Проект по математическому развитию "Раз, два,, три, четыре, пять"
проект по математике (средняя группа)
Проект по математическому развитию "Раз, два, три,четыре, пять" для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poekt_po_matematicheskomu_razvitiyu_raz_dva_tri_chetyrepyat.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Березка»
ПРОЕКТ
«Раз, два, три, четыре, пять».
Выполнила:
Сулоева Ольга Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Семенов 2019г.
Проект
«Раз, два, три, четыре, пять».
Все, что познается, имеет число,
ибо невозможно ни понять ничего,
ни познать без него.
Пифагор
Математика — царица наук.
Карл Фридрих Гаусс
Тип: познавательно - игровой
Продолжительность: 3 месяца (январь, февраль, март)
Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.
Актуальность темы:
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их дальнейшего благополучного развития в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, хотя никто из них об этом даже не подозревает и редко об этом задумываются даже их родители. Например, ребенок в достаточно раннем возрасте может ответить много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у его друга, сколько конфет дала бабушка и т. д.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, которое заложено в образовательной области «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью), а также с развитием математического стиля мышления. Кроме того, благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря).
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических способностей является одним из важных направлений работы дошкольных образовательных организаций. Задача воспитателей – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.
«Математика-это царица всех наук. Она приводит в порядок ум.» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только в обучении математике. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателей и родителей – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, приобщая к этому предмету в игровой форме.
Объект: дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, интерактивные игры.
Гипотеза: Использование специально-подобранных дидактических игр, игровых упражнений, способствует развитию счета у детей.
Проблема: Трудности у детей в развитие математических способностей детей дошкольного возраста: умение вести счет, соотношение количества и цифры, решение арифметических задач.
Цель: Формирование у детей умение считать до пяти, через игровую деятельность.
Задачи:
- Закреплять навыки прямого счета в пределах пяти, называть числа по порядку;
- Формировать умение пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах 5-ти.
- Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя или убирая один предмет.
- Формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
- Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, математических ребусов.
- Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Ожидаемые результаты:
- Через использование специально-подобранные дидактические игры и игровые упражнения у детей будет сформировано умение считать в пределах 5-ти, сравнивать две группы предметов используя счет, дети научатся решать простые арифметические задачи;
- Усвоение знаний в школе для детей будет не механическим, а осмысленным.
- Проведенная работа позволит расширить представление детей, перенести знания и способы деятельности в новые условия, развить у детей любознательность, логическое мышление, внимание.
- Сотрудничество с родителями воспитанников по теме «Веселый счет».
Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Проведенная работа повысит внимание родителей, педагогов и детей к вопросам обучения математики.
Пути реализации:
- организованно-образовательная деятельность
- совместная деятельность педагога с детьми
- элементы самостоятельной деятельности
- взаимодействия с родителями
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- подбор методической литературы
- изготовление и подбор дидактических игр и пособий
- создание интерактивных игр и презентаций
2. Реализация проекта
- определение проблемы, цели, задачи;
- планирование различных форм работы с детьми.
- планирование различных форм работы с родителями.
3. Практический
- реализация проекта
4. Заключительный
- презентация и защита проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете
Методы и технологии:
- наглядный
- практический
- знакомство с дидактическим материалом
- игровые технологии
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей
- материальное обеспечение проекта
- методические разработки
Механизмы реализации проекта:
- Организованная - образовательная деятельность
Направление развития | Тема |
Познавательное | «Кто быстрее?» «Посмотри вокруг» «Путешествие в страну Цветных чисел» «В Цветочном городе» «Урожай коротышек» «Кто где живет» «Хватит ли» «Когда это бывает» |
Социально-коммуникативное | «Что такое светофор?» «Во, что я люблю одеваться» «Предметы бытовой техники» |
Художественно-эстетическое | Лепка «Наша елка вся в игрушках» «Они живут в лесу» «Украсим сердечки» «Пуговицы для платья» «Чашки для кукол» Рисование «Мы играем со снежками» «Русский сарафан» «Украсим вазу» «Весенняя капель» «Я веселый и смешной, завожу своей игрой» Аппликация «Светофор» «Рыбки в водице» «Открытка для мамочки» Конструирование «Домик для Деда Мороза» « Домик для матрешки» |
Физическое | «У медведя во бору» «Гуси лебеди» «Найди пару» «Медведь и пчелы» |
- Совместная деятельность педагога с детьми
Групповая Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Интерактивные игры: «По страницам сказок» «Веселый счет» Работа с игровыми пособиями: «Собери узор» (Кубики Никитина) «Сложи узор» (счетные палочки) «Напиши правильно» (рисование на манке) «Построй лесенку» (палочки Кюизенера «Сколько» (счет на математическом развивающем панно) «Веселая гусеница» Просмотр познавательных обучающих мультфильмов: «Пластилинки-циферки» «Учимся считать вместе с Хрюшей и Степашкой» Чтение: Александрова З.Н. Раз-два-три-четыре-пять! «Катя в яслях» Сергей Михалков «Пальчики» «Котята» Маршак С.Я. «Веселый счет» «Мыши» «Маленькие феечки» В. Сутеев «Цыпленок и утенок» «Под грибом» «Кораблик» К.Ушинский "Четыре желания" В.Бианки "Лис и мышонок" Русские народные сказки: "Колобок", "Курочка Ряба", "Пузырь, Соломинка и Лапоть", "Лиса-повитуха", "Два брата", "Три медведя", "Три поросёнка", "Мужик, медведь и лиса". Загадки про цифры Пальчиковые игры: «Белочки» «Пять мишуток» «Дом» «Часы» «Червячки» «Котята» «Пальчики» «Кораблик» «Горох» «Зима» Физкультминутки: Раз, Два, три… Вопросы: «Сколько домиков у пальчиков в перчатке» «Сколько чашечек поставим, сколько ложечек положим?» «Сколько блюдцев, столько и чашек» «Сколько птиц прилетело к кормушке?» «Сколько мячей?» |
3.Самостоятельная деятельность
Деятельность детей | Тема |
Игровая | Дидактические игры: «Цифровой поезд» «Ферма» «Подбери цифру» «Какой по счету» «Волшебный цветок» «Выложи цифру» (пуговицы, пластилин, счетные палочки, бобы и др.) Сюжетно-ролевые игры: Овощной магазин Оденем куклу на прогулку «Повара» |
Изобразительная | Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО (лепка, рисование, цифр, раскраски по цифрам) |
Чтение художественной литературы | Самостоятельная деятельность детей в читальном уголке (рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, чтение с воспитателем литературы по теме, отгадывание загадок, книжка-малышка «Веселый счет». |
- Взаимодействие с родителями
Родительское собрание | «Путешествие в страну Математика» |
Консультация | «Развитие математических способностей у детей 4-5 лет» |
Проекты | «Веселые цифры» (Яковлевы) «Готовим и считаем» (Сусловы) Книжка-малышка «Веселый счет» (Лебедевы) |
Список использованной литературы
1 И.Т. Бабаевой, З.А. Михайловой. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией ООО «Издательство» «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2002г.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.
5. Логинова В.И. Бабаева Т.И. «Формирование ЭМП» «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада. - 2-е изд, перераб. - М., 1984
Дидактические игры и упражнения
Дидактическая игра «Один – много»
Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
Лист – листья, много листьев
Медведь – медведи, много медведей
Комар – комары, много комаров
Стул – стулья, много стульев
Цветок – цветы, много цветов
Апельсин – апельсины, много апельсинов
Помидор – помидоры, много помидоров
Мяч – мячи, много мячей
Дидактическое упражнение «Один, два»
Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.
Описание: Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены предметы в количестве 1, и 2 штук. Ребёнок должен назвать количество изображённых предметов и называя их .
Один стул – два стула
Один мяч – два мяча
Одна кровать – две кровати
Один цветок – два цветка
Один волк – два волка
Одна качель – две качели
Одна ягода – две ягоды
Дидактическое упражнение "Счёт до трех" (работа с раздаточным материалом: чего больше, чего меньше, сделай поровну).
Раздать детям по 3 зайчика и 2 морковки. Задание: раздать каждому зайчику по морковке. Сказать чего больше, чего меньше и как сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну.
Дидактическое упражнение "Назовите правильно".
-Сколько в году времён года? Назовите их последовательно.
- На сколько частей делят сутки? Назовите их.
- У кого из вас семья состоит из четырёх человек? Назовите имена членов своей семьи.
- Сколько углов и сторон у квадрата, у прямоугольника?
- Чем отличается квадрат от треугольника?
Дидактическая игра «Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример: Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми – математический досуг для детей средней группы: «Раз, два, три, четыре, пять – научились мы считать»
Цели: 1. Образовательные задачи:Закреплять умения детей считать в пределах 5.Закреплять знание цифр от 1 до 5.2. Развивающие задачи:Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное вос...
Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе"Раз,два,три,четыре,пять-вместе учимся считать.
Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять-вместе учимся считать»Оксана Мухина Конспект занятий по математическому развитию во ...
Проект по ФЭМП "Один, два, три, четыре, пять...будем весело играть"
Проект по ФЭМП...
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группе Тема: «Раз, два, три, четыре, пять научились мы считать»
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группеТема: «Раз, два, три, четыре, пять научились мы считать»Цели: 1. Уточнить представления о порядковом счёте.2. Упра...
Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать».
Программное содержание: закрепить навыки порядкового счёта в пределах пяти, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы “сколько?”, “по счёту?&rdq...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...
Математическое развлечение «Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать» в старшей группе
Цель:Образовательные:1. Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10;2. Способствовать формированию умений в пои...