Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)
- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.
- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)
- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.
- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Актуальность:
Введение счета и измерения при обучении детей представлениям о числе, обоснование принципов отбора содержания, разработка методов, формирование количественных представлений является очень важным аспектом воспитания дошкольников.
Анализ педагогической литературы и существующей педагогической практики показывает, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные обобщения составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В научной литературе, посвящённой математическому развитию детей, обычно декларируется, что ребёнок живёт в образе – наглядном, конкретном, действенном, однако в ней не представлена та сторона его жизнедеятельности, в которой этот образ складывается, оформляется в виде определённых познавательных структур, как образ числа, становится явлением математического развития. Отсутствие направленного руководства со стороны взрослого ходом начального образного овладения количественными отношениями действительности и их речевыми обозначениями, как правило, приводит к заметному отставанию некоторых детей в числовом развитии, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их обучении математике в школе. В связи с эти тема становления образа числа у детей дошкольного возраста является актуальной, решение которой может способствовать эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Педагогические условия становления образа числа:
- накопление моторно-двигательного опыта детей для чувственного освоения пространственно-временной природы образа числа
- речевое общение детей по поводу узнавания количества
- самостоятельность детей в выборе наглядных речевых способов фиксации количественных отношений
- совместная деятельность со сверстником, стимулирующая познание смысла количественной действительности.
Индивидуальная программа «Образ числа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие познавательных процессов - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, внимания, памяти, воображения, которые составляют основы творчества.
Ребёнок, обладающий творческими способностями, готов к познанию нового учебного материала, может самостоятельно планировать свои действия, оценивать полученный результат, а так же овладеть средствами познавательной деятельности (умение производить классификацию, сериацию, обобщать, находить закономерность, продолжить ряд, схематизировать, моделировать.)
Формы работы:
- игры- занятия (комплексные, театрализованные, сюжетно-игровые)
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
-настольно-печатные игры
- подвижные игры
-словесные игры
-развлечения
-работа с родителями (оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, индивидуальная работа, проведение мастер-классов)
Иры-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут.
Развлечения – 1 раз в год.
Организация игровой деятельности проводиться как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в процессе всех режимных моментов.
Планируемые результаты:
Дети знают:
- названия чисел от 1 до 10
- названия цифр от 1 до 9, обозначающих число
-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети умеют:
- соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе.
- сравнивать количество элементов во множествах, выраженных смежными числами, путём составления пар с помощью слов столько-сколько, равно, не равно, больше, меньше, поровну.
-сопоставлять количество элементов во множествах с цифрой
- выделять предметы из группы по общему названию (признаку), сравнивать предметы, разбивать предметы на группы в соответствии с общим названием (признаком) (в том числе и геометрические фигуры)
- составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков.
Перспективное планирование
Месяц | № | Тема | Задачи |
сентябрь | 1 2. | Число 1 Число 1 | 1.Познакомить детей с числом 1 2.Закрепить понятия «один», «много» 3.Развивать творческие способности в рисовании. 1.Продолжать знакомить детей с числом 1 2.Упражнять в выделении одного предмета из множества 3.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 4.Упражнять в классификации предметов по одному признаку: цвет, размер 5.Развивать творчество при составлении панно из кругов. |
3. 4. | Число 1 Число 2 | 1.Познакомить детей с цифрой 1 2.учить детей соотносить количество предметов с цифрой 3.Учить детей пользоваться обобщающим понятием и находить лишний предмет 1.Познакомить детей с числом 2 и его образованием 2.Познакомить с тем, что луна вращается вокруг Земли. Она является её спутником. 3.Познакомить с ночными животными: сова, ночная бабочка, летучая мышь 4.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 5.Развивать творчество при рисовании красками. | |
октябрь | 1. 2 3. 4. | Число 2 Число 2 Число 2 Число 3 | 1.Познакомить детей с тем, что луна «управляет» движением воды в природе; с изменением воды с учётом условий: снег, лёд, роса. 2.Познакомить со смешением двух красок: синей и жёлтой 3.Развивать воображение при рисовании данными красками. 1.Познакомить детей с цифрой 2, с понятием «пара» 2.Упражнять в решении логической задачи «Найди пару» 3.Развивать мышление при лепке цифры 2 4.Упражнять в классификации предметов по двум признакам: цвет и форма 1.Закрепить знания детей о числе 2 2.Развивать умения находить знакомые цифры 1 и 2 среди других цифр. 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 4.Упражнять в сравнении двух групп предметов 1.Познакомить детей с числом 3 и его образованием, выяснить, где это число встречается в природе, в каких «живёт» сказках 2.Познакомить с вооружением русских богатырей (шлем, щит, копьё, кольчуга), из чего сделаны (металл) 3.Упражнять в построении сериации по ширине |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | Число 3 Число 3 Число 3 Число 4 | 1.Продолжать знакомить детей с числом 3 2.Упражнять в сравнении смежных чисел 3. Упражнять в составлении треугольника из счётных палочек 4.Упражнять в классификации треугольников по двум признакам: цвету и размеру 5. Развивать воображение при составлении панно из треугольников 1.Познакомить детей с цифрой 3 2.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 3.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и построить ряд
1. Упражнять в нахождении цифры 3 среди других цифр 2.Упражнять в отсчёте предметов в пределах 3 3.Закреплять умение в сравнении смежных чисел 4.Развивать мышлении при составлении гирлянды из трёх колец. 1.Познакомить детей с числом 4: где это число встречается в окружающей обстановке (у стола 4 ножки, у машины 4 колеса и т. д.) 2.Продолжать знакомить детей с временами года: название, характерные признаки 3.Провести сравнительный анализ геометрических фигур: куб и квадрат. 4.Упражнять в составление панно из квадратов |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. | Число 4 Число 4 Число 5 Число 5 | 1.Познакомить детей с цифрой 4 2. Познакомить с образованием числа 4 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Упражнять в построении сериации по длине 1.Учить детей находить цифру 4 среди других цифр 2. Учить детей сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4 3. Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 4 4.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги «на», «под». «за» 1.Познакомить детей с числом 5: где это число встречается в природе (морская звезда, пять пальцев на руке и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 5 3.Упражнять в прямом счёте в пределах 5 4.Упражнять в классификации фигур по одному признаку: форма 1.Познакомить детей с цифрой 5 2. Сравнение смежных чисел 3.Упражнять в построении сериации |
январь | 1. 2. | Число 5 Число 6 | 1.Учить детей находить цифру 5 среди других цифр 2.Упражнять в пересчёте предметов в пределах 5 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5 4.Упражнять в построении простого логического ряда 1.Познакомить детей с числом 6, где оно встречается в природе (ноги у насекомых, соты у пчёл и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 6 3.Упражнять в счёте в пределах 6 4. Упражнять в ориентировке в пространстве: «лево», «право», «впереди», «сзади» |
Февраль | 1. 2. 3. | Число 6 Число 6 Число 7 | 1.Познакомить детей с цифрой 6 2. Закрепить названия цифр 1-5 3. Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 6 4.Упражнять в прямом счёте в пределах 6 5.Развивать смекалку, мышление при разгадывании загадок. 1.Учить находить цифру 6 среди других цифр 2.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 6 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд. 1.Познакомить детей с числом 7, где оно встречается в природе (ноты в музыке, цвета радуги, дни недели и т. д.) 2. Познакомить детей с образованием числа7 3.Познакомить детей с названиями дней недели, цветами радуги. 4.Учить считать в пределах 7 5.Развивать творчество при рисовании красками. |
март | 1. 2. 3. 4. | Число 7 Число 7 Число 8 Число 8 | 1.Познакомить детей с цифрой 7 2.Упражнять в счёте в пределах 7 3.Развивать смекалку, мышление при отгадывании загадок 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд 1.Упражнять в нахождении цифры 7 среди других цифр. 2.Закрепить названия цифр 1-7 3.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 7 4.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 7 5.Закрепить понятия «длинный», «короткий», «высокий», «низкий» 1.Познакомить детей с числом 8 и его образованием 2.Учить считать в пределах 8 3. Упражнять в сравнении смежных чисел 4. Упражнять в решении простой логической задачи 1.Познакомить с цифрой 8 2.Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 8 3.Учить сопоставлять цифру 8 с количеством предметов 4.Упражнять в решении простой логической задачи: что лишнее. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | Число 8 Число 9 Число 9 Число 9 | 1.Закрепить названия цифр 7и 8 2.Упражнять в нахождении их среди других цифр 3.Упражнять в сопоставлении количества предметов с цифрой 4.Закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь 1.Познакомить детей с числом 9 и его образованием 2.Учить считать в пределах 9 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Закрепить дни недели. 1.Познакомить с цифрой 9 2.Упражнять в нахождении знакомых цифр и сопоставлять их с количеством предметов 3.Упражнять в решении простой логической задачи 1.Упражнять в нахождении цифры 9 среди других цифр 2. Закрепить названия цифр 7-9 3.Формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов |
май | 1. 2. 3. | Число и цифра 0 Количество и счёт Творческое задание «Моё любимое число» Развлечение Приключение Нолика» | 1.Познакомить детей с числом и цифрой 0 2.Упражнять в счёте в пределах 10 3.Познакомить с числовым рядом. 4.Закрепить названия цифр 1-9 1.Упражнять в счёте в пределах 10 2.закрепить названия цифр 1-9 3.Развивать творчество детей в рисовании Закрепление пройденного материала |
Используемая методическая литература:
- Комплексная программа «Радуга»
- Комплексная программа математического развития детей дошкольного возраста под редакцией Л. Г. Петерсон
- Учебно-методическое пособие «Математика в детском саду» Л.П.Новикова
-Комплексная программа «Детский сад 2100», 2008
Организованная деятельность детей в ходе режимных моментов
Месяц | Число | Содержание организованной деятельности |
Сентябрь | Один-два | 1.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Трезор», Э. Мошковская «Жадина», Е .Пермяк «Первая рыбка», А. Барто «Он был совсем один», р. н. сказка «Лиса-повитуха», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» 2.Дидактические игры: «Кто найдет цветок для бабочки», «Угости зайчат морковкой», «Закрась один предмет», «Найди цифру 1 среди других цифр», «Игра с обручем». «Кому какая форма». «Ёжики» 3.Подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Самолёты», «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль» |
Октябрь | Два - три | 1.Чтение художественной литературы: В .Бианки «Лис и мышонок», С. Капутикян «Кто скорее допьет» р. н. сказка «Лиса и журавль», р. н. сказка «Журавль и цапля», р.н.сказка «Два брата», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», р. н .сказка «Три медведя» 2.Дидактические игры: «Найди пару», «Найди и закрась 2 предмета», «Помоги Пятачку поймать шары», «Бусы», «Закрой ненужную цифру», «Широкое –узкое», «Нарисуй столько предметов, сколько показывает цифра». «Собери ягодки» 3.Подвижные игры «Скорый поезд», «Кот и мыши», «Рыбак и рыбки», «Птички». «Найди себе пару» |
Ноябрь | Три - четыре | 1.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросёнка», р. н. сказка «Мужик, медведь и лиса», В. Сутеев «Три котёнка», С. Маршак «Тихая сказка», Ю.Коваль «Дед, баба и Алеша», р. н. сказка «Снегурушка и лиса» 2.Дидактические игры: «Украсим платок», «Помоги цыплятам», «Закрой ненужную цифру», «Раскрась картинку, где 3 (4) предмета», «Раскрась яблоки» 3. Подвижные игры «Найди свой домик» (цифры), «Зайчики и волк», «В лес за грибами», «Светофор», «Уголки» |
Декабрь | Четыре -пять | 1.Чтение художественной литературы: Братья Гримм «Бременские музыканты», М.Каманская «Чудо-башмачок», К. Ушинский «Четыре желания», В.Сутеев «Кораблик», С.Михалков «Котята», «Пальчики», З.Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!», «Катя в яслях» 2.Дидактические игры: «Соберём бусы», «Закрой ненужную цифру», «Собери флажки по 5» 3. Подвижные игры «Жучки на листиках», «Найди свой домик» (форма) |
Январь | Пять - шесть | 1.Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Птичья школа»; р. н. сказки «Зимовье», «Морозко», «Репка»; Г.Х.Андерсон «Пятеро из одного стручка» 2.Дидактические игры: «Возьми столько же», «Закрой ненужную цифру», «Дорисуй», 3. Подвижные игры повторить |
Февраль | Шесть -семь | 1.Чтение художественной литературы: Братья Гримм «Шесть лебедей», р.н.сказка «Волк и семеро козлят», В. Катаев «Цветик – семицветик», Брать Гримм «Белоснежки и семь гномов» 2.Дидактические игры: «Закрой ненужную цифру», «Нарисуем радугу», «Божья коровка» 3.Развлечение «Теремок» |
Март | Семь - восемь | 1.Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», И. Гурина «Однажды семёрка гуляла по лесу», «Восьмёрка зимою смотрела в окно» 2.Дидактические игры: «У кого хвост длиннее», «Кто скорее свернёт ленту», «Нарядные зверюшки», « Закрой ненужную цифру», |
Апрель | Восемь-девять | 1.Чтение художественной литературы: Ш. Перро «Кот в сапогах», р .н. сказки «Царевна – лягушка», «Теремок», Г.Х. Андерсон «Дюймовочка», И. Гурина «В теремке жила девятка» 2.Дидактические игры: «Составь предмет», «Украсим коврик», «Закрой ненужную цифру», «Сделай столько же движений», «Найди закономерность и продолжи ряд», 3.подвижные игры «Зеркало», «Сделай столько же движений, сколько услышите ударов в бубен» |
Май | Ноль Счет до10 | 1.Чтение художественной литературы: И. Токмакова « Может ноль не виноват», С. Маршак «Вот это ноль иль ничего», «Весёлый счет», В. Тунников «Стих про весёлые цифры», А. Игнатова «Сказка с цыфрами» 2.Дидактические игры: «Собери числовой ряд», «Какой цифры не стало», «Найди ошибку», «Вставь пропущенное число», «Сосчитай и назови», «Нарисуй любимое число» 3.подвижные игры «Поезд», «Найди свой цветок» (цифры) |
Все месяцы | Рисование, лепка, украшение, вырезание из бумаги цифр, аппликация. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика со счётом. |
Работа с родителями
Консультации
- Математические игры в домашних условиях
- Как знакомить детей с цифрами
- Весёлая математика (папка-раскладушка)
Родительское собрание
«Роль семьи и детского сада в развитии умственных способностей детей»
Презентация «1,2,3,4,5 – все умеем мы считать»
Совместная деятельность родителей и детей
Найти и вырезать из газет, журналов нужную цифру, наклеить; выучить стих про цифру, нарисовать количество предметов в соответствии с цифрой, придумать и записать историю про цифру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»
Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...
Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»
Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе «Занимательная математика»
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...