квест - игра Приключение Буратино в стране Экономики
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Занятие в форме квест-игры, где материал преподносится в игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_-_igra_priklyuchenie_buratino_v_strane_ekonomiki.docx | 190.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад«Берёзка»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
Методический конкурс педагогов образовательных организаций
Костромской области в 2019 году
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Приключение Буратино в стране Экономики»
( квест-игра по математико-экономическому развитию
дошкольников в подготовительной группе)
Воспитатели:
Лебедева Н.С.
Вихарева В.Г.
Николо-Полома
2019год
Пояснительная записка:
Направление работы: игровая деятельность, познавательное развитие.
Тема занятия: «Приключение Буратино в стране Экономики».
Характеристика группы: образовательная деятельность организована для детей старшей разновозрастной группы. Дошкольники уравновешены, доброжелательны, активны, любознательны. Уровень развития соответствует возрастной норме. Предварительно с детьми в образовательной и совместной деятельности были организованы беседы по финансовой грамотности.
Программы, используемые в работе: основная образовательная программа МКДОУ детского сада «Берёзка» Парфеньевского района, составленная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 гпротокол. № 2/15)
Организация пространства: Пространство для образовательной деятельности организовано в соответствии с принципами построения развивающей предметно-пространственной среды, рекомендованными ФГОС ДО. Мебель в групповом помещении была расставлена с учётом безопасной, активной деятельности воспитателя и детей, доступности материалов. Для организации детей использовалось пространство рабочей зоны , где были сдвинуты столы и зону свободной деятельности детей.
Особенности образовательной деятельности: Особенностью данной образовательной деятельности является активная позиция воспитанников на протяжении мероприятия, что обусловлено введением в дошкольное образование федеральных государственных образовательных стандартов, подразумевающих использование принципов системно-деятельностного подхода при организации процесса обучения. Использование педагогом технологии квест – игры позволяет интересно донести содержание занятия, решая педагогические задачи.
Важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость - сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Занятия с детьми носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Экономическое воспитание дошкольников предусматривает наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, и облегчает воспитание ребенком нового материала.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие | Игровая ситуация «Поможем сказочному герою» Ситуация свободного общения |
Познавательное развитие | Дидактические игры «Монетки с волшебного дерева», «Размен», « Кто кем работает?» Рассказ воспитателя о доходах, заработной плате |
Речевое развитие | Активный диалог Словарная работа Обсуждение ситуации – мотивационная беседа |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное сопровождение Игровой сюжет по мотивам сказки Иллюстративное сопровождение |
Физическое развитие | Смена динамических поз Динамическая пауза |
Цель :
Развить у детей интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России
- формировать экономическое мышление
- развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов;
- обогащать активный словарный запас
- воспитывать эмоционально - ценностное отношение и интерес к познанию, положительную мотивацию к обучению через межличностные отношения;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
Словарная работа: банк, экономия, доход, деньги, банкомат, бизнесмен, банкир и т.д.
Методы и приёмы:
- практические
- наглядные
- словесные
Материалы и оборудование:
- 6 конвертов;
- карточки с заданиями и вопросами;
- карта «Путешествие Буратино в стране Экономики»;
- геометрические фигуры(сектора): жёлтый квадрат, сиреневый треугольник, зелёный ромб, красный круг, оранжевый овал, голубой прямоугольник;
- рисунки купюр достоинством 50, 100, 200, 500, 1000 рублей с загадкой на обратной стороне;
- волшебное дерево с монетками и купюрами разного достоинства;
- разрезанная картинка сторублёвой купюры формата А4;
- рисунки с изображением людей разных профессий;
- (для физкультминутки) круг с 5 точками,5 зелёных ёлочек,12 бабочек;
- ларец или сундук с замком;
- шоколадные золотые монеты (по количеству играющих).
« Экономическое воспитание дошкольников не только приближает
ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем,
но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении
между детским садом и школой».
(Смоленцова А.Н.)
ХОД ИГРЫ
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Ребята, какое у вас сегодня настроение? А хотите, чтобы у всех было хорошее настроение? Тогда давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу! Посмотрите на меня, улыбнитесь мне! Я желаю вам хорошего дня!!!
Воспитатель: Дорогие друзья, сегодня нам предстоит отправиться в интересное путешествие.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл?
Входит Буратино.
Воспитатель:Здравствуй Буратино, как ты сюда попал?
Буратино:– Здравствуйте. Оказался я здесь не случайно, мне сказали , что в этом детском саду самые умные, самые добрые дети. А мне нужна помощь.Ведь я никогда не ходил ни в детский сад, ни в школу, и меня никто не научил правилам поведения и не научил меня ни считать, ни читать. У меня есть карта, только я в ней ничего не понимаю. А на карте нарисовано, где лиса Алиса и кот Базилио спрятали клад, и я прошу вас помочь мне его найти.
Воспитатель: Что, ребята, вы согласны помочь?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель:Но прежде чем найти клад, нужно выполнить некоторые задания.
Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете, где здесь начало? Правильно. Это жёлтый квадрат другими словами жёлтый сектор. Посмотрите вокруг себя, где же нам найти жёлтый сектор?
Молодцы, вы нашли жёлтый квадрат, теперь откроем конверт с заданием.
1 СЕКТОР: («Отгадай загадку»).
Вам нужно отгадать загадки.
Загадка | Ответ |
На товаре быть должна обязательно | цена |
Всё , что в жизни продаётся, И крупа, и самовар называется | товар |
И врачу, и акробату выдают за труд | зарплату |
Сколько купили вы колбасы, Стрелкой покажут вам точно | весы |
Мебель, хлеб и огурцы продают нам | Продавцы |
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата. | Банкомат |
У меня игрушка есть, И монеток в ней не счесть. Моя игрушка — свинка, Дырка у нее на спинке. Монетки в дырку я кладу, Когда их станет много, жду. | Копилка |
В кошелёк мы их кладём, С ними в магазин идём. | Деньги |
Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. А вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 50 рублей, с обратной стороны написано начало загадки).
Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, какой следующий сектор?
Дети: Сиреневый треугольник.
Воспитатель:Посмотрите, где же нам найти сиреневый сектор? Молодцы, вы нашли сиреневый треугольник, теперь откроем конверт с заданием.
2 СЕКТОР: («Денежное дерево»)
Ведущий: Здесь вопрос!« Что получает взрослый за свой труд?»
(Ответы детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
А для чего людям нужны деньги?(Ответы детей).
Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги?(Ответы детей).
Игра «Монетки с волшебного дерева».
На веточке дерева висят монетки из золотистого картона. Дети «срывают» по одной монетке и называют соседей числа.
Игра «Размен»
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. А вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 100 рублей, с обратной стороны написано продолжение загадки).
Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, какой следующий сектор?
Дети: Зелёный ромб.
Воспитатель: Посмотрите, где же нам найти зелёный сектор? Молодцы, вы нашли зелёный ромб, теперь откроем конверт с заданием.
3 СЕКТОР: («Банк»)
Воспитатель:Ребята, вам надо сложить пазл.
(В конверте разрезанная картинка сторублёвой купюры формата А4.)
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 200 рублей, с обратной стороны написано продолжение загадки).
Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, какой следующий сектор?
Дети: Красный круг.
Воспитатель: Посмотрите, где же нам найти красный сектор? Молодцы, вы нашли красный круг, теперь откроем конверт с заданием.
4 СЕКТОР: («Физкультминутка»).
Воспитатель:физкультминутка(динамическая пауза)
Комплекс упражнений
Сколько точек будет в круге. Столько раз поднимем руки. | На доске круг с точками. Воспитатель указывает на них, считает. | И.П.- стоя, ноги врозь(4-5раз.) |
Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. | На доске 5 зелёных ёлочек. Воспитатель указывает на них, считает. | И.П.- стоя, ноги врозь, руки на поясе (4-5 раз). |
Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. | На доске 12 бабочек. Воспитатель указывает на них, считает. | И.П.- стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.(10-12раз) |
Воспитатель: отдохнули и справились с заданием. А вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 500 рублей, с обратной стороны написано продолжение загадки).
Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, какой следующий сектор?
Дети: Оранжевый овал.
Воспитатель: Посмотрите, где же нам найти оранжевый сектор? Молодцы, вы нашли оранжевый овал, теперь откроем конверт с заданием.
5 СЕКТОР: («Профессии»)
Воспитатель: Дети, здесь снова вопрос. « Где люди берут деньги?»
(Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда.
Игра « Кто кем работает?»
Цель. Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Загадки, рисунки с изображениями людей разных профессий.
Суть игры
На доске висят рисунки, на которых изображены люди разных профессий.
Воспитатель загадывает загадки о профессиях, а дети, ориентируясь по рисункам, называют и показывают профессии.
Загадка | Ответ |
В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведёт | бизнесмен |
Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт | Банкир |
Мебель, хлеб и огурцы Продают нам | Продавцы |
За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт | Кассир |
В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день | Бухгалтер |
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 1000 рублей, с обратной стороны написано продолжение загадки).
Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, какой следующий сектор?
Дети: Голубой прямоугольник.
Воспитатель: Посмотрите, где же нам найти голубой сектор? Молодцы, вы нашли голубой прямоугольник, теперь откроем конверт с заданием.
6 СЕКТОР: («Реши задачи»)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, здесь самое сложное задание! Надо решить задачи. Вы сможете справиться?
Читает экономические задачи:
ТЕКСТ ЗАДАЧИ | ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ |
Хорошо Маруся корову кормила Молока 10 литров она надоила. 2 литра телёнку решила отдать, А сколько Маруся может продать? | Эта задача даёт детям понять, что проданное молоко – это дополнительный доход в семейный бюджет |
Алёнка скопила 8 рублей, Решила на них угостить друзей. На друзей и на себя Потратила только 4 рубля. Всем было весело, Всем всего досталось, А сколько же денег у Алёнки осталось? | Дети знакомятся с понятием «накопить», что значит «экономить». Понимают смысл слова «угостить», что значит сделать что-то приятное друзьям безвозмездно |
Пятачок и Ослик В магазин пришли И с собою деньги Они принесли. У Ослика 7 рублей, У Пятачка 5, других денег нет. Кто из них больше купит конфет? | Дети узнают о зависимости количества денег и купленного на них товара, имеющего одну цену |
Осенью Антошка продавал картошку Килограмм картошки стоил 5 рублей. Зимой картошку продавал он тоже За килограмм просил на 2 рубля дороже. Трудно разобраться одной Сколько же стоит картошка зимой? | Дети узнают о сезонном повышении (понижении) цен на товар.Зимой картошка не растёт и это редкий продукт - дефицит |
Я в магазине купила игрушки Всего 2 рубля отдала за хлопушки И мишку ценою в 4 рубля. Сколько же денег потратила я? | Дети узнают, что у каждого товара есть своя цена, а выше или ниже она зависит от того, сколько труда было вложено в изготовление товара, какой материал был использован, его качество |
Молодцы, ребята, справились с этим заданием, а вот и награда.
(воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 2000 рублей, с обратной стороны написано окончание загадки).
Воспитатель: А какое же следующее задание? Клад? Давайте искать, он где – то рядом.
Молодцы. Но посмотрите, на сундуке висит замок. Как же нам его открыть?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, давайте откроем конверт и посмотрим , что же в конверте?(Воспитатель вынимает листок и читает: «Задание находится у вас!») Ребята, как задание может находиться у нас? Я ничего не понимаю? А вы? (Ответы детей).
Буратино: Ребята, посмотрите на наши денежки, ни чего необычного не замечаете? Давайте положим наши купюры в порядке возрастания и посмотрим , что же получится?
Воспитатель читает загадку: Маленькая, кругленька,
Тоненькая, жёлтенькая,
Всему свету миленькая? (Золотая монета).
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились иэтим заданием, а вот и награда – ключ от замка.
(Воспитатель достаёт из конверта ключ, открывает сундучок).
Буратино: Ребята, посмотрите, а вот и наш клад! (в сундучке лежат шоколадные золотые монетки.)
Буратино благодарит всех за помощь и угощает сладостями.
Воспитатель: Понравилось вам игра-путешествие? Что вы можете рассказать другим детям? Чем можете поделиться с родителями?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Приключения Буратино в стране компьютерных наук"
Конспект НОД "Приключения Буратино в стране компьютерных наук"...
"Приключение Буратино в стране математики"
Задачи:Образовательные: 1Учить различать и правильно называть геометрические фигуры; воспроизводить количество предметов на один больше, меньше, составление задачи и запись в тетради.2Закрепить количе...
Образовательная деятельность с использованием медиа презентации в подготовительной группе «Приключения Буратино в стране Знаний»
Конспект образовательной деятельности с использованием медиа презентации в подготовительной группе «Приключения Буратино в стране Знаний»...
Квест-технология как инновационная форма обучения грамоте детей дошкольного возраста. Игра "Приключения Буратино"
Предлагаю вашему вниманию конспект квест-игры "Приключения Буратино" (для детей старшего дошкольного возраста)...
Квест-- игра "Приключения в сказочной стране"
Игра – квест для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в сказочной стране»...
Конспект-сценарий Игра - квест по ПДД «Буратино в стране Правил Дорожного Движения»
Цель:-пропаганда основ безопасного поведения на дороге;- закрепить знания о правилах дорожного движения через игру;- закрепить знания о некоторых дорожных знаках;- закрепить знания о светофоре;- созда...
Квест-игра для детей подготовительной группы "Приключения Буратино в стране финансов"
В ходе прохождения этапов игры, дети закрепят финансовые понятия (деньги, монеты, покупать, сберегать, получать проценты по вкладу.)...