Тематическая проблемная математическая ситуация " Садоводы"
материал по математике (старшая группа)

Попова Валентина Николаевна
  • Тематическая проблемная математическая ситуация "Садоводы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_problemnaya_matematicheskaya_situatsiya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Непосредственно - Образовательной деятельности

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение

«Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский

Тематическая проблемная математическая ситуация

«Садоводы»

По развитию личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность) и элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством использования современных игровых комплектов

Разработала:

Попова Валентина Николаевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный

 структурное подразделение

«Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский

Новокуйбышевск, 2018 г

Тематическая проблемная математическая ситуация «Садоводы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

-упражнять в счете предметов в пределах 5;

-упражнять в сравнении чисел путем пересчета и составления пар;

-сформировать представление о составе числа «5», о том, что число «пять «состоит из двух меньших чисел;

- развивать пространственное восприятие (слева-справа), развивать умение использовать свой творческий потенциал в процессе конструктивно-модельной деятельности.

Методы и приемы:

-практические: ситуация выбора, моделирование клумб, выполнение практических действий (сложение) с целью отработки состава числа 5.

-наглядные: рассматривание, показ действий;

- словесные: беседа, объяснение способов действия при работе с цветными ладошками (сложение).

Материалы и оборудование: предметные картинки(царевна Несмеяна, садовник, весенние цветы, макеты клумбы)шнуровка  « Ладошки», ( набор состоит из ладошек 6 цветов, красного, зеленого, желтого, синего, фиолетового, оранжевого.Всего-72штуки, из них – ладошки двух типов: правая и левая руки, счет пальцев от 0 до 5 на левой и от 0 до 5 на правой ладошке,- таким образом , всего 12 ладошек по 6 цветов. На каждой имеются отверстия для шнуровки и цифра, соответствующие числу показанных пальцев. Шнурки 5 цветов: красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-

Исследовательская

Решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседа, рассуждения, вопрос-ответ

Продуктивная

Моделирование клумб

Логика образовательной деятельности

Деятельность

Воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1 этап- мотивация

Педагог собирает детей около себя:

-Какие весенние цветы вы знаете? Кто занимается разведением цветов и уходом за растениями в саду?

Дети отвечают на вопросы, называют весенние цветы и называют профессии людей, кто может работать в саду.

Дети проявляют инициативу в общении, включаются в предстоящую деятельность, знают названия весенних цветов и профессии людей кто работает в саду.

2этап-актуализация опорных знаний

Далее педагог сообщает детям о том, в один из дней саду Царевны Несмеяны погибли только что распустившиеся весенние цветы (демонстрирует картинки) и она просит помочь ее садовнику посадить новые цветы.

Педагог приглашает детей в сад царевны, где находятся саженцы весенних цветов.

Педагог уточняет:

-Царевна Несмеяна хочет, чтобы у нее было 2 клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем-то похожи.

Дети соглашаются помочь царевне Несмеянеи ее садовнику в посадке цветов в саду.

Дети предлагают варианты помощи в посадке цветов, рассматривают ладошки, подбирают похожие из них, моделируют клумбы. Производят анализ количества и цвета «материала». Выкладывают красные ладошки слева, желтые ладошки справа.Соединяют ладошки друг с другом так, чтобы получились пары. Приходят к выводу, что 5 красных ладошек и 5 желтых ладошек – это одинаковое количество.

Дети активно предлагают способы решения проблемы, делятся своими знаниями об окружающем их мире.

Дети знают и на практике применяют математическую связку число- количество. Уверенно оперируют следующим математическим понятием «слева- справа».Знаютчто пара- это два предмета.

3этап- затруднение в ситуации

Педагог сообщает:

-Для того, чтобы наша клумба была красивой и яркой, садовник сажает цветы по определенным правилам: в одной лунке-два цветка («ладошки») с общим количеством лепестков -5 (количество поднятых пальчиков на «ладошках»). Помогите садовнику посадить цветы по правилам.

Педагог направляет детей и помогает им решить данную проблему. Обращает внимание детей на ладошки-пары (красная + желтая). Предлагает взять желтую ладошку. Количество поднятых пальчиков на ней показывает количество лепестков у цветка. Сколько здесь лепестков? (4,3,2,1,0). Найди в ряду красных ладошек ту, которую можно добавить до 5. Возьмите данную пару ладошек и посчитайте общее количество поднятых пальчиков на них (лепестков). Сколько всего лепестков? (пять). Расскажитекак получилось? Педагог рассматривает с детьми разные варианты состава числа пять, опираясь на наглядность и пересчет предметов. Предоставляет возможность детям для показа своих вариантов состава числа «5».  

Дети рассматривают ладошки, но помочь садовнику посадить цветы по правилам не могут, испытывают трудности.

Дети внимательно слушают педагога, наблюдают, экспериментируют с ладошками, считают  общее количество лепестков (пальчиков) на двух «цветках». Пробуют составить правильные пары.

Дети из шнурков моделируют клумбы. И опытным путем с выполнением практических действий (сложение) познают состав числа «5» из двух меньших чисел. «Сажают» цветы в клумбы по правилам, который определил садовник.

Дети знают что такое правила, согласны действовать им, но не знают состав числа 5 (из каких двух меньших чисел состоит число 5).

Дети приобретают математический опыт, который в дальнейшим им поможет оперировать знаниями о составе числа «5». Дошкольники воплощают игровой замысел, используя свой творческий потенциал.

4 этап-осмысление

- Ребята, понравилось ли вам помогать Царевне Несмеяне и ее   садовнику?

- Скажите, смогли ли вы помочь садовнику правильно посадить цветы? Что вам в этом помогло?

Ответы детей.

Проявляют положительные эмоции. Называют способы решения проблемы.

Модификация

Дети выбирают свои варианты высаживания весенних цветов на клумбе.

Дети выбирают макеты клумб (зеленый круг, разделенный на сектора по количеству вариантов, определяющих состав числа 5) и   «высаживают» весенние цветы с пятью лепестками. Используют словесное комментирование практических действий.

Дети выполняют решение примеров на сложение с помощью практических действий.

Проявляют самостоятельность и активность в выполнении практических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"

Математика царица всех наук ."Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива"....

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие...

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...

Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию для детей младшей группы «Весёлое путешествие»

Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию                                д...

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников с использованием сюжета и героев русских народных сказок для создания проблемно-игровых ситуаций»

Одним из важнейших компонетов эффективной организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте является наличие мотивации у ребенка к занятию той или иной деятельностью. Использование сюжето...