и четыре синих). Какие равенства можно составить с этими квадратами? (Вызываются к доске дети и каждый ребенок составляет одно равенство. 3+4=7,4+3=7,7-4=3,7-3=4.
2 задание.
Д/и «День - ночь»
В.:Сейчас мы поиграем в игру «день – ночь». Запомните эти квадраты. Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. Ночь.( Дети засыпают). Воспитатель добавляет в 1-й ряд 1 красный квадрат.
- Что изменилось? (В 1-м ряду появился красный квадрат)
- Сколько квадратов стало в 1-м ряду? (8)
- Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов: 7+1=8).
- какое числомы свами получили? (8).
- Каждое число обозначается цифрой. Число 8 обозначается цифрой 8. (Воспитатель выставляет на доске цифру 8.)
- На что похожа цифра 8? (снеговик,….,…..)
В.:У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять, шесть тихо сесть.
3 задание.Работа в тетради.
В.: Чтобы еще ближе познакомиться с числом 8 и цифрой 8,открывайте тетради на закладках.
Задание №1.
В.: Рассмотрите ряд чисел. Какое из них больше 4(5,6,7), меньше 6 (5,4,3,2,1).
На сколько каждое новое число больше предыдущего? (На 1).
Посмотрите на числовой отрезок. Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо сделать шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1).
Кто-нибудь из детей показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.
В.: Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек? (6+2, 5+3, 4+4).
А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7+1)
Задание №2
В.: Посмотрите на рисунок. Наша восьмерка очень рада, что нашла своих друзей:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
Почему восьмерка так обрадовалась мишке и мышке, матрешке и зайке, грибку и груше? (Все они напоминают восьмерку).
Ребята покажите, как пишет Буратино цифру 8 своим носом. А как ее пишет футболист, дирижер. (Дети показывают).
Задание №3
В.: Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8. Посмотрите на следующее задание.
Сколько горошин на 1-м рисунке? (8).
Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1-желтая)
Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7+1).
На доске выставляется выражение 7+1
Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин). Второе слагаемое? (Число желтых горошин).
В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет.На остальных рисунках горошин не хватает).
Дорисуйте их желтым карандашом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять это задание.
1-й ребенок:
Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2 желтые горошины: 6+2= 8.
На доске выставляется выражение 6+2
2-й ребенок:
В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3желтые горошины: 5+3= 8.
На доске выставляется выражение 5+3
3-й ребенок:
В последнем стручке 4 зеленые горошины. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 4желтые горошины: 4+4= 8.
На доске выставляется выражение 4+4
Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8? (7+1, 6+2, 5+3, 4+4).
Ваши пальчики устали писать цифры. Пусть они отдохнут и поиграют.
Пальчиковая гимнастика
Люблю по городу гулять, (шагают по столу указательным и средним пальцами)
Люблю смотреть, люблю считать
«Детский мир» -раз,
«Даурия» - два,
«Парк» - это три,
А церковь – четыре,
Детский сад – это пять,
Люблю в садике играть
4 задание.
Ребята, следующее задание вы будете делать в парах. Откройте коробочки с фигурами. Выложите дорожку из 8 фигур так, чтобы следующая фигура отличалась от предыдущей цветом, формой и размером. (Проверяю).
Сколько всего фигур выложили? (8). Сложите фигуры в коробочки.
5 задание.
У вас на столах лежат лабиринты. Укажите дорогу цифре 8 в свою квартиру.
(дети заполняют лабиринты)
Вы узнали, какая цифра поселилась в пустой квартире выше цифры 7? (8).
(Воспитатель прикрепляет готовую цифру 8 на дом.)
Заключительная часть.
Наше занятие подошло к концу. Давайте поговорим, что вы запомнили и что узнали нового. А чтобы вам помочь, я предлагаю вам карточки:
- Я задумался о…..
- Мне запомнилось…
- У меня лучше всего получилось…..
-Мне понравилось…
Вывод:
Молодцы! Мне кажется, восьмерка будет рада, если вы сами придумаете и нарисуете другие картинки, в которых она спряталась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...
"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и цифры 1и 2.»
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и ...
«Счёт до пяти, число и цифра«5». Знакомство с цифрой «5» и соответствие с количеством предметов.
Упражнять в счете от 1 до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия «сначала - потом», «узкий...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"
Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...
НОД по познавательному развитию «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача»
НОД по познавательному развитию «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача»...