Тематическая проблемная математическая ситуация " Садоводы"
материал по математике (старшая группа)
- Тематическая проблемная математическая ситуация "Садоводы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_problemnaya_matematicheskaya_situatsiya.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Непосредственно - Образовательной деятельности
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение
«Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский
Тематическая проблемная математическая ситуация
«Садоводы»
По развитию личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность) и элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством использования современных игровых комплектов
Разработала:
Попова Валентина Николаевна
Воспитатель
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный
структурное подразделение
«Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский
Новокуйбышевск, 2018 г
Тематическая проблемная математическая ситуация «Садоводы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
-упражнять в счете предметов в пределах 5;
-упражнять в сравнении чисел путем пересчета и составления пар;
-сформировать представление о составе числа «5», о том, что число «пять «состоит из двух меньших чисел;
- развивать пространственное восприятие (слева-справа), развивать умение использовать свой творческий потенциал в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Методы и приемы:
-практические: ситуация выбора, моделирование клумб, выполнение практических действий (сложение) с целью отработки состава числа 5.
-наглядные: рассматривание, показ действий;
- словесные: беседа, объяснение способов действия при работе с цветными ладошками (сложение).
Материалы и оборудование: предметные картинки(царевна Несмеяна, садовник, весенние цветы, макеты клумбы)шнуровка « Ладошки», ( набор состоит из ладошек 6 цветов, красного, зеленого, желтого, синего, фиолетового, оранжевого.Всего-72штуки, из них – ладошки двух типов: правая и левая руки, счет пальцев от 0 до 5 на левой и от 0 до 5 на правой ладошке,- таким образом , всего 12 ладошек по 6 цветов. На каждой имеются отверстия для шнуровки и цифра, соответствующие числу показанных пальцев. Шнурки 5 цветов: красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно- Исследовательская | Решение проблемных ситуаций |
Коммуникативная | Беседа, рассуждения, вопрос-ответ |
Продуктивная | Моделирование клумб |
Логика образовательной деятельности
Деятельность Воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 этап- мотивация
Педагог собирает детей около себя: -Какие весенние цветы вы знаете? Кто занимается разведением цветов и уходом за растениями в саду? | Дети отвечают на вопросы, называют весенние цветы и называют профессии людей, кто может работать в саду. | Дети проявляют инициативу в общении, включаются в предстоящую деятельность, знают названия весенних цветов и профессии людей кто работает в саду. |
2этап-актуализация опорных знаний
Далее педагог сообщает детям о том, в один из дней саду Царевны Несмеяны погибли только что распустившиеся весенние цветы (демонстрирует картинки) и она просит помочь ее садовнику посадить новые цветы. Педагог приглашает детей в сад царевны, где находятся саженцы весенних цветов. Педагог уточняет: -Царевна Несмеяна хочет, чтобы у нее было 2 клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем-то похожи. | Дети соглашаются помочь царевне Несмеянеи ее садовнику в посадке цветов в саду. Дети предлагают варианты помощи в посадке цветов, рассматривают ладошки, подбирают похожие из них, моделируют клумбы. Производят анализ количества и цвета «материала». Выкладывают красные ладошки слева, желтые ладошки справа.Соединяют ладошки друг с другом так, чтобы получились пары. Приходят к выводу, что 5 красных ладошек и 5 желтых ладошек – это одинаковое количество. | Дети активно предлагают способы решения проблемы, делятся своими знаниями об окружающем их мире. Дети знают и на практике применяют математическую связку число- количество. Уверенно оперируют следующим математическим понятием «слева- справа».Знаютчто пара- это два предмета. |
3этап- затруднение в ситуации
Педагог сообщает: -Для того, чтобы наша клумба была красивой и яркой, садовник сажает цветы по определенным правилам: в одной лунке-два цветка («ладошки») с общим количеством лепестков -5 (количество поднятых пальчиков на «ладошках»). Помогите садовнику посадить цветы по правилам. Педагог направляет детей и помогает им решить данную проблему. Обращает внимание детей на ладошки-пары (красная + желтая). Предлагает взять желтую ладошку. Количество поднятых пальчиков на ней показывает количество лепестков у цветка. Сколько здесь лепестков? (4,3,2,1,0). Найди в ряду красных ладошек ту, которую можно добавить до 5. Возьмите данную пару ладошек и посчитайте общее количество поднятых пальчиков на них (лепестков). Сколько всего лепестков? (пять). Расскажитекак получилось? Педагог рассматривает с детьми разные варианты состава числа пять, опираясь на наглядность и пересчет предметов. Предоставляет возможность детям для показа своих вариантов состава числа «5». | Дети рассматривают ладошки, но помочь садовнику посадить цветы по правилам не могут, испытывают трудности. Дети внимательно слушают педагога, наблюдают, экспериментируют с ладошками, считают общее количество лепестков (пальчиков) на двух «цветках». Пробуют составить правильные пары. Дети из шнурков моделируют клумбы. И опытным путем с выполнением практических действий (сложение) познают состав числа «5» из двух меньших чисел. «Сажают» цветы в клумбы по правилам, который определил садовник. | Дети знают что такое правила, согласны действовать им, но не знают состав числа 5 (из каких двух меньших чисел состоит число 5). Дети приобретают математический опыт, который в дальнейшим им поможет оперировать знаниями о составе числа «5». Дошкольники воплощают игровой замысел, используя свой творческий потенциал. |
4 этап-осмысление
- Ребята, понравилось ли вам помогать Царевне Несмеяне и ее садовнику? - Скажите, смогли ли вы помочь садовнику правильно посадить цветы? Что вам в этом помогло? | Ответы детей. | Проявляют положительные эмоции. Называют способы решения проблемы. |
Модификация
Дети выбирают свои варианты высаживания весенних цветов на клумбе. Дети выбирают макеты клумб (зеленый круг, разделенный на сектора по количеству вариантов, определяющих состав числа 5) и «высаживают» весенние цветы с пятью лепестками. Используют словесное комментирование практических действий. | Дети выполняют решение примеров на сложение с помощью практических действий. | Проявляют самостоятельность и активность в выполнении практических действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"
Математика царица всех наук ."Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива"....
Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие
Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие...
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...
Проблемно-игровые ситуации с математическим содержанием в средней группе 2016-17
Развитие математических способностей детей....
Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию для детей младшей группы «Весёлое путешествие»
Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию д...
«Развитие элементарных математических представлений дошкольников с использованием сюжета и героев русских народных сказок для создания проблемно-игровых ситуаций»
Одним из важнейших компонетов эффективной организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте является наличие мотивации у ребенка к занятию той или иной деятельностью. Использование сюжето...