Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
педагогического мероприятия
с детьми младшей группы
общеразвивающей направленности
по познавательному развитию
«Удивительное путешествие
в гости к смешарикам»
(нетрадиционное занятие –
технология развивающего обучения "ТРИЗ")
Подготовила и провела воспитатель
Култаева Ольга Владимировна
Санкт-Петербург
2020
Тема: «Удивительное путешествие в гости к смешарикам»
Цель: Развитие познавательной активности, внимания, памяти, креативного мышления, творческих возможностей.
Задачи:
Обучающие:
– продолжать учить различению и называнию основных цветов (красного, жёлтого, зелёного, синего);
– развивать умение на ощупь определять геометрическую фигуру и правильно называть ее;
– закреплять умение сравнивать фигуры по заданному признаку, правильно обозначать результат сравнения.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать логическое мышление, воображение, сообразительность у детей;
- развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ.
Воспитывающие:
– воспитывать желание помочь;
– закрепить знания о правилах поведения в общественном транспорте;
– воспитывать интерес к математическим действиям;
– укреплять положительные эмоции.
Метод:
- Словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, пояснение, объяснение, указание);
- Практический (поисково-практические действия);
- Игровой (Блоки Дьенеша, создание игровой ситуации, игры).
Приемы: развивающие задания (технология развивающего обучения "ТРИЗ"), загадки, вопросы.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, конструирование.
Демонстрационный материал: игрушки-смешарики, чудесный мешочек, карточки с загадками, обручи, магнитофон, аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…», контур дома.
Раздаточный материал: Набор блоков Дьенеша, «билет» с изображением геометрических фигур (на каждого ребенка) , геометрическая фигура на сиденье стула, карточка с изображением сюжетного предмета, составленным из контуров блоков Дьенеша,
Предварительная работа: Дидактические игры «Круг, квадрат, треугольник», «Цветы и бабочки»; «Какой формы предмет?». Конструирование фигур из блоков Дьенеша. Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Автобус».
Активизация словаря: «геометрические фигуры», «автобус», «синий», «зелёный», «жёлтый», «красный», «круг», «квадрат», «треугольник», «маленькие синие», «желтые треугольники».
Количество детей: 12 чел.
Структура и методические приёмы:
- Вводная часть – 2 минуты.
- Гость на занятии;
- Создание проблемной ситуации.
2. Основная часть (12 мин)
- Отгадывание загадок;
- Волшебный мешочек с геометрическими фигурами;
- Физкультминутка;
- Игры с геометрическими фигурами.
3.Заключительнаячасть (1 минута)
- Обобщение воспитателя.
Ход образовательной деятельности
| Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства
| Деятельность взрослого | Деятельность детей
|
1. | Вводная часть (Приветствие, гость на занятии)
| Дети входят в зал, стоят вокруг воспитателя.
| Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Бараш. Посмотрите, какой он грустный. Что же с тобой случилось, Бараш? Он говорит, что приглашён на день рождения к своему другу Крошу; но дорога к нему очень длинная и трудная, нужно пройти много препятствий. Он просит помощи. Поможем нашему гостю? Ребята, а на чём мы отправимся в такую длинную дорогу? В: Правильно. Давайте мы поедем на автобусе. А как нужно вести себя в автобусе? | Дети входят в зал и здороваются с гостями.
Дети беседуют с педагогом по вопросам. |
2. | Вводная часть (Проблемная ситуация) | Дети садятся в автобус (на стульчики), занимают места согласно изображению на билетах.
Воспитатель подготовила билеты с изображением геометрических фигур.
| В: Ребята, чтобы отправиться в путь, нам нужны билеты. Подойдите ко мне: я вам их раздам. (Раздаёт билеты.) Внимательно посмотрите на свои билеты. Что там изображено? В: А как всё это можно назвать одним словом? В: Бараш, видишь, какие умные у тебя помощники! Посмотрите, а на моём билете что изображено? В: Изображение синего квадрата на моём билете означает, что я могу сесть на место, тоже помеченное синим квадратом. Теперь и каждому из вас нужно найти своё место в автобусе. Внимательно посмотрите ещё раз на свои билеты: они вам подскажут. Все заняли свои места? Можно ехать! В путь! | Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети называют геометрические фигуры, цвет фигур.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети ищут свои места; воспитатель по мере необходимости помогает кому-то соотнести изображение на билете с фигурой на стуле |
3. | Основная часть (путешествие на автобусе) «Отгадайка» | Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».
С каждым ответом на загадку воспитатель выкладывает на мольберт соответствующую геометрическую фигуру.
Воспитатель показывает мешочек
Воспитатель наполняет мещочек геометрическими фигурами (блоками Дьенеша). | В: Вот и первая остановка, которая называется «Отгадайка». На этой остановке нужно отгадывать загадки. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать: Я давно знаком с тобой: Каждый угол твой прямой, Все четыре стороны – Одинаковой длины. Всем тебя представить рад, А зовут тебя… (Квадрат.)
Нет углов у меня – И похож на блюдце я, На тарелку, колесо, На широкое лицо. Кто же я такой, друзья? (Круг.)
Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я? (Треугольник) В. Бараш, какие же молодцы твои помощники! Все загадки отгадали! Напомните нашему гостю, как всё то, что мы отгадали, одним словом называется? В. Ребята, а это что такое? В. Правильно, это мешочек. Но не простой, а волшебный! Наш автобус дальше не поедет, пока мы не отгадаем, что внутри волшебного мешочка. Но вот беда: заглядывать туда нельзя, а если мы не отгадаем, что там лежит, то Бараш не сможет попасть на день рождения своего друга. (Обращается к Барашу.) Что ты сказал, Бараш? Дети, Бараш не может понять, как можно узнать предмет, который не видишь. Покажем, как мы умеем это делать? Давайте сделаем так: каждый из вас будет по очереди подходить к мешочку и опускать туда руку; ощупав ладошкой один предмет, нужно назвать его и только потом вытащить. В. Молодцы, дети! Расколдовали мы волшебный мешочек. Теперь можно ехать дальше. Занимайте свои места. Поехали! | Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отгадывают загадки
Дети отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы
Дети на ощупь определяют блоки Дьенеша и называют какую геометрическую фигуру достали.
|
| Физкультминутка
| Дети встают в круг вместе с воспитателем.
| В: Перед тем, как отправится дальше в путь, предлагаю вам сделать разминку. «Если нравится тебе, то делай так.» | Дети встают по кругу поют и выполняют движения в соответствии с текстом. |
| «Лесная школа»
| Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».
Воспитатель подготовил картину с изображением лесных зверят.
Дети занимают свои места в автобусе.
| В. Вот и вторая остановка, которая называется «Лесная школа». Наш автобус дальше не поедет, пока мы не поможем лесным зверятам составить картинку. Ребята, подойдите к зверятам, посмотрите внимательно на ту картинку, что есть у них, и помогите составить такую же из фигур. Молодцы, какие вы замечательные помощники! В. Бараш очень рад, что вы его выручаете. Теперь можно ехать дальше. Занимайте свои места. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети накладывают на контурные изображения соответствующие по цвету, форме и размеру блоки |
| «Новый детский сад» | Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…».
Воспитатель делит детей на группы (девочки и мальчики)
Воспитатель вносит обручи. При выполнении детьми задания воспитатель переспрашивает то у девочек, то у мальчиков, куда какие фигуры нужно класть.)
За помощь Барашу дети получают наклейки. | В: Вот и добрались мы до последней остановки, которая называется «Новый детский сад». И здесь опять необходима наша помощь: детки-фигурки не могут найти свою группу. Сейчас я выясню, в чём там дело, и мы попробуем разобраться. Поняла! В новом детском саду только две группы. Одна группа – для всех жёлтых треугольников, а другая – для всех маленьких синих фигур. Да, трудная задача! Давайте мы с вами разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Так быстрее справимся, и Бараш успеет к своему другу вовремя. Слушайте внимательно задание. Вот эти группы (показывает на обручи). Девочки помогут всем жёлтым треугольникам попасть в свою группу, а мальчики – всем маленьким синим фигурам – в свою группу. Приступайте! В. Молодцы, ребята! Справились с заданием! Ой, посмотрите: оказывается, за этим детским садом и находится домик у Кроша. Мы помогли Барашу преодолеть все препятствия и вовремя успеть на день рождения! В. Бараш очень благодарен за помощь и хочет подарить вам вот такие красивые наклейки. Он говорит, что вы их заслужили. Покажите их дома родителям и расскажите о том, за что вас так наградили. В. Итак, пусть наши друзья празднуют день рождения, а мы скажем им «до свидания» и отправимся в обратный путь. Занимайте свои места в автобусе. Поехали! | Ответы детей на вопросы воспитателя.
Ребята выполняют задание. |
3. | Заключительная часть. | Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем…». | Вот мы и приехали в свой красивый, уютный детский сад! Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что вы расскажете мамам и папам? За что похвалил вас сегодня Бараш? И я вас хвалю за то, что вы такие добрые, отзывчивые, смелые ребята! Не побоялись трудностей, согласились помочь Барашу – и у вас это хорошо получилось.
| Дети отвечают на вопросы воспитателя. |