Квест-технология как инновационная форма обучения грамоте детей дошкольного возраста. Игра "Приключения Буратино"
методическая разработка по развитию речи
Предлагаю вашему вниманию конспект квест-игры "Приключения Буратино" (для детей старшего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28
«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
ИГРЫ
с использованием квест-технологии
на тему «Приключения Буратино»
для воспитанников подготовительной к школе группы
Клара Рауфовна Серкунова Учитель- логопед высшей квалификационной категории дата проведения: 15.05.2018г. |
г. Октябрьский, 2018г.
Цель:
Совершенствование у воспитанников навыков звукового анализа и синтеза, звуко-буквенного и слогового состава слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятия «звук, буква»;
- Совершенствовать навыки анализа слогового состава слов;
- Автоматизировать звуки Р, Рь, Л в чистоговорке;
- Подбирать слова-определения к существительному;
- Упражнять выполнять многоступенчатую инструкцию;
- Прививать навыки ориентирования в пространстве детского сада, самостоятельного передвижения по территории ДОУ.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь;
- Развивать мышление, слуховую и зрительную память, внимание, сообразительность, поисковую активность, стремление к самостоятельному решению проблемной ситуации.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения, сотрудничества и доброжелательности;
- Объединить и сплотить детей путём выполнения различных заданий.
- Формировать умение работать в команде;
- Воспитывать самоконтроль за речью.
Предполагаемый результат:
Выполнение всех заданий без затруднений
Предварительная работа:
Подгрупповые, индивидуальные занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, звукового, звуко-буквенного, звуко-слогового анализов, разучивание чистоговорок, упражнения на деление слов на слоги, решение «Волшебных лабиринтов»
Образовательная область:
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная, игровая.
Интеграция областей:
Форма организационной деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей в квест-игре.
Форма организации детей: подгрупповая (4 воспитанника подготовительной к школе группы)
Место проведения: музыкальный зал
Тип коррекционно-развивающего занятия: логопедический квест
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание схемы на плакате, кроссворда, букв на плакате, использование ТСО
Словесные: художественное слово-чистоговорки, упражнения, игра, вопросы учителя - логопеда, повторение, поощрение, объяснение, указания, оценка ответов детей, создание игровой ситуации, сюрпризный момент, квест-игра.
Практические: хождение по «островам», решение кроссворда, заучивание чистоговорки, разгадывание загадок.
Материал и оборудование:
Ноутбук, интерактивный экран, видеозапись фрагментов мультфильма «Приключения Буратино», презентация, мольберт, 6 конвертов с заданиями, дидактическая игра, ранец, азбука, игрушки Винни-пух, Пятачок, Кролик, Мудрая Сова, Ослик Иа, мелкие игрушки (киндер-сюрпризы).
Демонстрационный материал:
Конверт с письмом, карта (план-схема), плакат с парными согласными, гласными звуками-буквами, плакат с фрагментами букв, картинки с изображением нотного стана со скрипичным ключом, повара, физкультурного зала, доктора, старшего воспитателя, заведующей, картинка «паровоз» для определения количества слогов в названии героев Винни-пух, Пятачок, Кролик, Мудрая Сова, Ослик Иа.
Раздаточный материал: 4 карточки с фрагментами букв, 4 карточки-пазла с буквами, маркер, 4 фломастера, мнемотаблица с чистоговоркой (4 шт.), медали «Я – умник!, Я – умница!», шапочка «Умник», задание для педагоов.
Ход квест-игры:
1. Вводная часть. Организационный момент:
Учитель-логопед с детьми идут на занятие в логопедический кабинет, на пути встречают плачущего Буратино.
Учитель-логопед:
- Кто это? И что он делает в нашем детском саду? Из какого он фильма вы знаете? (Это Буратино. Из фильма « Приключения Буратино») Правильно.
Деревянного мальчишку
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
Из полена Папа Карло
Буратино смастерил
Неприятностей немало
Папа Карло пережил.
Педагог и дети расспрашивают о проблеме.
Буратино излагает детям историю, в которой он не желал учиться, и по этой причине он не готов к школе (слайд №1) Злой Карабас украл у него школьный ранец, и спрятал где-то на территории нашего детского сада, и до тех пор, пока Буратино не решит все задания, у него нет шанса получить свой ранец обратно, а так же попасть в школу (слайд №2)Учитель-логопед и дети решают совместно отложить занятие и прийти ему на помощь. Буратино протягивает детям карту, где зашифрованы задания.
2. Основная часть
Учитель-логопед:
- Нам немедленно нужно отправиться в дорогу на поиски школьного ранца. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (Карта.) Правильно, ребята. Вот она-то и подскажет нам верную дорогу. Посмотрите внимательно, на карте нарисованы острова, у каждого острова свой номер, а стрелками показано, как мы должны двигаться. На последнем острове мы видим волшебную дверь, возможно там злой Карабас и спрятал ранец Буратино (Дети рассматривают карту). На карте-схеме обозначены все подсказки, которые вам помогут пройти все испытания. Все задания будут о звуках и буквах. Будьте внимательными и дружными! (Учитель-логопед выставляет на мольберт карту - схему квеста)
2 часть - этапы игры (движение по схеме):
1 этап. Игра «Ушки на макушке!» (определение первого звука в слове и соотнесение его с графическим изображением)
Учитель-логопед:
- Итак, первый остров на карте называется "Ушки на макушке!", отправляетесь туда. (Музыкальный кабинет, конверт №1, муз.работник просит детей «пропеть» песенки жука ж-ж-ж, змеи ш-ш-ш, собаки р-р-р, парохода л-л-л и т. д., отдает волшебную коробочку, плакат с Карабасом). Дети подходят к столу, разворачивают плакат, на котором Карабас «поймал сачком» животных (игрушки из «киндер-сюрпризов»)
Учитель-логопед:
- Ребята, как вы думаете, что вы должны сделать?
Воспитанники: Нам нужно спасти всех, кто попал в сачок Карабаса.
Учитель-логопед:
- Правильно. Ваша задача назвать животное, четко выделяя первый звук в слове, найти графическое изображение, т.е. букву, обозначающую этот звук, затем поставить игрушку на свое место.
2 этап. Игра «Собери слово».
Учитель-логопед:
- А теперь нам пора двигаться дальше. Смотрим, куда показывает стрелка. Идем по стрелке и пришли на остров "Путаница". Куда направитесь за заданием? (Физкультурный зал, конверт №2, дети выполняют метание мешочками в цель и сбивают конверт, в котором лежит задание).
- Задание следующее: составить по первым буквам слова, прочитать слово, подобрать к нему соответствующую картинку.
3 этап. Игра «Веселое путешествие» (деление слов на слоги и определение количества слогов).
Учитель-логопед:
- Двигаемся дальше по стрелке. Попадаем на остров «Веселое путешествие». (Кабинет медсестры, конверт №3, просит подобрать определения к слову «витамины», на столе паровоз, на котором в вагонах разное количество окон (от одного до четырех).
- Задание следующее: необходимо разделить слова на слоги («отхлопать»), определить количество слогов в слове, затем рассадить героев мультфильма по вагонам с соответствующим количеством окон. Если в названии один слог, герой едет в вагоне с одним окном, если два слога – в вагоне с двумя окнами и т.д. Например: «Кро-лик», в слове «кро-лик» два слога, поедет в вагоне с двумя окошками.
Учитель-логопед:
4 этап. Упражнение «Восстанови букву».
Учитель-логопед:
- Двигаемся дальше по стрелке. Попадаем на остров «Буквоешка» (Кабинет заведующей, конверт №4, просит назвать «добрые слова»).
Учитель-логопед:
- Здесь часто идут дожди и все слова смываются на нем. Вам необходимо восстановить слова, т. е. дописать смытые дождем элементы букв.
5 этап. Игра «Зоркий глаз» (Поиск фрагмента с буквой)
Учитель-логопед:
- Молодцы, хорошо справились и с этим заданием, смотрим на карту и идём дальше. Что вы видите? Видим остров «Дикарей» (Кухня, конверт №5, повара просят угадать, что готовят на ужин по запаху).
- Задание: необходимо найти на карте фрагмент с буквой и составить слово, которое очень любят все ученики во всем мире (каникулы)
6 этап. Кроссворд «Буквоград»
Следуя по карте-схеме, дети подошли к острову «Буквоград» (Методический кабинет, конверт №6, ст. воспитатель просит назвать героев разных сказок, приносят конверт, где в кроссворде зашифрованы отгадки на загадки Карабаса.
Учитель-логопед:
- Ребята, это целый город, называется «Буквоград», здесь необходимо отгадать загадки и ответы найти в кроссворде.
Учитель-логопед:
- Молодцы, дети, нашли все предметы, но здесь нет ранца, его ещё надо найти. Давайте обратимся к карте, она должна нам подсказать, где находится ранец (Дети ищут обозначенный объект на слайде).
7 этап. Конкурс «Красноречие»
Учитель-логопед:
- Ну вот, ребята, мы и нашли пропажу и теперь надо вернуть ее кому? – Буратино (слайд № 3). Ребята, но он не открывается, наверно заколдован. Видим листок с заданием. Мы попадаем на Остров «Красноречие» и он последний. Открываем конверт с заданием №7: необходимо выучить и четко проговорить чистоговорку:
Деревянный Буратино
Карабаса победил
Дверь в каморку под картиной
Золотым ключом открыл.
Учитель-логопед разучивает с детьми чистоговорку о Буратино, затем отдает ранец Буратино.
3. Заключительная часть. Итог.
Учитель-логопед:
- Наша игра закончилась. У вас все получилось, потому что вы все задания выполняли дружно, помогали друг другу, были одной командой. Молодцы! А самое главное – не оставили в беде Буратино! Давайте пожелаем ему успехов в дальнейшей учебе.
Предполагаемые ответы воспитанников:
- Я желаю тебе на уроках быть внимательным!
- Я желаю получать хорошие отметки за выученные уроки и т. д.
Учитель-логопед раздает детям медали «Я – умник!, Я – умница!», а Буратино обещает сменить колпачок на шапочку «Умника», в случае его успешной учебы в школе. До встречи в школе!
Задание педагогам:
Учитель-логопед: (на внимательность)
- Уважаемые педагоги! Предлагаю продолжить нашу игру. Найдите в следующих предложениях названия 6 стран! Будьте внимательны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/06/picture-927111-1673013773.jpg)
"Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699412-1446277151.jpg)
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-1017490-1519910849.jpg)
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-551557-1632231957.jpg)
Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"
Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/10/picture-1029851-1523349928.jpg)
Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка представляет опыт работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-1031940-1679483465.jpg)
Тема: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель:создание условий для эффективного развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения квест-технологии в образовательный процессДля достижения цели были поставлены следующие за...