Программа по математике
рабочая программа по математике (средняя группа)
Рабочая программакультурной практики«Математика»образовательная область«Познавательное развитие»для детей средней группы
общеразвивающей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika_sred._gr.docx | 68.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Рассмотрено заместителем заведующего по учебно- воспитательной работе МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________О.Н. Орехова | Принята Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» Протокол №__________________ Утверждена и введена в действие приказом от ____________№____ Заведующий МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________Э.А. Куликов |
Рабочая программа
культурной практики
«Математика»
образовательная область
«Познавательное развитие»
для детей средней группы
общеразвивающей направленности
1 компонент непрерывнойобразовательнойдеятельности в неделю
(всего 37 компонентов непрерывнойобразовательнойдеятельности в год)
2019/2020
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Математика» образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерскихотношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построенииобразовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальномвзаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандартана практике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти». – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2017 – 80 с.
- Колесникова Е.В.Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти». Математика для детей 4-5 лет. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017 – 64 с.
Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 37 часов в год (1 час в неделю), длительность одного НОД - 20 мин.
Сопутствующие формы образовательной деятельности:
- Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определенные темы;
- Фронтальные формы работы: упражнения и задания; игротека.
- Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
- Интеллектуальные досуги.
Цели рабочей программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 4-5 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
-приобщение к математическим знаниям с учётом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
-введение ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово;
-формирование основ математической культуры.
Программа способствует решению следующих задач:
- Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета.
- Формировать представления о порядковом счете.
- Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
- Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов; когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по размеру, цвету, форме.
- Устанавливать размерные отношения между тремя - пяти предметами разного размера, располагать их в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.
- Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, прямоугольнике.
- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
- Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положения предметов по отношению к себе.
- Познакомить с пространственными отношениями далеко - близко.
- Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательностей.
- Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
В рабочей программе выстроены периоды непрерывной образовательной деятельности в определенном порядке по принципу «от простого к сложному».
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в нее включены сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, использование игровых модулей, использование многофункциональных сенсомоторных пособий. Соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития.
Реализация компонента МДОУ
При составлении рабочей программыучитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния детей.
- Снятие усталости, психологической напряженности и увеличение работоспособности.
- Организация двигательной активности во время НОД.
- Организация физминуток и снятие зрительного напряжения.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира.
«Физическое развитие» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни, осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки, обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
Программа предусматривает следующие способы познания: зрительный, слуховой, осязательный анализ; обследование; сравнение предметов; классификация предметов.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. В рабочей программе также заложены особенности образовательного процесса, предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Вся деятельность проходит в игровой форме.
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Культурные практики | ||
Развитие математических способностей детей 4-5 лет | Рассматривание. Наблюдение. Игра-экспериментирование. Развивающие игры. Беседа. Самостоятельная деятельность детей. | Групповая |
Формы проведения НОД
№ | Форма проведения | Количество НОД |
Традиционная НОД | 6 | |
Игровые задания | 31 |
Тематический план
№ | Тема | Количество НОД | В том числе практических НОД |
1 | Занятие №1 Один и много; сравнение множества и установление соответствия между ними. | 1 | 1 |
2 | Занятие №2 Сравнение чисел 3-4; счет по образцу загадки. | 1 | 1 |
3 | Занятие №3 Установление соответствия между числом и количеством предметов. | 1 | 1 |
4 | Занятие №4 Счет по образцу; сравнение чисел 4 и 5. | 1 | 1 |
5 | Занятие №5 Ознакомление с цифрой 1. | 1 | 1 |
6 | Занятие №6 Закрепить знания о цифре 1. | 1 | 1 |
7 | Занятие №7 Ознакомление с цифрой 2. | 1 | 1 |
8 | Занятие №8 Закрепить знания о цифре 2. | 1 | 1 |
9 | Занятие №9 Ознакомление с цифрой 3 | 1 | 1 |
10 | Занятие №10 Закрепление знания о цифрах 1, 2, 3. | 1 | 1 |
11 | Занятие№11 Соотнесение количества предметов с цифрой; сравнение чисел 3, 4. | 1 | 1 |
12 | Занятие№12 Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу. | 1 | 1 |
13 | Занятие №13 Ознакомление с цифрой 4. | 1 | 1 |
14 | Занятие№14 Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. | 1 | 1 |
15 | Занятие№15 Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4; счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. | 1 | 1 |
16 | Занятие№16 Соотнесение цифры с количеством предметов. | 1 | 1 |
17 | Занятие №17 Ознакомление с цифрой 5. | 1 | 1 |
18 | Занятие№18 Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4-5. | 1 | 1 |
19 | Занятие№19 Ознакомление с порядковыми числительными. | 1 | 1 |
20 | Занятие№20 Закрепление знаний о порядковом счете; независимости числа от пространственного расположения предметов. | 1 | 1 |
21 | Занятие№21 Независимость числа от величины предметов; порядковый счет. | 1 | 1 |
22 | Занятие№22 Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; соотнесение цифры с числом. | 1 | 1 |
23 | Занятие№23 Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | 1 | 1 |
24 | Занятие№24 Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | 1 | 1 |
25 | Занятие№25 Закрепление знаний о порядковых числительных; счет по образцу; установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | 1 | 1 |
26 | Занятие№26 Независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки. | 1 | 1 |
27 | Занятие№27 Закрепление знаний о порядковом счете. | 1 | 1 |
28 | Занятие№28 Счет по образцу; числа и цифры 1,2,3,4,5; соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 | 1 |
29 | Занятие№29 Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; порядковый счет. | 1 | 1 |
30 | Занятие№30 Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. | 1 | 1 |
31 | Занятие№31 Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. | 1 | 1 |
32 | Занятие№32 Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. | 1 | 1 |
33 | Занятие№33 Закрепление знаний о цифрах: 1,2,3,4,5; порядковый счет. | 1 | 1 |
34 | Занятие№34 Закрепление независимости числа от пространственного расположения предметов. | 1 | 1 |
35 | Занятие№35 Закрепление знаний счета по образцу, числа и цифры 1,2,3,4,5. | 1 | 1 |
36 | Занятие№36 Закрепление независимости числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу. | 1 | 1 |
37 | Диагностика | 1 | 1 |
Итого: | 37 | 37 |
Планируемые результаты освоения программы детьми средней группы
В результате обучения в НОД по образовательной области «Познавательное развитие» формируется конечная система знаний:
К концу года дети:
умеют:
- считать в пределах пяти,относить последние числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
- понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный, порядковый счёт;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
- отгадывать загадки о временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
знают:
- как сравнивать объекты по пространственному расположению (слева-справа, впереди-сзади),
- как определить местонахождение объекта в ряду (второй, третий).
- как определить последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
- как пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки – символы;
- как использовать эталоны с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).
Содержание рабочей программы
Количество и счет.
Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
Познакомить с цифрами от 1 до 5.
Учить писать цифры по точкам.
Учить соотносить цифры с количеством предметов.
Учить понимать отношения между числами в пределах 5.
Учить отгадывать математические загадки.
Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстояние друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Величина.
Учить сравнивать предметы контрастных и одинаков размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.)
Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Геометрические фигуры.
Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать представление о том, что фигуры могут бы разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Ориентировка во времени.
Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Закрепить умение различать и называть времена года: ос зима, весна, лето.
Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.
Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Учить различать понятия: быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве.
Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Логические задачи. Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Педагогическая оценка индивидуального развития детей
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. Это обеспечивает возможность оценки динамики и достижений детей, сбалансированность методов не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Результаты фиксируются в протоколе обследования уровня освоения детьми 4 - 5 лет программного материала образовательного компонента «Математика» (приложение1).
Методика проведения обследования уровня освоения детьми 4 - 5 лет
программного материала по образовательному компоненту
«Математика»
I. Количество и счет
Цель: Определения уровня знаний о количестве умение считать в пределах 5.
1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
- Что ты видишь на столе?
- Сколько кубиков на столе всего?
- Чем отличаются кубики друг от друга?
- Посчитай кубики по порядку.
- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д)
- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)
- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
- Что можно о них сказать?
2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).
II. Величина.
Цель: Определение уровня знаний об эталонах величины.
1. Дидактическое упражнение «Посади елочки»
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».
2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки»
Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.
III. Геометрические фигуры.
Цель: Определение уровня знаний о геометрических фигурах.
1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры»
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
2.Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой»
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.
IV. Ориентировка в пространстве.
Цель: Определение умения ребенка ориентироваться в пространстве.
1. Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа.
2. Дидактическая игра «Назови, что видишь».
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
V. Оценка знаний и представлений о времени
Цель: Определение умения ребенка ориентироваться во времени.
1. Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях
суток.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.
Литература и средства обучения:
Для педагогов
Методическая литература:
1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учеб.- метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти». – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2017 – 80 с.
Художественная литература:
1. Праздник числа (занимательная математика для детей)/Волина В. – М.: Знание, 1993.
2. Загадки и пословицы для малышей / составитель Тарабарина Т. И. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Познавательная (вспомогательная литература):
1. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет./ Колесникова Е.В.
Для воспитанников
Учебная литература:
1. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти». Математика для детей 4-5 лет. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2017 – 64 с.
Художественная литература:
1. «Два жадных медвежонка»
2. «Три медведя»
3. «Четыре желания»
Познавательная (вспомогательная литература):
1.Д/и: «Увлекательная геометрия»
2. Д/и: «Веселая логика»
3. Д/и: «Найди четвертый лишний»
4. Д/и: «Логика и цифры»
5. Д/и: «Цветные счетные палочки Кюизенера Х.»
6. Д/и: «Логические блоки Дьенеша»
7. Д/и: «Сложи узор» по Никитину Б.П.
8. Д/и: «Уникуб» по Никитину Б.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Математика»
образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе
Дата | № | Тема | Программные задачи | Содержание по базовой программе | ||||
по плану | по факту | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве и времени. | |||
Сентябрь | ||||||||
1 | Один и много; сравнение множеств установление соответствия между ними. | Умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много. | Один и много; сравнение множеств установление соответствия между ними. | Большой и маленький | Круг (находить среди множества фигур) | |||
2 | Сравнение чисел 3-4; счет по образцу; загадки. | Считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета; Обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; Считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять знание о времени года (осень). | Сравнение чисел 3-4; счет по образцу | Слева, справа. Времена года (осень) | ||||
3 | Установление соответствия между числом и количеством предметов. | Устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Умение считать предметы (в пределах 5); закреплять знания о геометрической фигуре квадрат. | Большой, поменьше, самый маленький. | Квадрат (находить среди множества фигур) | ||||
4 | Счет по образцу; сравнение чисел 4 и 5. | Считать предметы в пределах 5; добавлять к меньшей группе недостающие предметы; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа). | Сравнение чисел 4 и 5; счет по образцу | Части суток; слева, посередине, справа. | ||||
Октябрь | ||||||||
5 | Ознакомление с цифрой 1 | Отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1 используя образец. Понимать последовательность расположение геометрических фигур. Знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. | Ознакомление с цифрой 1 | Закрепить знания о круге, квадрате | Слева, посередине справа, | |||
6 | Закрепить знание о цифре 1 | Закрепить знание о цифре 1; о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление, что треугольники могут быть разного размера. | Закреплять знания о цифре 1 | Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. | Треугольник (находить среди множества фигур) | |||
7 | Ознакомление с цифрой 2 | Знакомить с цифрой 2; учить писать цифру 2; Различать понятие «вчера», «сегодня, «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Ознакомление с цифрой 2 | вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. | ||||
8 | Закрепить знания о цифре 2 | Закреплять знания о цифре 2; геометрические фигуры овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий). Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление, что овалы могут быть разного размера. | Закреплять знания о цифре 2. | Короткий, длинный | Овал (находить среди множества фигур) | |||
Ноябрь | ||||||||
9 | Ознакомление с цифрой 3; соотнесение цифры с количеством предметов | Отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3 среди множества других цифр. Знакомить с цифрой 3 как знаком числа 3. | Ознакомление с цифрой 3 | Время года (осень) | ||||
10 | Закрепление знания о цифрах 1,2,3. | Закреплять знание о числе и цифре №; умение соотносить цифру с количеством предметов; писать цифры 1,2,3; сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку. | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3 | Высокий, низкий. | ||||
11 | Соотнесение количество предметов с цифрой; сравнение чисел 3-4. | Учить отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. | Сравнение чисел 3-4 | Широкий, узкий. | Прямоугольник (находить среди множества фигур) | |||
12 | Независимость числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. | Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате); равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять расположение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. | Счет по образцу; сравнение смежных чисел; установление равенства. | Круг, овал. | Положение предметов по отношению к себе. | |||
Декабрь | ||||||||
13 | Ознакомление с цифрой 4 | Учит отгадывать математические загадки; развивать внимание; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по точкам. Соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький» Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. | Ознакомление с цифрой 4 | Большой, поменьше, самый маленький. | ||||
14 | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. | Закреплять знания о числе и цифре 4; геометрических фигурах треугольник, прямоугольник. Продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. | Закрепить цифры 1,2,3,4. | Влево, вправо. | ||||
15 | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4; счёт по образцу; сравнение чисел 3-4 | Учить считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов. Формировать пространственные представления (далеко, близко). | Закрепить цифры 1,2,3,4 | Далеко, близко | ||||
16 | Соотнесение цифры с количеством предметов. | Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, перед, посередине). Закреплять знания о геометрических фигурах; времена года (зима, весна, лето, осень). | Соотнесение цифры с количеством предметов. | Квадрат, прямоугольник | Вверху, внизу, слева, справа, под. Зима, весна, лето, осень. | |||
Январь | ||||||||
17 | Ознакомление с цифрой 5 | Отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади). Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима). | Ознакомление с цифрой 5 | Слева, посередине, справа. Время года (зима). | ||||
18 | Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. | Закреплять умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно». | Закрепление знаний о цифре 5; сравнение чисел 4 и 5. | Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. | Быстро, медленно | |||
19 | Ознакомление с порядковым числительными. | Учить порядковому счету в пределах 5; различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; ориентировка на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах. | Порядковый счёт в пределах 5. | Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Ориентировка на листе бумаги: верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. | |||
20 | Закрепление знаний о порядковом счете; независимость числа от пространственного расположения предметов. | Продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?»; понимать независимость числа от пространственного положения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку. | Закрепление знаний о порядковом счете. | Развитие глазомера большой, поменьше, самый маленький. | Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | Установление последовательности событий. | ||
Февраль | ||||||||
21 | Независимость числа от величины предметов, порядковый счет. | Сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделять признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку. Закреплять навыки порядкого счёта в пределах 5. | Широкий, поуже, еще уже, самый узкий. | Части суток. Широкий, поуже, еще уже, самый узкий. | ||||
22 | Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. | Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; различать понятия: вчера, сегодня, завтра. | закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; | Объемные тела: шар, куб, цилиндр | Вчера, сегодня, завтра | |||
23 | Закрепление знаний о порядковых числительных; установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Продолжать учить порядковому счету в пределах 5 различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Продолжать учить порядковому счету в пределах 5 | Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | ||||
24 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | Учить соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, посередине, справа). Способствовать развитию зрительного внимания. | Слева, посередине, справа. | |||||
Март | ||||||||
25 | Закрепление знаний о порядковых числительных; счет по образцу. | Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5); различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?». Учить соотносить количество предметов с цифрой. | Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5) | Влево, вправо. | ||||
26 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. | Учить соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; сравнивать предметы разных размеров по величине; решать логические задачки на установление закономерностей. | Сравнивать предметы разных размеров по величине. | Развитие глазомера | ||||
27 | Закрепление знаний о порядковом счете. | Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5); различения количественного и порядкового счета; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий. | Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5) | Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Времена года весна, лето, осень, зима. | ||||
28 | Счет по образцу; числа и цифры 1,2,3,4,5. | Закреплять умение считать (в пределах5); соотносить цифру с количеством предметов. Учить сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов. | Счет по образцу; числа и цифры 1,2,3,4,5; соотнесение количества предметов с цифрой. | |||||
Апрель | ||||||||
29 | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; порядковый счет. | Закреплять знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентировка на листе бумаги. Продолжать учить порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?». | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5;порядковый счет. | Умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях. | Ориентировка на листе бумаги: слева, справ, вверху, внизу. | |||
30 | Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. | Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. | Соотнесение количества предметов с цифрой; счет по образцу. | Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | ||||
31 | Соотнесение количества предметов с цифрой. | Продолжать учить соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; отгадывать математические загадки. | Соотнесение количества предметов с цифрой. | Слева, справа. | ||||
32 | Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. | Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять умение понимать отношения между числами. Закреплять понятия «быстро», «медленно». | Математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. | Широкий, узкий | Времена года. | |||
Май | ||||||||
33 | Закрепление знаний о цифрах: 1,2,3,4,5; порядковый счет. | Закреплять знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентировка на листе бумаги. | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; | Ориентировка на листе бумаги: слева, справ, вверху, внизу, посередине | ||||
34 | Закрепление независимости числа от пространственного расположения предметов. | Закреплять умение понимать независимость числа от пространственного положения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку. | Развитие глазомера большой, поменьше, самый маленький. | Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | Установление последовательности событий. | |||
35 | Закрепление знаний счета по образцу, числа и цифры 1,2,3,4,5. | Закреплять умение считать (в пределах5); соотносить цифру с количеством предметов. | Счет по образцу; числа и цифры 1,2,3,4,5; | |||||
36 | Закрепление независимости числа от пространственного расположения предметов; счет по образцу. | Закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения. | Сравнивать предметы разных размеров по величине. | Развитие глазомера | ||||
37 | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...